Методическая разработка урока русского языка на тему "Разряды имен прилагательных"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Морозова Юлия Александровна

Урок разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.03 КБ
Файл razryady_prilagatelnyh.pptx361.77 КБ
Файл zadaniya.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3.2.1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский

Конспект урока русского языка

Класс : 6

Тема: Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Тип урока: урок введения новых знаний

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению новой темы

Задачи урока: 1. Организовать наблюдение над разрядами прилагательных через выведение учащихся на необходимость их использования в речи;

2. Создание условий для формулировки цели урока;


3. Содействовать осознанию восприятия через выполнение учащимися упражнений

4. Организовать рефлексивную деятельность учащихся; 

5.Развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки;

6.Формировать работу в парах постоянного состава, самостоятельную работу.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие.  Знакомство с ребятами. Чтение стихотворения для создания положительной эмоциональной атмосферы в классе. (слайд 1)

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в действии.

Обратите внимание на слова, данные на слайде. Определите, какой частью речи являются данные слова. (слайд 2)

На слайде даны 3 группы слов 

Белый                                    глиняный                                                    лисий

Смелый                                     подземный                                                   папин

Холодный                             городской                                                    птичий

(прилагательные)

- Чем отличаются эти прилагательные друг от друга?

Попробуйте образовать от данных прилагательных простую форму сравнительной степени.

(Белее, смелее, холоднее)

 Справились ли вы с заданием? Почему?

(простая форма сравнительной степени образуется только от слов 1 группы)

- Эти группы в русском языке называются разрядами прилагательных.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?  Какова тема нашего урока?

(разряды имен прилагательных) (слайд 3)

III. Постановка учебной задачи

-  Какие задачи вы поставите?

(узнать на какие разряды делятся прилагательные, как отличаются между собой эти разряды, научиться определять разряд прилагательного)

-  Где мы можем найти материал о разрядах прилагательных?  (в учебнике, в Интернете, в библиотеке)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

-Давайте откроем учебник на стр. 121. И найдем информацию о том, на какие разряды делятся прилагательные (слайд 4)

Прилагательное

Качественные                        Относительные                              притяжательные

Белый                                                     глиняный                                                    лисий

Смелый                                                     подземный                                                   папин

Холодный                                               городской                                                    птичий

Сегодня на уроке мы более подробно  познакомимся с качественными прилагательными. Как вы думаете, какие прилагательные называются качественными?

Для этого мы прочитаем правило на стр. 120 и заполним кластер

Качественные

сочетаются с               образуют

Наречиями

Очень темный

Степени сравнения

темнее

Слова с приставкой НЕ

неаккуратный

Сложные прилагательные

бледный - бледный

Краткую форму

смел
весел

 

Что нужно знать, чтобы правильно определить, является ли прилагательное качественным? (то, что только качественные прилагательные образуют степени сравнения, слова с приставкой НЕ, сложные прилагательные и сочетаются с наречиями.)

V.   Первичное закрепление материала во внешней речи.

Сейчас мы поработаем в парах.  Время на выполнение задания – 4 мин. Затем вы объединяетесь в четверки и проверяете друг друга.

Задание 1: В   тексте найдите и подчеркните качественные прилагательные и докажите правильность своего выбора

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче... погляди в окно:

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Молодцы! Вы справились с заданием.

 (проверка)

Задание 2. Вставьте в текст качественные прилагательные.

Зима. Лесная полянка покрыта (…..)  снегом. Кажется, что на полянке никто не живёт. Но это только кажется. Возле куста торчит (…..)  пень. Это настоящий теремок. В нём — (…..)  квартиры. Тут зимует  жук-дровосек. В норе, между корнями, спит (….) ящерица. Все забрались в (…..)  пень. Каждый устроился в (…..) жилье. А на дереве сидит дятел. (…..) клювом он выколачивает семена из шишки.

-Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием (опрашиваю двух учеников)

Задание 3.   Подберите как можно больше качественных прилагательных к словам: задания по колонкам

                                                                                                                             

кот                              настроение                                                                  улыбка

Снег                               мама                                                                       погода

                             

  Памятка

VI. Рефлексия.

Чтобы знания были впрок,

Повторяем мы урок!

Верные и неверные утверждения

А – качественные                                                          В – не качественные

1. великолепный вид

2. тонкий ствол

3. январский мороз

4. берёзовая роща

5. серая кукушка

6.  твёрдый наст

7.  заячий хвостик

8.  муравьиная тропа

9. еловые ветки

10. низкое солнце

- Проверим себя. (ответы на слайде)

Критерии оценивания:

Верные ответы

оценка

10 - 9

5

8 - 7

4

6 - 5

3

4 – 3 и менее

2

- Поставьте отметки себе в дневники.

Давайте вспомним задачи, которые мы поставили для себя в начале урока.

Смогли ли мы их решить?

Все ли у нас получилось?

Что было трудно?

Я улыбки собираю,

Как побольше накоплю,

То не прячу, не скрываю,

Все обратно раздаю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.

Слайд 2

Белый Глиняный Лисий Смелый Подземный Папин Холодный Городской Птичий

Слайд 3

тема урока: Разряды имен прилагательных

Слайд 4

Разряды имён прилагательных качественные относительные притяжательные Белый Глиняный Лисий Смелый Подземный Папин Холодный Городской Птичий

Слайд 5

Качественные прилагательные сочетаются с образуют

Слайд 6

Качественные прилагательные Сочетаются с НАРЕЧИЯМИ Очень темный ОБРАЗУЮТ Сложные прилагательные Бледный - бледный Степени сравнения Более темный Слова с приставкой НЕ Неаккуратный Краткие прилагательные Аккуратен

Слайд 7

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче… погляди в окно! Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Слайд 8

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче… погляди в окно! Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Слайд 9

Вставьте в текст качественные прилагательные . Зима. Лесная полянка покрыта (…..) снегом. Кажется, что на полянке никто не живёт. Но это только кажется. Возле куста торчит (…..) пень. Это настоящий теремок. В нём — (…..) квартиры. Тут зимует жук-дровосек. В норе, между корнями, спит (….) ящерица. Все забрались в (…..) пень. Каждый устроился в (…..) жилье. А на дереве сидит дятел. (…..) клювом он выколачивает семена из шишки.

Слайд 10

Подберите как можно больше качественных прилагательных к словам : I колонка – мяч, команда II колонка – настроение, спортсмен III колонка – улыбка, победа

Слайд 11

памятка 1. Найти в тексте прилагательное. 2. Проверить: А) сочетается ли данное прилагательное с наречиями очень, слишком ; Б) образует ли прилагательное степени сравнения; В) образует ли краткую форму; Г) образует ли прилагательное с НЕ.

Слайд 12

Верные и неверные утверждения 1.Великолепный вид Качественное 2. Тонкий ствол Не качественное 3. Январский мороз Качественное 4. Березовая роща Качественное 5. Серая кукушка Не качественное 6. Твердый наст Качественное 7. Заячий хвостик Не качественное 8. Муравьиная тропа Качественное 9. Еловые ветки Не качественное 10. Низкое солнце Качественное

Слайд 13

Верные и неверные утверждения 1.Великолепный вид Качественное да 2. Тонкий ствол Не качественное нет 3. Январский мороз Качественное нет 4. Березовая роща Качественное нет 5. Серая кукушка Не качественное да 6. Твердый наст Качественное да 7. Заячий хвостик Не качественное да 8. Муравьиная тропа Качественное нет 9. Еловые ветки Не качественное да 10. Низкое солнце Качественное да

Слайд 14

Верные ответы Оценка 10 - 9 «5» 8 - 7 «4» 6 - 5 «3» Проверь себя

Слайд 15

Я улыбки собираю, Как побольше накоплю, То не прячу, не скрываю, Все обратно раздаю. Я улыбки собираю, Как побольше накоплю, То не прячу, не скрываю, Все обратно раздаю.



Предварительный просмотр:

Задание 1: В   тексте найдите и подчеркните качественные прилагательные и докажите правильность своего выбора

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче... погляди в окно:

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Задание 2. Вставьте в текст качественные прилагательные.

Зима. Лесная полянка покрыта ……………..  снегом. Кажется, что на полянке никто не живёт. Но это только кажется. Возле куста торчит ……………. пень. Это настоящий теремок. В нём — ……………  квартиры. Тут зимует  жук-дровосек. В норе, между корнями, спит …………….. ящерица. Все забрались в  пень. Каждый устроился в ……………..….. жилье. А на дереве сидит дятел.     …………….. клювом он выколачивает семена из шишки.

VI. Рефлексия.   Верные и неверные утверждения

Великолепный вид

Качественное

Тонкий ствол

Не качественное

Январский мороз

Качественное

Березовая роща

Качественное

Серая кукушка

Не качественное

Твердый наст

Качественное

Заячий хвостик

Не качественное

Муравьиная тропа

Качественное

Еловые ветки

Не качественное

Низкое солнце

Качественное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Вспомнить п...

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Цель урока: формирование навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Формирование элементов мыслительных операций анализ и синтез.2. Вспомнить правило не с именами существительными.3....

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...


 

Комментарии