Урок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме: «Сочинение – репортаж с места раскопок »
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Степанова Татьяна Ивановна
Тема урока: «Сочинение – репортаж с места раскопок » Тип урока – урок развития речи с применением ИКТ. Цели урока: обучающая: дать представление о жанровых особенностях репортажа. развивающая: повторить признаки публицистического стиля, отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа; развивать навыки анализа текста, монологической речи, описания произведений живописи; воспитательная: формирование здорового образа жизни и интереса к творческому труду, профессии журналиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ  № 2

Урок развития речи

по русскому языку в 7 а классе

по теме:

«Сочинение – репортаж с места раскопок в Оренбургской области»

Учитель:  Степанова Т.И.

Февраль 2018 г.

Урок в 7 классе

Предмет: русский язык

Тема урока: «Сочинение – репортаж с места раскопок в Оренбургской области»

Тип урока – урок развития речи с применением ИКТ.

Цели урока:

обучающая: дать представление о жанровых особенностях репортажа.

развивающая: повторить признаки публицистического стиля, отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа; развивать навыки анализа текста, монологической речи, описания произведений живописи;

воспитательная: формирование здорового образа жизни и интереса к творческому труду, профессии журналиста.

Технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития творческих способностей обучающихся, информационно-коммуникационные.

Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Виды деятельности (элементы содержания, контроль): формирование у учащихся деятельностных способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания: индивидуальная работа с текстами, содержащими впечатление от увиденного, композиционные и языковые признаки текста впечатления.

Планируемые результаты

Предметные: научиться составлять и редактировать текст впечатления

Метапредметные УУД:

коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать).

регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

- познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения творческой работы.

Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Ход урока.

1. Оргмомент

Психологический настрой на урок. (Слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом.

С добрым утром начат день,

Гоним скуку, гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и играть.

Формула удачи: Улыбка - настроение - вера в себя - результат.

II. Проверка домашнего задания.

Беседа с классом.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

(Морфологический разбор предлога)

А кто нам желает напомнить порядок морфологического разбора предлога?

(1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки: простой или составной; производный или не производный.)

- А теперь проведём небольшую самостоятельную работу. Я вам раздам карточки, вы должны произвести морфологический разбор выделенных частей речи. (Приложение 1)

III. Работа по теме урока.

- Ребята, у вас в карточках было по два предложения, о чём в них шла речь?

(О спорте)

- Я предлагаю вам просмотреть видеоролик. (Просмотр выступления российских гимнасток). Какой вид спорта был представлен вашему вниманию? (Слайд 2)

(Художественная гимнастика).

Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной А. Сайкиной «Детская спортивная школа». О художнике нам расскажет Зубарева Анастасия. (Сообщение о биографии А. сайкиной)

- Мы с вам неоднократно писали сочинения по картинам различных художников. Вспомните и назовите их. (Попов «Первый снег», Широков «Друзья» и др). Но сегодня мы будем не просто описывать картину.

Для начала прослушайте и отгадайте загадку.

Почерком быстрым исписан весь лист -

Очерк в газету строчит ...

(Журналист.)

- Определение понятию «журналист» даст нам Кравцов О.

Журналист (от фр. journal – дневник, jour – день; восходит к лат. diurna – ежедневный) – сотрудник периодического издания, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. (Слайд 3)

Я предлагаю вам поработать сегодня журналистами и сделать репортаж о детской спортивной школе. Но для начала давайте дадим определение слова «репортаж».

(Сообщение обучающихся). РЕПОРТАЖ — (франц. reportage от англ. report сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент …   Большой Энциклопедический словарь.

Репортаж — информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью. В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем, или участником которого был журналист.

-К какому стилю относится такой жанр, как репортаж?

(Думаю, что репортаж создается в публицистическом стиле речи.)

- Каково назначение публицистического стиля?

(Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении).

- Какова цель репортажа?

(Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами).

Физкультминутка.

А теперь пора всем встать,

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и вновь поднять.

Отдохнули все немножко

И отправимся в дорожку.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело!

- Итак, вам предстоит написать сочинение-репортаж из детской спортивной школы.

В тетрадях запишите число, классная работа. Напишите по средине строки слово «План», его мы с вами составим по ходу урока.

План составляется по ходу работы над репортажем.

Работа с учебником.

- Откройте ваши учебники на странице 143, давайте поработаем со словами из рамки. Каково их лексическое значение? (Словарная работа)

Упражнение 348. Перед вами возможное начало репортажа. Давайте прочитаем его. (Один из учеников читает вслух).

- Ребята, сейчас вы должны поработать в парах. Ваша задача описать как можно ярче, красочнее группы девочек-гимнасток (3-5 предложений).

Работа в парах:1-я пара описывает группу гимнасток в центре, 2-я пара – группу сбоку, 3-я пара – группу сзади.

(Представители от каждой пары зачитывает получившееся описание поочереди. Остальные внимательно слушают и в конце могут дополнять описания)

- Так как это репортаж, то необходимо взять интервью у девочек-гимнасток или у их тренера. Каждая пара должна продумать по три вопроса, ответы на которые больше всего могли бы заинтересовать читателя.

«Интервью»

Каждая пара определяет, кто из них тренер, а кто юный спортсмен. Пары поочереди берут друг у друга интервью (Первая вторая третья первая)

- Как вы оформите интервью? (В виде диалога)

- Вспомните, как оформляется диалог на письме? (Каждая реплика начинается с новой строки, перед ней ставится тире, остальные знаки как и при прямой речи).

- Как и всякий текст, репортаж имеет заключение. Как можно закончить ваше сочинение- репортаж? (Ответы детей)

Примерный план:

1) Краткое вступление – общая картина. (Я захожу в гимнастический зал и вижу… Или: Вы бывали когда-нибудь на тренировке в гимнастическом зале?)

2) Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются, каково их настроение и т.д.

3) Выбор объекта для интервью, объяснение этого выбора (тренер, одна из девочек, групповое интервью).

4) Заключение, где выражаются чувства автора, которые он хочет передать читателям. (Время пролетело незаметно. Весь день у меня было приподнятое настроение. Шагая по улице, я чувствовал, что невольно улыбаюсь, и ловил ответные улыбки прохожих.)

Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое репортаж?

-Каковы требования к репортажу?

-С творчеством какой художницы мы познакомились?

Д.з. Написать сочинение-репортаж по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»

Анализ собственного сочинения-репортажа. (Приложение 2)

Получился ли у меня репортаж?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Урок развития речи русский язык (2 класс)

Сочинение - одно из средств развития речи и раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Для этого на данном уроке предусмотренны такие задания, с которыми справятся все дети: вставить в предлож...

Урок развития речи. Русский язык 7 класс.

Данный ресурс содержит конспект урока развития речи в 7 классе по заданию упражнения № 402. Он предназначен учителям, работающим по учебнику М.Т. Баранова....

Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".

Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе....

Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....

Основная мысль текста. Урок развития речи. Русский язык 7 класс

Урок развития речи по русскому языку 7 класс. На основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть"....

Сочинение-рассуждение. Урок развития речи. Русский язык. 6 класс.Программа Баранов М.Т. и др.

Урок с применением АМО технологии. Задача учителя создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,...