Сочинение-рассуждение. Урок развития речи. Русский язык. 6 класс.Программа Баранов М.Т. и др.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Урок с применением АМО технологии. Задача учителя создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры, для формирования коммуникативной компетенции через групповую деятельность, для духовно-нравственного воспитания через анализируемые тексты.
На уроке учащиеся
- вспомнят компоненты сочинения-рассуждения
- будут учиться работать по алгоритму написания рассуждения, применять клише для написания рассуждения, - устанавливать причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы, учиться подбирать средства выразительности для раскрытия идеи текста.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.1_urok_amo_sochinenie-rassuzhdenie.rar | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Оргмомент | (Презентация*) Приветствует учащихся: - Здравствуйте, дорогие гости, еще раз здравствуйте, ребята! Как видите, к этому уроку вы поделены на группы по 4-5 человек. Чтобы работа получилась наиболее слаженной, в каждой группе соедините руки в центре рабочего места и друг другу хором скажите: «Мы команда!» Итак, на раз, два, три… - Садитесь. Это урок развития речи. Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли готово к уроку? Дневник, тетрадь, принадлежности для письма; учебник вам на этом уроке не понадобится. А так же у вас на парте лежит файл с раздаточным материалом. - Откройте тетради. Число у нас с вами уже записано. Запишем тему урока. Как видите, в кавычках не написано название. Определимся с ним чуть позднее, вы мне в этом поможете, но оставьте для него пустую строку. | Приветствуют учителя и друг друга. Проверяют готовность к уроку. Записывают тему. |
2. Введение в тему Актуализация (фронтальная и индивидуальная работа, репродуктивный метод обучения) | На уроке мы будем готовиться к сочинению-рассуждению. Давайте до этого вспомним все типы текста*. Что такое рассуждение* *А какое мы будем писать рассуждение, попробуйте догадаться сами. Поможет вам в этом Варя, прочитав стихотворение Агнии Барто. - О чем это стихотворение, какова его тема и идея? (Тема: отношения дочери и матери; Идея заключается в том, что мы, дети, не всегда понимаем своих матерей, недостаточно уделяем им внимания, мало делимся душевным теплом, заботой). -Почему дочь не поняла маму? (Ее смутило многозначное слово теплота.). -О значениях слова ТЕПЛОТА нам расскажет Гариппова Элина ? - Т.е. дочь подумала, что мама замерзла. А какой теплоты, на самом деле, не хватало маме? (Другой теплоты: доброго сердечного отношения) - Как называется средство художественной выразительности, с которым поиграла Барто в стихотворении? (Метафора) - Барто, используя метафору, раскрыла очень важную тему, она и будет темой нашего сочинения. О чем будет наше сочинение? (О наших мамах, о близких, о тех, кто рядом с нами) - Очень часто мы своим поведением или каким-то словом огорчаем своих близких. Я думаю, наш сегодняшний урок заставит многих из нас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям. В итоге вы оформите свои мысли относительно данной темы в сочинение-рассуждение, заголовок к которому придумаете сами. | Записывают определение рассуждения в тетрадь.
Стихотворение А.Барто «Разговор с дочкой» (заголовок не объявляется) в исполнении заранее подготовленного ученика. - Мне не хватает теплоты, - Она сказала дочке. Дочь удивилась: - Мерзнешь ты И в летние денечки? - Ты не поймешь, еще мала, - Вздохнула мать устало. А дочь кричит: - Я поняла! - И тащит одеяло. Отвечают на вопросы учителя. * Элина: Значение слова Теплота в словаре Ефремовой (Интернет ресурс): Теплота - 1. Форма движения материи, представляющая собою беспорядочное движение образующих тело микрочастиц (молекул, атомов, электронов и т.п.). // Энергия, создаваемая таким движением. 2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. // Ощущение внутреннего тепла. 3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л.
|
3. Целеполагание и мотивация (фронтальная работа, частично-поисковый метод обучения) | * Итак, сегодня на уроке мы будем учиться писать рассуждение на тему, пока я называю ее условно: «Мы и наши близкие». Озаглавите же вы свою работу, как я уже сказала после ее написания. *Формулирование задач урока по таблице* (проверка) | Делают записи в тетради (записывают тему) Следуя логике, формулируют задачи урока, соединив действие первой колонки с результатом второй |
4. Первичное усвоение материала, осознание и осмысление учебной информации (фронтальная работа, объяснительно-иллюстративный метод обучения) | 1. *Структура сочинения-рассуждения (тезис, доказательства, вывод) 2. *Что такое тезис? (Тезис – основная мысль, требующая доказательства.) 3. *Что такое аргументы? (Аргументы – доводы, доказательства, позволяющие обосновать свою точку зрения.) 4. * От чего зависит степень убедительности сообщения?
5 *Составим развернутый план, опираясь на структуру. | Осмысливают учебную информацию. Структуру рассуждения фиксируют в тетради. Предлагают свои формулировки понятий «тезис», «аргументы». Высказывают свои предположения. Слушают объяснение, уточняют неясное. Как итог, рассматривают памятки, раскрывающие тип текста рассуждение. Высказывают свои предположения. Делают записи в тетради. |
5. Физкультминутка | - Для того чтобы настроиться на плодотворную работу, надо зарядиться положительной энергией – в этом поможет нам физкультминутка, эти упражнения можно выполнять со всей семьёй. | Выполняют движения |
6. Применение знаний и умений проверка уровня их усвоения (групповая работа работа) | *Практическая часть: Работа в группах (раскрытие микротем сочинения «Мы и наши близкие») Задания для групп: I группа. Напишите вступление с опорой на стихотворение А.Барто, обозначающее важность поставленной цели II группа. Напишите эмоциональное вступление, обозначающее важность поставленной темы, без опоры на стихотворение А.Барто III группа. Доказательство 1 IV группа. Доказательство 2 V группа. Доказательство 3 *Установка: - Для того, чтобы ваше сочинение пробудило сердца читателей, постарайтесь использовать больше теплых слов, т.е. добрых, сердечных, по отношению к своим близким. Отчет о работе в группах * Анализ отрывков. Обратить внимание на художественную выразительность. | Работают в группах по предложенным заданиям, используя клише. От каждой группы один из участников читает получившуюся часть сочинения |
7.Информация о домашнем задании | -Как вы предполагаете, каким будет домашнее задание? Напишите сочинение на тему: «Я и самый близкий мне человек», при желании можете приложить к работе рисунок или фотографию самого близкого вам человека. | Уточняют и записывают домашнее задание. |
8.Подведение итогов. Рефлексия | *Подведение итогов.
*Заполнение карт-саммоценки. *Рефлексия
| Каждая группа заполняет карты-самооценки. Отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи русский язык (2 класс)
Сочинение - одно из средств развития речи и раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Для этого на данном уроке предусмотренны такие задания, с которыми справятся все дети: вставить в предлож...
Урок развития речи. Русский язык 7 класс.
Данный ресурс содержит конспект урока развития речи в 7 классе по заданию упражнения № 402. Он предназначен учителям, работающим по учебнику М.Т. Баранова....
к урокам развития речи (русский язык и литература)
Сочинение по плану....
к урокам развития речи (русский язык и литература)
Сочинение по плану....
Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....
Основная мысль текста. Урок развития речи. Русский язык 7 класс
Урок развития речи по русскому языку 7 класс. На основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть"....
«Этапы написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по русскому языку. Пример урока в 11 классе».
Представленный материал был опробирован на уроках русского языка в 10 и 11 классах в рамках подготовки обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. Затем представлен учителям русского языка и...