Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Черных Алена Юрьевна

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева (образовательная система  «Школа 2100»).

На уроке использован  проблемно-диалогический  метод обучения, который  позволяет реализовать ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

·         Высокий уровень насыщенности содержания обучения.

·         Активные методы обучения.

·         Развитие ведущих ключевых компетенций учащегося.

·         Высокая степень самостоятельности школьника в процессе обучения.

Данная разработка урока демонстрирует достаточно продуктивное использование возможностей повторительно-обобщающих уроков для  закрепления изученного материала и подготовки к экзаменам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

7 КЛАССА 

Повторение изученного о деепричастии

А.Ю. Черных

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №40»,

г. Новоуральск Свердловская область

Аннотация (Пояснительная записка)

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева (образовательная система  «Школа 2100»).

На уроке использован  проблемно-диалогический  метод обучения, который  позволяет реализовать ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  • Высокий уровень насыщенности содержания обучения.
  • Активные методы обучения.
  • Развитие ведущих ключевых компетенций учащегося.
  • Высокая степень самостоятельности школьника в процессе обучения.

Данная разработка урока демонстрирует достаточно продуктивное использование возможностей повторительно-обобщающих уроков для  закрепления изученного материала и подготовки к экзаменам.

Дидактическая цель урока:        обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Деепричастие», определить уровень   усвоения государственного стандарта всеми учащимися.

        Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

        Образовательная цель: систематизация и  обобщение знаний и умений по теме.

        Развивающий аспект: развивать коммуникативные умения и навыки через индивидуальную, групповую  и фронтальную работу, умение наблюдать, сравнивать, анализировать и синтезировать информацию.

         Образовательный аспект: скорректировать   умение правильно употреблять в устной и письменной речи деепричастия и деепричастные обороты, формировать умение работать с заданиями ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

          Воспитательный аспект: воспитывать  у учащихся интерес и уважительное отношение к себе и другим людям.

        Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

        Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.

        Ведущий метод: проблемно-диалогический.

Принципы:

Доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, научности, системности и последовательности; наглядности.

        Средства обучения и оборудование: учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык: Учебник для 6-го класса основной школы/под науч. Ред. А.А. Леонтьева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2009. – 288 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100. Серия «Свободный ум»). Карточки с заданиями. Ноутбуки, электронная презентация, распечатки с заданиями, папки с файлами для каждого учащегося, листы формата А 4, А 3, маркеры, клей-карандаш 10 шт., магниты, ноутбук, экран (мультимедийная система для демонстрации заданий).

Орг. момент.

1 этап. Организационно-мотивационный

Дидактические задачи: психологически подготовить учащихся к общению на уроке,  обеспечить мотивацию учения школьников, включение их в совместную деятельность, актуализировать субъектный опыт учащихся.

  1. Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Как всегда урок мы начинаем с лингвистической разминки. Сегодня нас ждет орфоэпическая разминка.

Задание: прочитайте предложения, соблюдая орфоэпические нормы

Слайд №2

(Сначала предложение дается на экране без выделенных букв, затем на этапе проверки можно вывести подготовленный слайд, на котором ударные гласные выделены)

Слайд №3

В экспЕртную комиссию включенА группа директорОв, коррЕкторов, бухгАлтеров, профессорОв для обеспЕчения работы по составлению ведомостЕй.

  • Определите лексическое значение  выделенного слова. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю он-лайн.

(Эксперт – специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-то вопроса). Слайд №3

  1. Постановка цели и задач урока

Дидактические задачи: обеспечить  осмысление учащимися цели и задач деятельности на уроке, используя эвристический метод обучения, сформулировать цель и задачи.

  • Попробуйте предположить, опираясь на лексическое значение слова ЭКСПЕРТ, чем мы будем заниматься на уроке?

(Мы будем давать заключение при рассмотрении какого-либо  вопроса).

  • Вопросы какой темы будут в центре внимания на уроке?

(В центре внимания на уроке будут вопросы, связанные с изученной темой «Деепричастие»)

  • Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Повторение изученного о деепричастии.

Слайд №4

(на доске) +запись в тетрадь

 Групповая работа

Учитель: Вы знаете, что выпускники школы предъявляют свои знания по русскому языку в форме  ОГЭ и ЕГЭ. Оценивают их работы члены экспертной комиссии.

Я предлагаю вам сегодня поработать экспертами. Вы, наверное, уже задавали себе вопрос, почему класс разделен  на группы.

(Класс разделен,  потому что у каждой группы будет свое задание)

Учитель: Прослушайте, пожалуйста, правила работы:

  • У каждой группы будет  свое задание. Конечно, все они будут связаны с темой «Деепричастие». Вам предлагается проанализировать работу «условного выпускника». На ваших столах находится «Технологическая карта», которая поможет вам пройти все этапы урока.

(Дети получают варианты «выполненных» заданий).

Актуализация знаний. Введение проблемной ситуации

Учитель: Как вы думаете, есть ли ошибки в ответах?

(Да. В ответах есть ошибки)

Учитель: Предположите, чем вызваны ошибочные ответы.

(Возможно, ошибки могут быть вызваны неумением работать с подобными заданиями)

Учитель: Можно ли предположить, что у «выпускников» возникли проблемы при выполнении?

(Да, у «выпускников» могли возникнуть определенные проблемы при выполнении заданий)

Учитель: Можете ли вы без подготовки выполнить сами подобные задания?

(Скорее всего, у нас не получится без подготовки выполнить эти задания)

Учитель: Предположите, чему мы будем учиться на уроке.

(Мы будем учиться выполнять тестовые задания, подобные заданиям ЕГЭ по теме «Деепричастие»).

Учитель: Следовательно, какова цель сегодняшней работы?

(Мы попытаемся научиться работать с заданиями из ГИА и  ЕГЭ по теме «Деепричастие» и повторить изученное)

Учитель: Попробуйте предположить, с чего надо начать работу с заданиями.

(В первую очередь необходимо найти ключевое слово в задании, определяющее тему, знания которой проверяются)

Учитель: А еще вам предстоит  вспомнить теорию по данной теме, оценить выбранный ответ, и самое главное, продумать советы, которые вы бы хотели дать выпускнику,  по выполнению данного задания (т.е. составить алгоритм работы).

  • Как вы думаете,  какое слово станет ключевым на уроке?  -

( Ключевым словом будет  «АЛГОРИТМ»)

  • Если возникнут затруднения, обратитесь к главному эксперту, которого выберете самостоятельно. У него будет находиться «Технологическая карта», следуя указаниям которой вы не собьетесь с правильного пути. Кроме того, именно этот человек имеет право воспользоваться своей папкой, в которой есть теория по изученной теме.
  • Результат работы представьте  классу в виде комментария (какие знания проверялись, что представляло собой задание, предложите алгоритм работы по выполнению задания, записав его на листах маркером или оформив в виде презентации на ноутбуках. Прокомментируйте выбранный выпускником ответ, оцените его).

Физкультминутка.

Учитель: А перед трудной работой предлагаю отдохнуть. Наши физкультминутки проходят по-разному. Одна из форм будет предложена на сегодняшнем уроке.

На экран выводится слайд со словами.

Правила: ученик  произносит  слово, расположенное на экране,  если произношение соответствует орфоэпическим нормам, вы встаете.

Слайд №5

(Арахис, балованный, бармен, докрасна, каталог, обеспечение, кашлянуть)

  1. этап. Обобщение и систематизация знаний

Дидактическая задача: используя метод  наблюдения и исследования,  обобщить и систематизировать знания и  умения  по теме «Деепричастия»

 «Работа в качестве экспертов»

Комментарий: в группах работа идет по сценарию, представленному в «Технологической карте». Учащиеся анализируют задание, находят ключевое слово,  вспоминают теорию, необходимую для выполнения задания, составляют алгоритм работы. Главный эксперт, у которого находится папка с теорией, направляет работу в нужное русло.

  1. этап.  Применение знаний и умений.

Предъявление результатов работы в группах

Дидактическая задача: выяснить степень сформированности умений и навыков  по теме. Создать удобный алгоритм для работы.

Примечание: Группа демонстрирует классу результат работы. 1-2 представителя выходят к доске, с помощью экрана показывают своё задание, комментируют ошибки «выпускника» и предлагают классу алгоритм работы с заданием, написанный на листах А 4 маркером или выполненный на ноутбуке.  Далее другим группам предлагается выполнить задание того же типа. Рабочая группа выбирает представителей, которые следят за процессом выполнения в других группах. Анализируется эффективность составленного алгоритма. Если он «работает», запись алгоритма оформляется в папках для подготовки к итоговой аттестации. Если алгоритм вызывает сомнения, класс пытается  его скорректировать и только после этого запись заносят в папки. В процессе появляется рабочий материал в папках, представленный заданием, алгоритмом и комментариями.

5 этап. Контроль усвоения «Разработчики заданий для  ЕГЭ»

Дидактическая задача: учить пользоваться знаниями в новой форме.

Учитель: Как вы думаете, легко ли составлять задания для ЕГЭ?

(Наверно, разработчикам заданий нелегко:  им необходимо знать все по теме и уметь правильно составлять задания)

Учитель: А хотели бы вы стать разработчиками заданий?

(конечно, это ведь интересно!)

Учитель: Я вам предлагаю стать разработчиками таких заданий.

На материале текста, представленного на листах, попробуйте составить задания по теме «Деепричастие». Обратите внимание на формулировку задания к этому этапу в «Технологической карте»! также вы можете воспользоваться ноутбуками на дежурных столах. Вы знаете, что у нас есть выход в Интернет. На образовательных сайтах, ссылки на которые есть на рабочих столах ноутбуков, вы можете найти необходимый теоретический материал для работы.

  • Задания оформляются на листах маркером или на ноутбуках в виде презентации.

 Предъявление рабочего материала.

Группы демонстрируют составленные задания, зачитывают формулировку, показывают материал. Класс оценивает, комментирует. ( Если времени остается мало, можно прокомментировать работу лишь одной группы, для того чтобы учащиеся смогли успешно выполнить домашнее задание)

6. Рефлексия

Дидактическая задача: организовать осознание учащимися важности процесса познания, подвести итог урока.

  • Давайте вернемся к цели урока (повторить изученный материал по теме «Деепричастие», научиться работать  с заданиями по данной теме из ОГЭ и ЕГЭ). Достигли ли мы цели?
  • Что помогло в работе?
  • Что показалось трудным?
  • Что вызвало интерес?
  • Полезен ли для вас материал, полученный в процессе работы?
  • Оцените свою работу на листах самооценки.

Учитель: В качестве небольшой награды вы сегодня получите «Удостоверения» экспертов и разработчиков заданий для ГИА и ЕГЭ. Пусть эти импровизированные «документы» останутся для вас приятным воспоминанием о трудной работе, которую вы сегодня проделали.

(Происходит  торжественное вручение «Удостоверений»)

Домашнее задание. Продолжите работу по составлению заданий по теме «Деепричастие». Разработайте 2 задания с алгоритмом работы.

Приложение

Задания для групп

Текст

(1)Тяпка – мой симпатичный пес. (2)Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас.

(3)На зеленой шелковой опушке леса, поражая своей чернотой, виднеются пятна, оставленные кострищем.(4)В ложбине, извиваясь между камнями, течет ручей с ледяной водой. (5)Тяпка пьет из него, а я не могу. (6)Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного тулупа. (7)По дну стелется, зацепившись за камешек, капроновый чулок. (8)Течение, листая размокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. (9)Кто и зачем принес сюда все это?

(10)Ребята, уходя из леса, не забывайте захватить банки от сгущенного молока, консервов, бумажки, целлофановые пакеты. (11)Лежа на земле, они не принесут пользы.  (12)Помните: чтобы размокла, рассыпалась, смешалась с почвой брошенная в лесу газета, нужен как минимум год; с пустой жестяной банкой это происходит за несколько лет; для полиэтиленового пакета потребуются десятилетия, а осколки разбитой бутылки будут обезображивать нашу прекрасную землю веками.

(по Б. Бушелевой).

1 группа

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Гуляя с ним,

  1. не возникают огорчения. (Ответ «выпускника»)
  2. у нас возникло чувство опасности.
  3. мы часто уходим в лес.
  4. нас подстерегают опасности.

2 группа

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЛЕЖА из предложения 11.

  1. Наречие. (Ответ «выпускника»)
  2. Глагол.
  3. Деепричастие.
  4. Прилагательное.

3 группа

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Вижу (1 ) наклонившись к воде (2 ) кусок кем-то брошенного тулупа.

  1. Простое предложение с деепричастным оборотом, запятые на месте цифр 1,2.
  2. Сложное предложение, запятая на месте цифры 1. (Ответ «выпускника)
  3. Простое неосложненное предложение, запятые не нужны.
  4. Простое предложение с деепричастным оборотом, запятые не нужны.

Задания для контроля (экспертная комиссия)

1 группа

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Возражая собеседнику,

  1. часто не учитываются законы психологии.
  2. я привел свои аргументы.
  3. у нас возникло взаимопонимание.
  4. ему позвонили.

2 группа

Укажите правильную морфологическую характеристику слова СИДЯ в предложении

Он читал сидя.

  1. Деепричастие.
  2. Наречие.
  3. Глагол.
  4. Прилагательное.

3 группа

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Мы работали ( ) не покладая рук.

  1. Простое предложение, осложненное деепричастным оборотом. Запятая нужна.
  2. Простое предложение без деепричастного оборота. Запятая не нужна.
  3. Сложное предложение. Запятая нужна после первого простого.
  4. Простое предложение с однородными сказуемыми. Запятая нужна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление деепричастий в речи" с презентацией

Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся  при изучении...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие"

Урок - экскурсия в музей Русского языка проводится с целью обобщения, систематизации знаний, умений и навыков по теме "Причастие"Задачи:1. систематизировать знания о причастии как о самостоятельной ча...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, об...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Роль деепричастий в речи"

Цель урока "Роль деепричастий в речи"- выявление выразительных возможностей деепричастий. Данный урок является связующим между  уроками о правильном употреблении деепричастий и уроками ...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Что такое деепричастие?"

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Что такое деепричастие?" по программе М.М. Разумовской представляет собой исследование. Это урок открытия новых знаний  К разработке ...