Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Приведион Татьяна Ивановна

Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах  исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokno1.privedion_t._i.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: русский язык     Класс: 11

Учитель: Приведион Татьяна Ивановна

Школа: МОУ СОШ №48 г. Белгорода

Тема: Учимся писать сочинение-рассуждение.

Анализ публицистического текста.

Цели:

образовательные: способствовать формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах  исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.

 развивающие:

  • Содействовать формированию  и развитию коммуникативной компетенции школьников;
  • Создать условия для развития умения структурировать и использовать информацию;
  • Формировать навык работы в группах у учащихся.

воспитывающие:

  • Воспитывать бережное отношение к слову, языку.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Постановка целей.

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока, «Учимся писать сочинение – рассуждение. Анализ публицистического текста»  Сегодня мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные за все 10 лет вашей учебы в школе, и будем готовиться к главному испытанию по русскому языку- экзамену в форме и по материалам ЕГЭ, в котором ряд заданий ( А-27 - А-31,

В-1- В-8, С-1) основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных  или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений. На выполнение части С-1 отводится 90-100 мин.  Написание сочинения- рассуждения вызывает у выпускников наибольшие затруднения.

             Сегодня на уроке мы попробуем  выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с этой частью экзаменационной работы.

  1.  Этап актуализации знаний. Кластер.

- Я  предлагаю вам подумать над словами

Интеллигентность–Воспитанность – Образованность

- Какие ассоциации возникают у вас?

- Всегда ли мы можем поставить знак равенства между этими понятиями?

  1.  Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста)

       (1) Моя жизнь сложилась так, что я навсегда остался самоучкой. (2) Хорошо это или плохо? (3) Не знаю. (4) Во всяком случае, я ни о чем не жалею. (5) Ибо занимаясь самостоятельно своим образованием «на ощупь», потом все более и более целенаправленно и целеустремленно, я в конце концов нашел свою настоящую любовь, которая заполнила меня всего без остатка, стало смыслом и целью моей жизни, - ИСТОРИЮ.

        (6) Образование чрезвычайно важно в становлении личности. (7) Однако в моём представлении образован не тот, кто получил аттестат зрелости или диплом института, а тот, кто всю жизнь непрестанно учится. (8) Бывает так: встретишься с учёным и убедишься - хам, а поговоришь с водопроводчиком и видишь в нём аристократа духа.(9) Интеллигентность, на мой взгляд, определяется благородством натура, добротой, отзывчивостью души, стремлением помочь ближнему. (10) Значимость личности сегодня в обновляющемся обществе возросла. (11) Думаю, что человек обязан оставаться самим собой, не растворяться в коллективе, а, напротив, должен стремиться именно выделяться…

                 (12) Очень большое влияние на меня как литератора оказала (и продолжает оказывать) русская классическая и мировая живопись. (13) Музеи научили многое понимать, а картины обострили мой глаз.

                  (14) У меня очень органично соприкоснулась любовь к русской генеалогии с любовью к русской иконографии. (15) Некоторые думают, что иконография связана с иконами.(16) На самом деле это область исторической науки, и область очень интересная.(17) Иконография изучает не только портрет, но и судьбу изображённого на ней лица. (18) Вот тут вступает в дело история. (19) Иногда узнаешь имя, отчество, фамилию человека, а дальше – тьма. (20) Судьбы его не знаешь. (21) Чтобы узнать её, требуются годы. (22) Это даже не исследовательская, а следовательская работа.(23) Но работа захватывающе интересная.

                                                                         ( По В. Пикулю)

- О чем этот текст?

-Ознакомьтесь с основными положениями авторской информации, зафиксированной в виде назывного плана. Сверьте пункты плана с контекстом.

Назывной план

  1. Самообучение
  2. Смысл и цель жизни
  3. Важность образования
  4. Показатель образованности
  5. Определение интеллигентности
  6. Значимость личности
  7. Самоутверждение личности
  8. Обязанность человека
  9. Влияние живописи
  10. Генеалогия, иконография.

Проблематика текста

- А как вы понимаете, что такое проблема текста? (ответы учащихся)

- Давайте послушаем, как толкуется это слово в словаре ( подготовленный ответ ученика)

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. 

- Какие проблемы ставит перед читателями автор?

( Самообразование; проблема важности образования в становлении личности и др.)

Идея текста

- Какова основная идея писательского высказывания?

- Что хотел сказать своим читателям автор, создавая этот текст?

- Как определяет автор понятие интеллигентности, образованности?

Помните! Требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной  и прокомментированной проблеме.

Авторская позиция

- Скажите, какова позиция автора в данном тексте? Каким образом он выражает свое отношение?

Ознакомьтесь с краткой лингвистической характеристикой предложений  текста. Выполните поисковую работу данной информации и отметьте те факты, которые точнее определяют авторское отношение.

Лингвистическая картина текста.

№ 2 – Риторический вопрос

№ 4 – Вводное слово

№ 5 – Сложное предложение

  • Деепричастный оборот
  • Уточнение
  • Приложение

№ 8 – «Не тот, а этот».

  • Бессоюзное предложение

№ 9 – Вводное слово

  • Однородные члены предложения

№ 11 - Вводные слова

№ 12 - Вставная конструкция

№ 13 -  «Музеи научили, картины обострили»

№ 16 – присоединительная конструкция

№ 17 – «Не только, но и»

№19  – Однородные члены предложения.

  •  «тьма»

№22 – « не исследовательская, а следовательская»

- Итак, перед нами схематично составленная лингвистическая картина всего текста. Каждый отмеченный факт играет определенную роль. Подведем итог по этой части работы:

Тестовые задания.

Задание № 1

Определите, какое утверждение неверно:

  1. Самообразованием В.Пикуль сразу начал заниматься по определенной системе.
  2. Целью и смыслом жизни автора стала история.
  3. Образованность - постоянное стремление человека к знаниям.
  4. Человек должен в жизни самоутвердиться.

Задание № 2.

Определите, какое утверждение соответствует точке зрения автора?

  1. Интеллигентность определяется воспитанием человека.
  2.  Интеллигентность определяется нравственными качествами человека.
  3. Интеллигентность определяется степенью образованности.
  4. Интеллигентность определяется уровнем культуры.

Аргументация собственной позиции

Цель – убедить, в чем-либо, укрепить или изменить свое мнение.

Схема рассуждения

Тезис – Аргументация – Вывод.

Тезис- главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументы – доказательство, приводимые в поддержку тезиса, факты , примеры, утверждения, объяснения.

Аргументы «ЗА» должны быть:

  • Правдивыми, опираться на авторитетные источники
  • Доступными, простыми, понятными
  • Отражающими объективную реальность, соответствующие здравому смыслу.

Аргументы «против»:

  • Должны убедить в том, что аргументация автора не убедительна
  • Опровержения должны быть тактичны и подчеркнуто, корректны  (см. приложение)

Приложение

Используйте связующие слова:

  • К тому же;
  • В то же время;
  • Тем не менее;
  • Хотя, даже;
  • Несмотря на то что;
  • Вместо того;

Используйте слова, представляющие разные  точки зрения:

  •  С одной стороны; с другой стороны;
  •  В этом случае; в другом случае;
  •  Это может означать;
  •   Трудно не  согласиться

Чтобы ваша позиция выглядела убедительно, пишите ( когда это возможно ) «Мы».

  •  Мы все об этом слышали.
  •  Наше будущее зависит.
  •  Мы не можем остаться равнодушными.
  •  Проблемы,  с которыми сталкивается общество.
  •  это влияет на всех нас.

Если вы поддерживаете точку зрения автора, обращайтесь к речевым структурам.

  •  Трудно не согласится с автором в том, что…
  •  Автор прав, утверждая, что…
  • Справедливо утверждение автора о том, что…
  • Мне (нам) близка мысль писателя о том, что…

Если вы оспариваете точку зрения автора исходного текста, выберите следующие речевые структуры:

  •  Трудно согласиться с автором в том, что …
  •  Позиция писателя, на наш взгляд, противоречива…
  •  Главную мысль автора можно опровергнуть, если вспомнить, что …

Используйте Вопросы для обозначения мысли, например:

  •  Неужели это применимо для нашего общества?
  • Может ли мне кто – то сказать…
  • Таким способом вы заставляете читателя рассуждать вместе с вами.

Типичные ошибки

  • Не превращайте сочинение в изложение
  • Не начинайте свое сочинение с таких оборотов речи: «В этом тексте говорится…», «автор этого текста пишет…» и т.п.
  • Не повторяйте доводы автора, используйте свои собственные.
  • Аргументы должны приводиться  по силе возрастания, потому что последний в памяти фиксируется лучше, чем первый.
  • Не бойтесь высказывать свое мнение, рассуждайте,  анализируйте.

Несколько советов в работе над сочинением.

  • Прочитайте текст

Внимательно прочтение  поможет вам понять основную мысль текста и позицию автора.

  •  Запишите аргументы «За» или «против» позиции автора.

 Постарайтесь  понять Точку зрения автора.

  •  Продумайте вступление, оно может быть нестандартным, постепенно или сразу подводящим к теме ваших рассуждений.
  •  Еще раз перечитайте те мысли, которые прозвучат в вашей работе, и подумайте о концовке.

Вы можете еще раз повторить ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.

Суммировать все сказанное.

Согласиться или поспорить с точкой зрения автора. 

Использовать открытый финал – закончить сочинение риторическим вопросом.

Сочинение необходимо закончить вовремя . Оставьте время на окончание. 

Никогда не пренебрегайте  финалом. Даже хорошая работа может выглядеть оборванной на полуслове.

Концовка сочинения так же важна, как и начало.

  •  Пишите сочинение, не забывая об образности и красоте собственной речи.
  •  Следите за точностью и правильностью речи, избегайте речевых повторов.

Соединяйте мысли вашей работы в единое целое. Не «прыгайте» с одной мысли на другую.

Начинайте каждую новую мысль с новой строки.

  1. Работа в группах

- Сейчас вы приступаете к самому  ответственному этапу работы- формированию собственных тезисов.  Совместными усилиями вы через 7 минут представите плоды ваших трудов.  На предыдущих  уроках мы  работали таким образом, поэтому, приняв к сведению ваши особенности , я разделила вас на 3 группы.

Первая группа должна сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором.

Вторая группа будет формулировать тезисы , в которых выразит позицию автора.

Третья группа выразить собственное восприятие текста и одной из его проблем, помня о том, что необходимо два аргумента в защиту своей позиции, подкрепленные вашим жизненным опытом.

У вас на столах лежат материалы, которые понадобятся вам при написании работ.

- Итак, можете приступать к работе. Удачи!

  1. Этап контроля знаний. Чтение полученных фрагментов сочинения.

Учимся зачитывать свои работы как единое целое.

  1. Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста,  чем запомнился  

вам урок, чем понравился (ответы)

  1. Итог урока и домашнее задание.

- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"

Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...

Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"

Тема: «Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок  развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию  домашн...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс

Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Вспомнить п...

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Цель урока: формирование навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Формирование элементов мыслительных операций анализ и синтез.2. Вспомнить правило не с именами существительными.3....

разработка урока русского языка "Подготовка к сочинению - рассуждению (9.3.)"

Данная методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сочинению - рассуждению (задание 9.3)" входит в систему занятий  по подготовке к государственной итоговой атт...