Урок -развития речи по русскому языку по теме "Весна"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Санкова Елена Анатольевна

Конспект урока. Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._vesna._k.f._yuona.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Весна.(Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона « Конец зимы. Полдень»).

Класс:  6 «Б»

Задачи:

Образовательные: повторить уже ранее изученный материал по русскому языку и литературе с целью успешного написания сочинения по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».

Развивающие: развивать аналитическое мышление, устную и письменную монологическую речь, память, воображение.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к родному языку через восприятие шедевров русской классики и живописи, музыки.

Методы учения: репродуктивный, метод частично-поисковый, метод проблемной ситуации.

Методы обучения: беседа, объяснение, метод самоконтроля, метод иллюстрации, метод анализа лирического произведения.

Тип урока: нестандартный (интегрированный), связь русского языка и литературы.

Оборудование: доска с меловыми записями, репродукции картин художников о весне, проигрыватель, грампластинки с записью голосов птиц и Симфонии № 6 П.И.Чайковского, тексты стихотворений Ф.И.Тютчева «Весенние воды», Г.Скребицкого «Весна», учебник «Русский язык» 6 класс.

- Времена года любят капризничать, но по существу вернее их ничего нет на свете: весна, лето, осень, зима.

                             (Звучат в записи голоса птиц)

- Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о весне, о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали её художники в своих творениях.

- Давайте произнесем слово «весна» отчетливо, выразительно все вместе.

- Что слышится в этом слове?

  (Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май.)

- Обратимся к истокам этого слова.

  (Весна – это слово заимствовано из старославянского языка, оно означает веселье, радость, счастье.)

- Подберите однокоренные слова к слову «весна»

.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока «Весна. (Подготовка к сочинению описанию)», ниже – однокоренные слова к слову «весна».

- Какой же корень у всех этих слов?

 

  Весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по-весеннему..

- Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне

.

   Птица рада весне, а младенец – матери.

   Много снега – много хлеба, много воды – много травы.

   Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.

   Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.

   В марте курица из лужицы напьется.

   Весна красна цветами, а осень пирогами.

   Увидел грача – весну встречай.

   Весна красна, да холодна.

        Тает снежок, ожил лужок,

        День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

   

           Только снег в лесу сошел,

           Я голубеньким расцвел. (Подснежник)

 

- А какое же у вас представление о весне?

  ( 1. Мы любим весну. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок.

    2. Весна – это победа солнца и тепла. Весна – это победа воды, так как она поит землю водой.

    3. Весна – это зелень. Благодаря солнцу появляются почки, а затем зеленые листочки.)

- А чем пахнет весна?

  (Талым снегом, первой водой, цветами.)

Мини итог: - Итак, ребята, мы определили значение слова весна, привели примеры пословиц, поговорок, загадок о весне. И, наконец, выяснили ваше представление о весне.

 

- Ребята, у вас на партах текст веснянки, русской народной песни.

             

                        Весна, весна красная!

                        Приди, весна, с радостью, радостью,

                        С великой милостью:

                        Со льном высоким,

                        С корнем глубоким,

                        С хлебом обильным!

           

        (Чтение текста учителем)

- Прочитайте ещё раз про себя.

- Что представляет собой первая строчка песни?

- Почему во 2-ом предложении стоит двоеточие? (Это предложение с однородными членами и обобщающим словом при них.)

- А какие это предложения по эмоциональной окраске?

- Прочитайте еще раз текст песни про себя и запишите по памяти.(Проверка.)

-Так о весне говорит народный фольклор.

- А сейчас обратите внимание на текст стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды».

                      (Чтение текста)

- Обратите внимание на то, каким Тютчев рисует весенний день?

- Назовите непривычные слова для чтения. Попробуем объяснить их значение.

          Брег – берег; гласят – поют, кричат.

- Кто такие гонцы?

     Гонцы – оповестители, посыльные, глашатаи. Они предвещают весну.

- В стихотворении гонцы – это весенние воды, они предвещают наступление весны.

- Слов какой части речи в стихотворении больше всего? (Глаголов)

- Почему? (Потому что весна – это жизнь, движение, действие.)

- Назовите их.

- Какие эпитеты автор использует в стихотворении? (Берег сонный, молодая весна, тихие майские дни, румяный, светлый хоровод.)

- С  какой  интонацией  мы  будем   читать  это  стихотворение? ( Бодрой,  жизнерадостной).

- Прочитайте  это  стихотворение, соблюдая  интонацию.

- Ребята, а какие  вы  знаете  стих-я  о  весне?

- Прочитайте их, соблюдая  интонацию, логические  ударения,  паузы.

                          ( Чтение   стих-ний).

Миниитог:  Сколько  замечательных  стих-ний   написано   поэтами  о  весне.

- А  знаете  ли  вы,  какой  голос  у  весны?

- Сейчас  я  попрошу  вас  послушать  симфонию  №6  П.И.Чайковского. Прислушайтесь,  и вы  обязательно  услышите  голос весны, весеннюю  песню.

- Попробуйте   представить  себе, что  вместе  с  весной  вы  попали  в  лес,  на  полянку,  на  речку.

                                  (  Звучит  музыка).

- Какие  же  у  весны  звуки? ( Капель, журчание  ручья,  шелест  веток,  треск  ломающегося  льда).

- Какие  же  представления  о весне  навеяла  эта  симфония?

- А  вот  Геннадий  Скребицкий  даёт  нам  своё  представление  о  весне  лирической  миниатюрой « Весна».

Моё  любимое  время  года- весна,  только  совсем  не такая,  когда  зазеленеет трава и на деревьях  распустятся  листья, нет, я люблю  самое  начало  весны.

Вот  по  ложбинкам  побежали,  забулькали  ручейки, раскисли  дороги,  но и  по  ним  важно  разгуливают  чёрные, белоносые  грачи. Вот  в  полях,  по  буграм,  на  припёке  показались  первые  проталины, запели  над  ними  жаворонки. Это  и  есть  моё  самое  любимое  время  года- пробуждение   земли, её первая  улыбка  солнцу.

- Что  привлекает  автора  во  времени  года- весна?

- Какие слова, краски  использует  автор  для  описания  данного  времени  года?

- Какие  звуки  мы  слышим, читая  эту  миниатюру?

- Автор  описывает  раннюю весну, самое  начало. А какой же  она  ещё  может  быть?( Запоздалой, молодой, радостной).

- А вот  какой  весну  видят  художники- пейзажисты.

   Весна- одно  из  самых  излюбленных  времён  года.  Создавая  свои  величайшие  произведения,  художники  используют  яркие, тёплые,  солнечные  тона.

  Как  правило, на  их  полотнах  изображены  белоствольные  берёзки  на  фоне  голубого  неба.  Снег  на  проталинах  имеет  множество  оттенков: голубоватый,  искристый, рассыпчатый.

  От каждой  картины  веет  теплом, неожиданностью, великолепием.

- Ребята, откройте  иллюстрацию  картины  К.Ф.Юона « Конец  зимы. Полдень».

- Что  изобразил  художник?

( На картине  К.Ф.Юона  мы  видим  конец  зимы. На  переднем  плане-  избушка, от  неё  тянется  забор, около  него  стоят  ребятишки  на  лыжах, наверное,  они  в последний  раз  катаются. Снег такой  голубой, что  на  солнце переливается. Около  избушки  стоят  деревья, от  них  тянутся  тени. По  снегу  ходят  куры.

На  заднем  плане  мы  видим  тёмный  лес.)

- Какое  сочетание  цветов  использовал  художник  для  создания   эмоционального  настроения ?

- Ваши  впечатления  от  картины?

- Если  бы  вы  писали  сочинение- описание, как  бы  вы его начали?

- О  чём  бы  вы сказали  во  вступлении?

Домашнее  задание: напишите  сочинение- описание  природы  по  картине  К.Ф.Юона. Постарайтесь  передать  своё  впечатление  от  изображённого  художником  на  картине  уголка  природы.

Итог урока: вот  и  закончился  наш « весенний» урок. Сегодня  мы  с вами  говорили  о  весне, о  том, как  изображали, писали о весне  поэты, художники, композиторы; узнали  этимологическое  значение  слова- весна; услышали  пословицы, загадки, поговорки.

Надеюсь, что  всё  сказанное  сегодня  на  уроке поможет  вам  в  написании  домашнего  сочинения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса

Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"

Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....

Презентация для урока развития речи по русскому языку на тему: "Золотое кольцо России".

Урок развития речи. Презентация на тему: "Золотое кольцо России"....