Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Фролова Алина Александровна

Цель урока: формирование навыков правописания не с именами прилагательными.

Задачи:

1. Формирование элементов мыслительных операций анализ и синтез.

2. Вспомнить правило не с именами существительными.

3. Научиться грамотно писать слитно и раздельно не с именами прилагательными.

4. Закрепить полученные знания.

5. Формирование коммуникативных УУД через работу в парах.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Использование современных технологий: компьютерные технологии.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация, карточки.

Планируемые образовательные  результаты:

1.  Предметные (объём усвоения и уровень владения компетенциями): правильно писать НЕ с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание НЕ с прилагательными и существительными.

2. Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

3. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

Формируемые УУД:

- личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности);

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция): оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач; определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).

Методические приемы: повторение, тренировочные упражнения, исследование, формулировка выводов, обобщение, объяснительно-иллюстративный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс   5

Тема урока: «Не с именами прилагательными»

Цель урока: формирование навыков правописания не с именами прилагательными.

Задачи:

1. Формирование элементов мыслительных операций анализ и синтез.

2. Вспомнить правило не с именами существительными.

3. Научиться грамотно писать слитно и раздельно не с именами прилагательными.

4. Закрепить полученные знания.

5. Формирование коммуникативных УУД через работу в парах.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Использование современных технологий: компьютерные технологии.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация, карточки.

Планируемые образовательные  результаты:

1.  Предметные (объём усвоения и уровень владения компетенциями): правильно писать НЕ с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание НЕ с прилагательными и существительными.

2. Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

3. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

Формируемые УУД:

- личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности);

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция): оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач; определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).

Методические приемы: повторение, тренировочные упражнения, исследование, формулировка выводов, обобщение, объяснительно-иллюстративный.

Технология: проблемный диалог, здоровьесбережение, индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке, работа в парах постоянного состава, ИКТ-технология.

Учебник: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2015.


Ход урока:

Содержание урока

Пояснения по ССО

Планируемые результаты

1. Этап актуализации изученного и постановка цели и темы урока

О какой теме мы начинали говорить на предыдущем уроке? (правописание Не с именами прилагательными)

Ребята, чтобы нам определиться с темой сегодняшнего урока, давайте обратимся к слайду. Образуйте от данных имен существительных имена прилагательные.

Ненастье – ненастный

Неряха – неряшливый

Неправда – неправдивый

Неуспех – неуспешный

Не правда, а ложь – не правдивый, а лживый

Не успех, а провал – не успешный, а провальный

Что вы заметили? (прилагательные, образованные от данных существительных, пишутся с НЕ так же, как и эти существительные).

Использовались мыслительные операции сравнение, анализ и синтез.

Ученик научится сопоставлять и анализировать слова при заданных условиях.

Логический переход к новой теме

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

2. Формулировка темы, цели и задач урока

Мы впервые работаем по этой теме? (Нет)

- Поставьте перед собой цель и задачи на этот урок.

Ученик научится самостоятельно формулировать тему и цели урока, высказывать и отстаивать свою точку зрения, выслушивать ответы товарищей.

Логический переход

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Как вы уже догадались, в правописании имен существительных и имен прилагательных с Не много общего, поэтому правило о написании Не с прилагательными вы можете составить самостоятельно. Для этого мы разделимся на три группы. Каждая группа будет работать со своей карточкой.

Карточка 1. (для учащихся с высоким уровнем знаний)

I. …, если:

- небрежный, небрежен;

- недобрый, недобр.

II. …., если:

- не добрый, а злой; не добр, а зол;

- вовсе не добрый; вовсе не добр;

- совсем не добрый; совсем не добр;

- нисколько не радостный; нисколько не радостен;

- далеко не бедный; далеко не беден. Карточка 2. (для учащихся со средним уровнем знаний).

I. Не с … и … прилагательными пишется …., если:

- небрежный, небрежен

- недобрый, недобр

Не с … и … прилагательными пишется …, если:

- не _добрый, а злой; не _добр, а зол;

- вовсе не_ добрый; вовсе не_ добр;

- совсем не добрый; совсем не добр;

- нисколько не_ радостный; нисколько не_ радостен;

- далеко не_ бедный; далеко не_ беден.

Карточка 3. (для учащихся с низким уровнем знаний).

I. Не с полными и краткими прилагательными пишется …., если:

- небрежный, небрежен (не употребляются без не)

- недобрый (синоним злой); недобр (синоним зол);

II. Не с полными и краткими прилагательными пишется …., если:

- не _добрый, а злой; не _добр, а зол (противопоставление);

- вовсе не_ добрый; вовсе не_ добр;

- совсем не добрый; совсем не добр;

- нисколько не_ радостный; нисколько не_ радостен;

- далеко не_ бедный; далеко не_ беден. далеко.

Есть слова: вовсе, совсем, нисколько, далеко и др.

Какие еще слова также помогают записывать Не с прилагательными, как и с существительными, раздельно? (отнюдь и ничуть)

Сделайте вывод о написании Не с именами прилагательными. Сравним с учебником (проверка работы по карточкам, сравнение составленного правила с учебником).

Использовались мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и классификация.

Ученик анализирует правило, дополняет его своими предположениями, научится работать с разными источниками информации.

4. Этап первичной проверки понимания изученного

Распределите слова в зависимости от написания в два столбика:

(Не)ряшливый ребёнок

(не)уклюжий прыжок

(не) весёлый, а грустный

(не) широкая, а узкая улочка

(не)добрый взгляд

(не)хорошее поведение

вовсе (не) глубокая река

сказка ничуть (не) страшная

Слитно

Раздельно

 

 

Дополните правую колонку «Раздельно» подходящими предложениями из упражнения 343 (письм).

Мыслительные операции – сравнение, анализ, синтез, обобщение.

Ученик научится высказывать предположения, выдвигать гипотезу, проводить сравнение, используя выбранные им критерии, обобщать знания о правиле, самостоятельно делать выводы на основе своих наблюдений, работать с таблицей.

Логический переход

5. Закрепление

Продолжаем работу в нашей таблице. Теперь на слух вы должны будете распределить и записать словосочетания, включающие Не с прилагательными так, чтобы у I варианта было слитное написание, а у II – раздельное. Не забудьте выделять приставки, корни и указывать, где частица.

(Не)высокое дерево, далеко (не)удачный ответ, (не)обрывистый, а пологий берег, (не)строгий человек, (не)мягкий, а твёрдый, (не)глубокий овраг, (не)чаянная встреча, (не)брежный почерк, (не)смел, а труслив, вовсе (не)красивый поступок.

Сначала проверка в парах, затем с учетом слайда.

И в завершении урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест.

Учащиеся выполняют тест по теме урока, работают самостоятельно (задача – выбрать верный вариант написания).

1. НЕ с прилагательными пишется раздельно:

а) если слово не употребляется без не-;

б) если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом без не-;

в) если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2. Слово с НЕ пишется слитно:

а) (Не)приятельская армия отступила.

б) Эта книга далеко (не)проста.

в) Нам продали (не)мороженое, а лед.

3. Слово с НЕ пишется раздельно:

а) Мы ждали (не)большой корабль.

б) Он (не)взлюбил меня.

в) Этот нож (не)стальной.

4. Слово с НЕ пишется раздельно:

а) (не)ровная дорога;

б) (не)брежная запись;

в) путь (не)долог, а близок.

5. Слово с НЕ пишется слитно:

а) кабинет (не)папин;

б) портфель (не)кожаный;

в) (не)приступная крепость.

Вы можете оценить свою работу по критериям, записанным на доске. (Ученики оценивают свою работу по следующим критериям:

нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»)

Мыслительные операции –анализ, синтез.

Ученик научится размышлять, анализировать,

объяснять свою точку зрения, делать выводы, контролировать свою работу и осуществлять взаимопроверку.

6. Рефлексия

Давайте подведем итоги урока, опираясь на опорные слова на слайде.

Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили. Достигли ли вы их?

Оцените свою работу по предложенной форме. 

Ученик научится высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение товарищей, оценивать свою работу, давать самооценку.

Логический переход

Наш урок подошел к концу.

7. Домашнее задание

§ 46, упр. 345 (письм).

Ученик научится, используя анализ, сравнивать слова, планировать свою работу, выполнять ее по плану, делать самопроверку и корректировку.

Презентацию к уроку прикладываем в электронном виде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание -Н-и -НН- в суффиксах прилагательных"

Данный урок построен на основе учебника  русского  языка для 6 класса под редакцией м.М. Разумовской. Учебное занятие построено в форме путешествия в город Грамотеев. Методическая разработка...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»

Урок построен  в соответствии с требованиями системно – деятельностного подхода с использованием приемов развития критического мышления учащ...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Разряды имен прилагательных"

Урок разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Вспомнить п...