Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Мурзина Ольга Юрьевна

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_imeni_sushchestvitelnogo.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Число имён существительных

Тип урока: Урок обобщения и углубления знаний.

Цель урока: формировать умения учащихся определять в тексте число существительного.

Метапредметные: пользоваться умениями ознакомительного чтения, выборочного аудирования.

Предметные: образовывать формы множественного и единственного числа, определять имена существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного, обогащать грамматический строй своей речи при овладении языковыми нормами.

УУД

Регулятивные 

- высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, цель урока;

- определять степень успешности работы;

Познавательные

- выделять главное, искать пути решения проблемы

- строить логически обоснованные рассуждения;

- группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения;

- уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, учебник под редакцией Рыбченковой, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Приветствие.

II. Мотивация учебной деятельности

1.Языковая разминка

Имена существительные: улы..ка, в..стор.., м..чта, п..чаль смелость.

Запишите существительные, устно объясняя орфограммы. Назвать морфологические признаки существительных (устно).

- Определите, какое существительное больше всего походит сейчас к вашему настроению. Подчеркните его, составьте с ним предложение, определите падеж этого существительного в вашем предложении.

2. Подготовка к восприятию нового.

Образуйте от существительных мн. число. Что получилось?

III. Определение темы урока, целей урока.

‒ Знакома вам эта тема? Зачем же мы возвращаемся к ней?

(Повторить, что знаем, узнать что-то новое).

Проверим, так ли это.

IV. Развитие учебно-языковых умений, формирование навыков культуры речи

1.Работа по учебнику – с. 19

Самостоятельное знакомство с информацией. Определение, что известно, что нового.

2.Самостоятельное выполнение упражнения 294

.Проверка 2-3 работ учителем.

3.Взаимопроверка (в парах). Выставление балла за выполненную работу (5 –без ошибок, 4- 1-2 несовпадения, 3-3-4 несовпадения, 2 – 5-6 несовпадений)

4.Домашнее задание упр.294 (2) &39

5. Работа в парах. Образование форм единственного или множественного числа от некоторых существительных (слайд):

Директор (ед.ч) – ? (мн.ч) ДИРЕКТОРа

Крем (ед.ч.) - ? (мн.ч.) КРеМЫ

Нефть (ед.ч.) - ? (мн.ч.) ------

Тапки (мн.ч.) - ? (ед.ч.) ТаПКА

Туфли (мн.ч.) - ? (ед.ч.) ТуФЛЯ

Лыжи (ед.ч.) - ? (ед.ч.) ЛыЖа

Брюки (мн.ч.) - ? (ед.ч) ------------

Торт (ед.ч.) -? (мн.ч.) ТоРТЫ

Договор (ед.ч) - ? (мн.ч.) ДОГОВоРЫ

Сравните результаты с ответамиУ кого не возникло затруднений и все получилось правильно? От каких существительных не можем образовать другое число. Сделайте вывод. Сравните его с материалом учебника (с. 19)

Физразгрузка: сидя потянитесь, выпрямите спину, помашите соседним группам.

6. Работа по группам.

Упр. 293 

7. Вопрос-шутка. Употребление формы единственного или множественного числа имен существительных иногда вызывает затруднения. Посмотрим, сможете ли вы определить, как правильно сказать:

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей

Или – у рыб нет зубов?

(ответ: у рыб нет зубов). 

8.Комментированное 296 (устно)

(коренья, хлебы, образы, корпуса)

Дополнительное задание (если время остается_ - по группам составить предложения со словами).

V.Самоконтроль знаний по теме

V. Рефлексия. Итоги урока.

  • Покажите смайликом, какое настроение у вас сейчас.
  • В чем испытывали затруднения сегодня? В чем?
  • Что нового узнали об имени существительном?
  • Где могут пригодиться знания, полученные сегодня? (Правильное употребление форм множественного числа свидетельствует об образованности и культуре человека. Знания, полученные на уроке пригодятся в жизни и на экзамене).

- Вспомните, какие мы ставили цели в начале урока. Достигли мы их?

Оцените свою работу на уроке.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

VIII. Домашнее задание.

Упр. 294(2), с. 20



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, об...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс

Данный конспект  предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...