Сочинение-рассуждение. Урок развития речи. Русский язык. 6 класс.Программа Баранов М.Т. и др.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Коршунова Мария Винцентовна

Урок с применением АМО технологии. Задача учителя создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,  для формирования коммуникативной компетенции через групповую деятельность, для духовно-нравственного воспитания через анализируемые тексты.

На уроке учащиеся

- вспомнят компоненты сочинения-рассуждения

- будут учиться работать по алгоритму написания рассуждения, применять клише для написания рассуждения, - устанавливать причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы, учиться подбирать средства выразительности для раскрытия идеи текста.
.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.1_urok_amo_sochinenie-rassuzhdenie.rar1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Оргмомент

(Презентация*)  Приветствует учащихся:

- Здравствуйте, дорогие гости, еще раз здравствуйте, ребята! Как видите, к этому уроку вы поделены на группы по 4-5 человек. Чтобы работа получилась наиболее слаженной, в каждой группе соедините руки  в центре рабочего места и друг другу хором скажите: «Мы команда!» Итак, на раз, два, три…

- Садитесь. Это урок развития речи. Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли готово к уроку? Дневник, тетрадь, принадлежности для письма; учебник вам на этом уроке не понадобится. А так же у вас на парте лежит файл с раздаточным материалом.

- Откройте тетради. Число у нас с вами уже записано. Запишем тему урока. Как видите, в кавычках не написано название. Определимся с ним чуть позднее, вы мне в этом поможете, но оставьте для него пустую строку.

Приветствуют учителя и друг друга.  

Проверяют готовность к уроку.

Записывают тему.

2. Введение в тему

Актуализация

(фронтальная и индивидуальная

работа, репродуктивный метод обучения)

 На уроке мы будем готовиться к сочинению-рассуждению. Давайте до этого вспомним все типы текста*. Что такое рассуждение*

 *А какое мы будем писать рассуждение, попробуйте догадаться сами. Поможет вам в этом Варя, прочитав стихотворение Агнии Барто.

- О чем это стихотворение, какова его тема и идея? (Тема: отношения дочери и матери;  Идея заключается в том,  что мы, дети, не всегда понимаем своих матерей, недостаточно уделяем им внимания, мало делимся душевным  теплом, заботой).

-Почему дочь не поняла маму? (Ее смутило многозначное слово теплота.).

-О значениях слова ТЕПЛОТА нам расскажет Гариппова  Элина ?

- Т.е. дочь подумала, что мама замерзла. А какой теплоты, на самом деле, не хватало маме?  (Другой теплоты: доброго сердечного отношения)

- Как называется средство художественной выразительности, с которым поиграла Барто в стихотворении? (Метафора)

-  Барто, используя метафору, раскрыла очень важную тему, она и будет темой нашего сочинения. О чем будет наше сочинение? (О наших мамах, о близких, о тех, кто рядом с нами)

-  Очень часто мы  своим поведением или каким-то словом огорчаем своих близких. Я думаю, наш сегодняшний урок  заставит многих из нас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям. В итоге вы оформите  свои мысли относительно данной темы в сочинение-рассуждение, заголовок к которому  придумаете сами.

Записывают определение рассуждения в тетрадь.

 

Стихотворение А.Барто «Разговор с дочкой» (заголовок не объявляется) в исполнении заранее подготовленного ученика.

- Мне не хватает теплоты, -

 Она сказала дочке.

 Дочь удивилась:

- Мерзнешь ты

 И в летние денечки?

  - Ты не поймешь, еще мала,

- Вздохнула мать устало.

 А дочь кричит: - Я поняла! -

 И тащит одеяло.            

Отвечают на вопросы учителя.  

  * Элина:    Значение слова Теплота в словаре Ефремовой (Интернет ресурс):

 Теплота - 1. Форма движения материи, представляющая собою беспорядочное движение образующих тело микрочастиц (молекул, атомов, электронов и т.п.). // Энергия, создаваемая таким движением.

2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. // Ощущение внутреннего тепла.

3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л.

 

       

3. Целеполагание и мотивация (фронтальная работа, частично-поисковый метод обучения)

* Итак, сегодня на уроке мы будем учиться писать рассуждение на тему, пока я называю ее условно: «Мы и наши близкие». Озаглавите же вы  свою работу, как я уже сказала после ее написания.

*Формулирование задач урока по таблице* (проверка)

Делают записи в тетради (записывают тему)

Следуя логике, формулируют задачи урока, соединив действие  первой колонки с результатом  второй

4. Первичное

усвоение материала, осознание и осмысление учебной

информации

(фронтальная работа, объяснительно-иллюстративный метод обучения)

1.  *Структура  сочинения-рассуждения (тезис, доказательства, вывод)

2. *Что такое тезис? (Тезис – основная мысль, требующая доказательства.)

3. *Что такое аргументы? (Аргументы – доводы,  доказательства,  позволяющие обосновать  свою точку зрения.)

4. * От чего зависит степень убедительности сообщения?

  • От количества и качества аргументов
  • От порядка изложения аргументов;
  • От формы их изложения.

5 *Составим развернутый план, опираясь на структуру.

Осмысливают учебную информацию.

Структуру рассуждения фиксируют в тетради.

 Предлагают свои формулировки понятий  «тезис», «аргументы».

Высказывают свои предположения.

Слушают объяснение,  уточняют неясное.

 Как итог, рассматривают  памятки, раскрывающие тип текста рассуждение.

Высказывают свои предположения. Делают записи в тетради.

5.  Физкультминутка 

- Для того чтобы настроиться на плодотворную работу, надо зарядиться положительной энергией – в этом поможет нам физкультминутка, эти упражнения можно выполнять со всей семьёй.

Выполняют движения

6. Применение

знаний и умений проверка

уровня их усвоения (групповая работа работа)

*Практическая часть: Работа в группах (раскрытие микротем сочинения «Мы и наши близкие»)

Задания для групп:

I группа.  Напишите вступление с опорой на стихотворение А.Барто, обозначающее важность поставленной цели

II группа. Напишите эмоциональное вступление, обозначающее важность поставленной темы, без опоры на стихотворение А.Барто

III группа. Доказательство 1

IV  группа. Доказательство 2

V группа. Доказательство 3

*Установка:

 - Для того, чтобы ваше сочинение пробудило сердца читателей, постарайтесь использовать больше теплых слов, т.е. добрых, сердечных,  по отношению к своим близким.

Отчет о работе в группах *

Анализ отрывков. Обратить внимание на художественную выразительность.

Работают в группах по предложенным заданиям, используя клише.

От каждой группы один из участников читает получившуюся часть сочинения

7.Информация

о домашнем задании 

-Как вы предполагаете, каким будет домашнее задание?

Напишите сочинение на тему: «Я и самый близкий мне человек», при желании можете приложить к работе рисунок или фотографию самого близкого вам человека.

Уточняют и записывают домашнее задание.

8.Подведение итогов. Рефлексия

*Подведение итогов.  

  • Назовите компоненты сочинения-рассуждения?
  • Как работать по алгоритму написания сочинения-рассуждения?
  • Для чего нужен читательский опыт?

*Заполнение карт-саммоценки.

 *Рефлексия

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • у меня получилось …
  • я попробую…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Каждая группа заполняет карты-самооценки.  Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи русский язык (2 класс)

Сочинение - одно из средств развития речи и раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Для этого на данном уроке предусмотренны такие задания, с которыми справятся все дети: вставить в предлож...

Урок развития речи. Русский язык 7 класс.

Данный ресурс содержит конспект урока развития речи в 7 классе по заданию упражнения № 402. Он предназначен учителям, работающим по учебнику М.Т. Баранова....

Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....

Основная мысль текста. Урок развития речи. Русский язык 7 класс

Урок развития речи по русскому языку 7 класс. На основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть"....

«Этапы написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по русскому языку. Пример урока в 11 классе».

Представленный материал был опробирован на уроках русского языка в 10 и 11 классах в рамках подготовки обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. Затем представлен учителям русского языка и...