Урок развития речи по русскому языку в 7 классе в рамках темы «Самопознание»: «Человеческая личность» (создание лингвокультурологического портрета слова «личность»)
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) на тему

Масленникова Ольга Михайловна

Данный урок позволяет  рассказать о концепте «личность» на разных языковых уровнях: лексическом, словообразовательном, лингвокультурологическом; составить лингвокультурологическое гнездо концепта, подготовить учащихся к написанию миниатюры. Во время занятия у учащихся формируется   представление о связи словесно-образного и духовного пространства, их параллелизме, развиваются творческие способности учащихся, умение работать с текстом, обобщать и систематизировать.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе

            в рамках темы «Самопознание»

                 «Человеческая личность»

(создание лингвокультурологического портрета

                         слова «личность»)

                                                         Масленникова О.М.,

                                                                 учитель высшей категории

                                                                            ГБОУ СОШ №232

                                                                           Адмиралтейского района

                                                                           Санкт-Петербурга                            

Цели урока:

образовательные — рассказать о концепте «личность» на разных языковых уровнях: лексическом, словообразовательном, лингвокультурологическом; составить лингвокультурологическое гнездо концепта, подготовить учащихся к написанию миниатюры;

воспитательные — сформировать  представление учащихся о связи словесно-образного и духовного пространства, их параллелизме, воспитывать бережное отношение  к культурному наследию.  

развивающие  формировать  умение  построить монолог, используя лексико-изобразительные средства; развивать творческие способности учащихся, умение работать с текстом, обобщать и систематизировать.

Задачи урока:

познакомить учащихся с лексическим значением слова ЛИЧНОСТЬ;

научить учащихся выделять структурные единицы слова, соотносить их со значением слова;

подготовить учащихся к написанию эссе (миниатюры-размышления) на философско-этическую тему

Ход урока:

I этап – ассоциативный

Изобразите с помощью рисунка слово ЛИЦО и ЛИЧИНА (выразите в рисунке свои ассоциации к этим словам)

II этап – словарный портрет слова ЛИЧНОСТЬ

ВЫ русском языке, по замечанию профессора В.В. Колесова, слово ЛИЧНОСТЬ появляется в XVIII веке.

Составим словообразовательную цепочку, позволяющую выявить «внутреннюю форму» слова:

ЛИЧНОСТЬ ---- ЛИЧНЫЙ------ЛИЦО------ЛИК------ЛИЧИНА

В Толковом словаре В. Даля даны лексические значения следующих однокоренных слов:

(Обратимся к записи на доске)

ЛИЦО

ЛИК

ЛИЧИНА – накладная рожа, харя, маска

ЛИЧНЫЙ

ЛИЧНОСТЬ
ЛИЦЕДЕЙСТВОВАТЬ
ЛИЦЕЗРЕТЬ – созерцать

ЛИЦЕМЕРИТЬ – быть двуличным, действовать притворно

ЛИЦЕПРИЯТНЫЙ

ЛИЦЕНАЧЕРТАНЬЕ – изображение человека, особы

Вот что сообщается об этих словах в книге В.В. Колесова «Язык и ментальность»

(прочитаем текст, предложенный для работы на уроке)

III этап – контекстуальный портрет слова

1. Обратимся к тексту Н. Бердяева, русского философа начала ХХ века.

(Работа с текстом)

      Личност_ нет без работы духа над душевным _ и телес_ным составом человека. Человек может иметь индивидуальн_сть _ и не_ иметь личн_сти. Есть очень од_ренные люди _ очень сво_образные _ которые вместе с тем безлич_ны _ не способны к тому сопр_тивлению _ к тому усилию _ которого требу_т реализац_я личности. Реализац_я лич_ности всегда предпол_гает самоогр_ничение _ свободное подч_ненте сверхличному _ творчество сверхличных це_ностей.

                                                                                      Н. Бердяев. Я и мир объектов

  • Почему «индивидуальность» и «личность» – понятия не тождественные?
  • Почему понятия «реализация личности» и «самоограничение» не противоречат одно другому?
  • Как вы понимаете смысл выражения «свободное подч_нение сверхличному» и «творчество сверхличных це_ностей»?
  • Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Объясните их выбор.

2. Выпишите слова и словосочетания из текста Н. Бердяева, выражающие, по мнению философа, суть личности.

(Примерные ответы учеников:

работа духа

усилие

реализация личности

самоограничение

творчество сверхличных ценностей)

IV этап – решение лингвокультурологических задач

ЛКЗ №1

Подберите глаголы, сочетающиеся со словом ЛИЧНОСТЬ.

(Примеры ответов учеников)

ЛИЧНОСТЬ – набирается опыта, теряется, иногда блуждает во тьме, познает, узнает, бежит от правды, отчаивается, принимает решение, ставит условия себе идругим, стремится, чувствует, добивается, отвечает за себя и других (Танич Лера)

ЛИЧНОСТЬ – существует, стремится, реализуется, творит, принимает разные формы, приспосабливается, самоутверждается, создает, постигает, развивается, совершенствуется (Дубовик Маша)

ЛИЧНОСТЬ – действует, живет, творит, проявляется, чувствует, мыслит, работает, осуществляется (Гладкова Анна)

ЛИЧНОСТЬ – творит, думает, делает, живет, возвышается, самоотвергается, самоограничивается, самоуправляется, страдает (Оссовская Маша)

ЛИЧНОСТЬ – совершает выбор, реализуется, создает, совершает усилие над собой, что-то творит, сопротивляется, становится самостоятельной (Гребельная Василиса)

Вопрос учителя:

Можно ли считать сомнение признаком личности? Может ли личность сомневаться?

ЛКЗ №2

Восстановите с помощью стрелочек существующие связи между понятиями:

ЧЕЛОВЕК МЫСЛЯЩИЙ                                         ДУША

ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВУЮЩИЙ                                 ЛИЧНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВУЮЩИЙ                                 ДУХ

Обратите внимание на таблицу на листах с материалами к уроку (смотри Приложение к уроку).

После чтения ответов учеников делается вывод:

ЛИЧНОСТЬ характеризуется через ПОСТУПОК

V этап – слово в художественном тексте

Прочитайте стихотворение А. Блока «О, я хочу безумно жить….» из 3 тома (из «Трилогии вочеловечения») (3 т. собр. соч. в 6-ти томах, см. Приложение к уроку)

Подчеркните в тексте слова, сопоставимые с понятием ЛИЧНОСТЬ, связанные с личностным переживанием жизни.

Какова роль анафоры во второй строфе стихотворения («Пусть душит жизни сон тяжелый,/ Пусть задыхаюсь в этом сне…»)?

(Примерный ответ: анафора выражает сопротивление личности внешнему давлению жизни)

Сформулируйте и запишите, что значит ЖИТЬ по А. Блоку.

ЖИТЬ – сохранять все прекрасное для других, воплощать. Терпеть, сопротивляться ударам судьбы. Прощать слабости и двигаться вперед (все время). Подчиняться, приносить некоторые свои принципы в жертву высшему. Все время совершенствоваться. (Ситникова Алина)

ЖИТЬ – действовать во благо добра, даже если надо преодолевать препятствия жизни и саму жизнь. Надо жертвовать всем во имя добра и блага, пусть даже цена будет слишком велика (Емелина Анна)

ЖИТЬ – это преодолевать препятствия, быть готовым к страданиям, уметь прощать, ведь ради этого и нужна жизнь! Нужно поставить перед собой цель и стремиться к ней. Сделать что-то не только для себя, но и для других. Жить по Блоку – это жить, отдавая жизни все… (Кашапова Наташа)

ЖИТЬ – это значит отдаваться борьбе за справедливость, увековечивать что-либо, воплощать несбывшиеся мечты. Человек готов терпеть невзгоды жизни ради добра, света и торжества свободы и жертвовать собой ради цели. (Гладкова Анна)

VI этап – составление кластера

Просмотрите записи, сделанные на уроке и «соберите» схему, которая бы отразила ваше представление о ЛИЧНОСТИ (с какими понятиями сопоставимо слово ЛИЧНОСТЬ)

(Примеры ответов учеников)

ЖИЗНЬ                                   РАБОТА ДУХА                 СОПРОТИВЛЕНИЕ

СОМНЕНИЕ                        ЛИЧНОСТЬ                          РЕАЛИЗАЦИЯ

РАЗВИТИЕ                                                                          ТВОРЧЕСТВО

УСИЛИЕ           СИЛА МЫСЛИ          СВОБОДА       БОРЬБА   ВОЛЯ      ВЕРА

СОПРОТИВЛЕНИЕ                      ЛИЧНОСТЬ             СМЫСЛ

МЫСЛЬ      МАКСИМАЛИЗМ     ТВОРЧЕСТВО     САМООГРАНИЧЕНИЕ

САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ      ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

VII этап – лингвокультурологическое эссе (миниатюры-размышления)

Выберите и подчеркните пять слов из написанного вами сегодня на уроке.

Выпишите из подчеркнутых два слова, объедините их в словосочетание или соедините союзами. Напишите текст, темой которого является записанное вами сочетание слов.

Варианты тем эссе, сформулированные учениками:

Сомнение в творчестве

Стремление к совершенству

Свобода выбора

Воплощение через самопожертвование

Свобода прощения

Твердость характера

Самоограничивающее постижение

Творчество жизни

Свобода и воля

Сопротивление судьбе

Ценность развития

Сомнение и опыт

Сопротивление и усилие

Твердое знание

             

Приложение

Из книги В.В. Колесова  "Язык и ментальность"

       Вот в таком ряду и стоит понятие о личности.

       Усложнение представлений о человеке вызывало все новые формы слов, образованные от исходного корня-символа лик. Лик понимается как идеальный прообраз: его реальный об-лик - это уже не лик, а лицо (важное лицо начальника, знакомое лицо друга), но если вдруг по какой-то причине примет лицо несвойственное ему об-лич-ие, тогда возникает лич-ина, т.е. фальшивый образ лица и искаженный лик, разрушающий внешнее обличие и внутренний лик - кого?.. ну конечно же, личности.

       Так туго скручены в общий клубок со-значений все смыслы когда-то единого корня лик. Они соотносятся друг с другом строго системно и точно выражают различные проявления человеческой сущности. У человека есть и лицо, и маска-личина, и идеальный лик, почти незаметный за суетой жизни. Понятие о личности постепенно сгущалось из множество конкретных представлений и образов на основе символа лик: лицо, личина, облик и обличие, из связанных с ними напрямую образа, прообраза и даже образины (тоже своего рода личина - индивидуальная маска, пугающая своей уродливостью, скрывающая истинность лица и красоту лика, харя).

       

Стихотворение Александра Блока «О, я хочу безумно жить…»

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне,-

Быть может, юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство - разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь - дитя добра и света,

Он весь - свободы торжество!

                           

                          5 февраля 1914


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"

Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по теме "Сочинение-письмо"

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по теме "Сочинение-письмо". Урок сопровождается презентацией....

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

Разработка урока развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Азбука здоровья"

Разработка урока развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Азбука здоровья"...

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме: «Сочинение – репортаж с места раскопок »

Тема урока: «Сочинение – репортаж с места раскопок » Тип урока – урок развития речи с применением ИКТ. Цели урока: обучающая: дать представление о жанровых особенностях репортажа. развивающа...

Урок развития речи по русскому языку для 7 класса по теме: "Письмо бойцу: от прошлого к современности".

Данный урок развивает навыки у учащихся по составлению поздравительных и дружеских писем. Урок строится на исторической основе: учащиеся получают возможность проследить как развивался эпистолярный жан...