Урок развития речи по русскому языку в 7 классе. «Где же наша человеческая благодарность, милосердие?»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок развития речи.Воспитание бережному отношению к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_7_klasse._stilt_rechi.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе.
«Где же наша человеческая благодарность, милосердие?»
Цель. Продолжить обучению выражать правильно свои мысли. Учить видеть проблему, поставленную автором, видеть позицию автора в тексте.
Уметь видеть актуальность проблемы на современном этапе. Обучение выражению мысли на письме.
Воспитывать бережному отношению к животным, учить быть отзывчивыми, добрыми.
Оборудование. Тексты на каждого учащегося, магнитофон, фонограммы,
фотоальбом с изображением животных.
Ход урока.
Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о добрососедстве с братьями нашими меньшими. Подобные занятия для вас уже не новы, но сегодня я предлагаю обратиться к нашим сердцам, заглянуть в сердце и отыскать уголок добра, мира и понимания к собакам. Вы уже знаете, что порой отношение к животным ярче, чем когда-либо характеризует человеческую сущность. Одним из домашних заданий было составить рассказ на минутку на определенную тему.
- Рассказ на минутку. « В животном мире»
Примерный рассказ: Сегодня утром встала от птичьего гомона за окном. Очень заинтересовалась, что могло так встревожить птиц. Подошла к окну и увидела, как небольшая стайка птиц прогоняет кошку. Меня поразило единство в действиях птиц: они, не боясь, летали низко, старались клюнуть кошку и долго ее сопровождали. Долго стоять у окна у меня не было времени – надо было идти в школу. С сожалением я отправилась собираться на занятия. И вот до сих пор меня мучит вопрос: за что так была наказана кошка, что она натворила?
( слушаем 2-3 рассказа)
- Вашему вниманию предлагаю выставку фотографий с изображением собак. Какими они здесь запечатлены? (ответы учащихся)
Наверное, они и должны быть счастливыми у хороших хозяев. Но, к сожалению, не все так гладко в отношении природы и человека. Поэтому послушайте стихотворение «Человек» С. Острового.
Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат. И восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем,
Человек – он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождем.
Все вместил в себя. Версты и время.
И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва и семя.
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества?
Встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь.
Мне кажется, что стихотворение не требует комментариев, оно призывает задуматься…
Как вы, наверное, догадались: сегодня предметом нашего внимания будут собаки.
У вас на столах я вижу игрушечных собачек, статуэтки, фотографии ваших любимцев.
Расскажите коротко о том, что вы принесли. ( рассказ 3-5 фразами)
3. Работа с текстами.
Задание. Прочитайте внимательно тексты, все ли слова вам понятны?
Текст 1
Собака – млекопитающее семейства волчьих. Происходит от волка. Начало одомашнивания собаки относится к мезолиту. Известно свыше 400 пород собак.
Мезолит – это переходный период от древнего каменного века(палеолита) к новому каменному веку (неолиту).
Текст 2
Жил-был пес. Черный бархатный нос.
Уши – лопушком. Белое брюшко.
Шея – дугой. Хвост – трубой.
Не старик, а бродит. Рыжая бородка.
Бахромой усы висят. Важная походка.
Звали его…
Текст 3
Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их – горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомство, а значит – дохода. Что же получается: деньги вместо души? Почему дефицит милосердия сегодня так велик?
- Что объединяет эти тексты? ( тексты про собаку)
- Определите стиль каждого текста.( первый текст описывает собаку с научной точки зрения, второй – создает образ пса, следовательно, это художественный стиль, третий текст поднимает общественную проблему, воздействует на читателя, значит, это публицистический стиль)
- Назовите особенности каждого стиля.
- Какой тип речи представляет собой начало художественного текста? (описание)
- Какие микротемы вы предложите для продолжения научного стиля?
(Место обитания, пищевые пристрастия, особенности разведения и содержания, дрессировка)
- Что ба вы предложили для продолжения публицистической статьи?
Ответить на вопросы:
- Определите тип публицистического текста. (рассуждение)
- Какую проблему поднимает автор в своем тексте? (отношение к животным)
- Какова позиция автора? (Е. Лайкова бьет тревогу о человеческой душе. Призывает читателя бережно относиться к животным, заглянуть в свое сердце и найти в нем хоть капельку того, что мы называем милосердие).
- Какую роль играют вопросительные предложения?
( Именно через них автор пытается эмоционально воздействовать на читателя. Она негодует по поводу утраты человеческой души, призывает к элементарной благодарности к животным)
- Разделяете ли вы точку зрения автора? ( ученики высказывают свою точку зрения)
- Встречались ли вы с ситуацией, описанной в тексте? (ребята делятся своим жизненным опытом)
- В каких произведениях других авторов вы читали, что собака пришла на помощь человеку или об отношении человека к собаке? ( М. Пришвин «Кладовая солнца», А.Барто «Дозор», Андреев «Кусака» и т.д.)
- Разберите по составу слово «милосердие», дайте толкование этому слову.
- Как вы понимаете выражение «дефицит милосердия»?
Предлагаю сделать наброски сочинений по нашей сегодняшней теме. Стиль выберите сами, но соблюдайте его на протяжении всего сочинения. В тексте используйте причастия и деепричастия. (3-5 мин)
Ребята зачитывают работы ( 2-3), обсуждаем обороты речи, сохранение стиля, идею текста.
В заключение урока мне хотелось бы, чтобы вы, ребята, написали на тех лучиках, которые лежат у вас на столе, важные человеческие качества (милосердие, добросердечие, взаимопонимание, доброта и т.д.) и прикрепили к доске. (В результате получается солнышко доброты).
(пока ребята заполняют лучики, читаю «Шарик» И.Солженицына из «Крохоток». )
Шарик.
Во дворе у нас один мальчик держит песика Шарика на цепи, - кутенком его посадил, с детства.
Понес я ему однажды куриные кости, еще теплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный, Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу.
Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал – и прочь опять, брюхом по снегу!
Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!...
Спасибо вам за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"
Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....
Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса
Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....
конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе
Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...
Урок развития речи по русскому языку на тему: "На что похожа наша планета".
Урок развития речи по русскому языку....
урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "
Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец работы творческой группы уч...
урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "
Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец работы творческой группы уч...
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе в рамках темы «Самопознание»: «Человеческая личность» (создание лингвокультурологического портрета слова «личность»)
Данный урок позволяет рассказать о концепте «личность» на разных языковых уровнях: лексическом, словообразовательном, лингвокультурологическом; составить лингвокультурологическое гнездо кон...