Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Что такое деепричастие?"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

    Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Что такое деепричастие?" по программе М.М. Разумовской представляет собой исследование. Это урок открытия новых знаний  К разработке прилагается презентация по теме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Что такое деепричастие

    Тип урока: Урок-исследование

    Цель урока
    обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость);
    формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;

    развивающая: развитие умения исследовать, анализировать, обобщать;
    вырабатывать языковое чутьё;

    воспитывающая: воспитание любви к слову (русскому языку), умение работать  в паре.

    Планируемые результаты обучения:

    предметные: формирование практических навыков распознавания деепричастия, его грамматических, пунктуационных особенностей; умения различать причастия и деепричастия.

    метапредметные: развитие навыков смыслового чтения текста ; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, детальным);овладение приёмами отбора и систематизации материала; способность к передаче и преобразованию, сохранению и передачи информации, содержащейся в тексте.

    личностные: формирование интереса к родному языку, ценностных ориентиров, мотивации к получению знаний.

    Методы и приёмы: слово учителя, фронтальный опрос, фронтальная беседа, работа с текстом, использование ИКТ, вопросы для закрепления знаний, нахождение изучаемого языкового явления, вопросы для осмысления, усвоения и закрепления знаний, устная проверка.

    Ход урока:

    I. Оргмомент

     Я желаю всем хорошего настроения, доброжелательной обстановки и успеха! Думаю, что этот урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

    А теперь откройте тетради и запишите число…, классная работа.

    II. Орфографическая разминка    слайд 1

    Посмотрите на доску. Вы видите словосочетания, я нашла в них ошибки. А вы сможете?

    (найти, записать в тетрадь правильно, объяснить)

    Неговорящий попугай

    Выкованый меч (нн)

    Не говорящий по-русски

    Незаботившийся о деле (не раздельно)

    Не написал сочинение

    Правило необъяснено  (не раздельно)

    Не  угасая

    Зачитывают, объясняют.

    Сможете объяснить написание и значение последнего слова? Глагол? Причастие?

       Нет. Мы не знаем, к какой части речи оно относится.

    III. Новый материал

    Это деепричастие. Зачем написала его?  (определяют тему урока)

    Тема урока слайд 2   (запись в тетради)

    Определить цели урока

    Целеполагание   (ставят цели)   слайд 3

    - Это и будет нашей задачей на уроке: уточните ещё раз, что надо узнать о деепричастии, чтобы их находить в предложениях?  Чему научиться?

    Ответы учащихся: (уметь определять грамматическое значение, знать вопросы, морфологические признаки, способ образования, роль в предложении)

    - Итак, мы сегодня будем исследовать, что такое деепричастие. Слайд 4

    Вторая часть слова знакома, а что означает первая? Входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие, т.е. связано с действием.

    - Любое исследование предполагает алгоритм действий, то есть определённый порядок. Поэтому нашей путеводной картой будет таблица, заполняя которую, мы создадим план-конспект о деепричастии.

    У каждого из вас на парте лежит таблица слайд 5

    Знакомимся с таблицей

    Первая строчка «Что такое деепричастие?» заполнится нами в конце урока, мы должны будем прийти к этому определению.

    вопрос

    деепричастие

    1.Что  такое деепричастие?

    2. Что обозначает? (грамматическое    

        значение)

    3. На какие вопросы отвечает?

     

    4. От какой части речи образуется?

     

    5. Имеют суффиксы:

     

    6. Морфологические признаки

     

    7. Каким членом предложения может

        быть?

     

    8. Роль в речи

     

    Начало анализа 

    1) Начнём наше исследование с грамматического  значения, строчка № 2  

    Не угасая

    Можно определить грамматическое значение этого слова? Нет

    Запишем предложение в тетради (и на доске)

    Звезда полей горит, не угасая.

    1. Что обозначает в предложении деепричастие не угасая?
    2. Для этого нам надо задать вопрос. От какого слова будем задавать вопрос?
    3. Найдём глагол-сказуемое (горит), оно обозначает? (действие)
    4. Горит (как? что делая?) не угасая. Что обозначает?

    Деепричастие не угасая обозначает добавочное  действие.

    Давайте потренируемся в нахождении деепричастий.

    Задание: определите в предложениях, где главное, а где добавочное действие.  Спишите предложения. Главное действие подчеркните как сказуемое.

    (1 ряд – 1 и 2 предложения; 2 ряд – 3 и 4 предложения)

    Слайд 6

    1. Работать засучив рукава.  

    2. Бежать сломя голову.  

    3. Слушать затаив дыхание.

    4. Смеяться покатываясь со смеху.

    Проверка: (ответы учащихся: основное действие обозначают глаголы, а деепричастия – добавочное:

    работать (что сделав?) засучив рукава,

    бежать (как?) сломя голову,

    слушать (что сделав? каким образом?) затаив дыхание,

    смеяться (что делая?) покатываясь со смеху.

    Давайте проведём эксперимент: уберём всё, кроме деепричастий.

    Слайд  7

    засучив, сломя, затаив, покатываясь

    Понятно ли, что обозначают эти слова вне предложения?

    Почему нам непонятно? Чего не хватает? (не хватает действий, глаголов)

    Делаем вывод: деепричастие может существовать только при глаголе, так как характеризует основное действие, обозначает добавочное действие. Значит, деепричастие – это форма глагола.

    Итак, мы узнали грамматическое значение деепричастия. Что обозначает деепричастие?

    (записываем грамматическое значение во 2-ую строку таблицы)

    2)  Двигаемся в нашем исследовании дальше.

    Посмотрим на следующий пункт в нашей таблице – это вопросы.

    Давайте постараемся поставить вопросы к деепричастиям. Слайд 8

    Посмотрите, вопросы даны: вам нужно к каждому деепричастию подобрать свой вопрос, они не должны повторяться. От каких слов будете задавать вопрос? Некоторые вопросы похожи на глагольные.

    Напишите над деепричастиями вопросы, можете помогать друг другу.

    Работать (что сделав?) засучив рукава.

    Смеяться (что делая?) покатываясь со смеху.

    Бежать (как?)  сломя голову.

    Слушать (каким образом?) затаив дыхание.

    Вопросы: что сделав? что делая? как? каким образом?

    Проверка: учащиеся называют вопросы, которые они подобрали для деепричастий.

    Вывод: деепричастия отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Вопросы запишите в таблицу. У каких частей речи похожие вопросы? (у глаголов, у наречий)

    3) Продолжаем исследование.  

    И   следующий шаг – нам нужно узнать, от какой части речи образуются?

    Слайд 9

    От каких слов образовали эти деепричастия? (от глаголов) с помощью чего? (специальных суффиксов). Работа идёт совместно с ребятами. Какая форма глагола тоже образуется от глагола? (причастие)

    покатываясь от покатывается +  я (сь)

    засучив  от засучить +  в

    сломя  от сломает + я

    затаив   от затаить + в

    Вывод: что важное о деепричастии мы узнали?

    Ответ учащихся: деепричастия образуются от глаголов, записывают в таблицу «образуется от глаголов»)

    Что ещё  мы узнали  о деепричастии? (суффиксы). Давайте запишем их тоже в таблицу. Суффиксов у деепричастий больше, вы о них узнаете на следующих уроках.

    Слайд 10

    От данных глаголов образуй деепричастия с помощью известных вам суффиксов. (устно)

    Бегать-

    Сделать -

    Жечь -

    Знать -

    Шить

    Зачитать. От всех ли глаголов образуются деепричастия?

    4) Анализ морфологических признаков деепричастия.

    У каких частей речи похожие вопросы? (у глаголов, у наречий). Вывод?

    Значит, обладает признаками двух частей речи.

    Давайте выясним глагольные признаки у деепричастия.

    Какие признаки у глагола позаимствовало? Как думаете?

    Определим вид совершенный или несовершенный и возвратность. Вопросы к деепричастиям у нас уже заданы. Осталось только определить вид.

    Работать (что сделав?) засучив рукава.

    Смеяться (что делая?) покатываясь со смеху

    Какой вывод сделаем? (Могут быть совершенного вида (что сделав?) и несовершенного (что делая?).

    Внимательно посмотрите на деепричастия, какой признак ещё видите?

    Вспомните, как определим возвратность? Какой суффикс указывает на этот признак? (Суффиксы –сь, -ся, какое деепричастие является возвратным? /покатываясь /)

    Обобщите, пожалуйста, какие глагольные  признаки имеет деепричастие?

    (деепричастие имеет глагольные признаки: вид и возвратность)

    Запишите в таблицу: от глагола – вид и возвратность.                               Время?

    Кто обратил внимание, чем ещё деепричастие похоже на глагол?  (с НЕ раздельно)

    Физкультминутка слайд 11

    Мы немножко отвлечёмся: физкультминуткою займёмся.

    Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем.

    В ладоши мы похлопаем, ногами мы потопаем.

    Влево наклоняемся, вправо наклоняемся.

    Дружно вместе приседаем, это так мы отдыхаем.

    5) Запишите наши действия, выполняемые во время физкультминутки, с помощью деепричастий. Работайте в паре, чтобы была возможность обсудить образованные слова.

    Проверка  слайд 12

     

    поднимая, опуская, хлопая, топая, наклоняясь, приседая.

    Задание: разберите получившиеся деепричастия по составу (у доски по 2 ученика от ряда). Помните, что они образованы от глаголов, значит, не забудьте выделить глагольный суффикс в каждом слове, затем специальный суффикс деепричастия.

    • Какой морфемы нет ни в одном деепричастии? (окончание)
    • Почему?  С чем это связано?
    • Какой ещё важный признак мы обнаружили? (неизменяемость)

    С какой частью речи по этому признаку схоже деепричастие? (наречие) Скажите коротко, какой признак наречия мы выявили у  деепричастия?

    Записываем в таблицу «Не изменяется»,

    Вывод: деепричастие, как и наречие, не изменяется, то есть не имеет окончания.

    6)  Чтобы определить синтаксическую роль,  давайте обратимся к строчке из стихотворения Ф.И.Тютчева.  Слайд 13

    Волны несутся, гремя и сверкая. (Ф. Тютчев)

    Задание: определите роль деепричастий в предложении. Найдите и выделите грамматическую основу предложения. Задайте вопрос от глагола – сказуемого к деепричастию. Чем являются деепричастия в предложении? (обстоятельством)

    Вывод:  о роли деепричастий в предложении: может быть только обстоятельством.

    Запись в таблицу «в предложении является обстоятельством») Слайд 14

    7)   Роль деепричастий в речи. 

    Ребята, кто может сказать, как называются выражения, над которыми мы работали в течение урока? (фразеологизмы)

    Работать засучив рукава.  

    Бежать сломя голову.  

    Слушать затаив дыхание.

    Смеяться покатываясь со смеху.

    Почему так часто во фразеологизмах и пословицах используются деепричастия? Зачем они здесь нужны? Давайте уберём деепричастия. Что изменится? Слайд 15

    Сравнените глагол и целое выражение.

    Работать                                      Работать засучив рукава

    Бежать                                         Бежать сломя голову.

    Слушать                                      Слушать затаив дыхание

    Смеяться                                    Смеяться покатываясь со смеху

    Деепричастия придают речи яркость, выразительность, точность.

    Запишем этот вывод в таблицу.

     Поиграем в «Лото»   Деепричастия часто используются и в пословицах, чтобы передать меткость, яркость  народной речи. Проверим, как мы знаем пословицы.

    Нужно соединить разорванные пословицы стрелками. Кто быстрее? (работа в парах)

    …, по волосам не плачут

    …, потерявши, плачем.

    …, не умоешься

    …, не евши, спать

    Что имеем, не храним, …

    Снявши голову, …

    …, не всегда брани дорогу

    Не зная броду, …

    …, не суйся в воду

    Спотыкаясь,…

    Пирога ждать,…

    Не замочив рук, ……,

    Проверка: попросить зачитать получившиеся пословицы тех учащихся, кто быстрее справился с работой.

    IV. Рефлексия 

    Пришло время подвести итог урока.

    Как вы думаете, мы справились с теми задачами, которые ставили в начале урока?

    Что мы узнали о деепричастии?

    Попросить  прочитать признаки деепричастия из второго столбика таблицы.

     Давайте заполним первую строчку таблицы. Что такое деепричастие?

    (особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и наречия)

    Мы  увидели, что деепричастие тесно связано с глаголом, потому что оно является особой  формой глагола.  

    V. Оценивание

     

    VI. Домашнее задание (заполнить перфокарту)   Слайд 16

    Как вы думаете, в текстах какого стиля чаще используются деепричастия? (художественного)

    Нужны ли деепричастия, на этот вопрос красноречиво ответил своим необычным стихотворением английский поэт Р. Саути «Лодорский водопад». Слайд 17  

    Кипя,
    Шипя,
    Журча,
    Ворча,
    Струясь,
    Крутясь,
    Сливаясь,
    Вздымаясь,
    Вздуваясь,
    Мелькая, шурша,
    Резвясь и спеша,
    Скользя, обнимаясь,
    Делясь и встречаясь,
    Ласкаясь, бунтуя, летя,
    Играя, дробясь, шелестя,
    Блистая, взлетая, шатаясь,
    Сплетаясь, звеня, клокоча,
    Взвиваясь, вертясь, грохоча,
    Морщинясь, волнуясь, катаясь,
    Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
    Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
    Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
    Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
    Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- 
    Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.


    • Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)
    • Какую же роль играют деепричастия?
    - Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь точной, яркой.
    - Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.
         

    Деепричастия часто используются и в пословицах, чтобы передать меткость, яркость  народной речи.

    Из читаемых слов записать только деепричастия:

    шумел, шумевший, шумя, зашумев, зашумела, шумящий, играя, выиграв, игрушки, заигранная, пробудившись.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Орфографическая разминка Неговорящий попугай Выкованый меч Не говорящий по-русски Незаботившийся о деле Не написал сочинение Правило необъяснено Не угасая

    Слайд 2

    Тема урока Что такое деепричастие 6 класс

    Слайд 3

    Цели урока: 1. Узнать, что такое деепричастие. 2. На какие вопросы отвечает и что обозначает. 3. Узнать, какими признаками обладает 2. Научиться отличать от других частей речи. 3. Узнать, от каких слов и как образуются. 3. Развивать умение образовывать деепричастия и находить их в предложении. 4. Воспитывать интерес к русскому языку.

    Слайд 4

    ДЕЕ ПРИЧАСТИЕ дея тель, дее способный, дей ствие

    Слайд 5

    вопрос деепричастие 1.Что такое деепричастие? 2. Что обозначает? (грамматическое значение) 3. На какие вопросы отвечает? 4. От какой части речи образуется? 5. Имеют суффиксы: 6. Морфологические признаки 7. Каким членом предложения может быть? 8. Роль в речи

    Слайд 6

    1. Работать засучив рукава. 2. Бежать сломя голову. 3. Слушать затаив дыхание. 4. Смеяться покатываясь со смеху.

    Слайд 7

    засучив сломя затаив покатываясь

    Слайд 8

    Работать ( ) засучив рукава. Смеяться ( ) покатываясь со смеху. Бежать ( ) сломя голову. Слушать ( ) затаив дыхание. Вопросы: что сделав? что делая? как? каким образом?

    Слайд 9

    Работать ( что сделав? ) засучив рукава. Смеяться ( что делая? ) покатываясь со смеху. Бежать ( как? ) сломя голову. Слушать ( каким образом? ) затаив дыхание.

    Слайд 10

    покатываясь от покатыва ется + я ( сь ) засучив от засучи ть + в сломя от слом ает + я затаив от затаи ть + в

    Слайд 11

    Бегать- Сделать - Жечь - Знать - Шить

    Слайд 12

    Мы немножко отвлечёмся: физкультминуткою займёмся. Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем. В ладоши мы похлопаем, ногами мы потопаем. Влево наклоняемся, вправо наклоняемся. Дружно вместе приседаем, это так мы отдыхаем.

    Слайд 13

    поднимая опуская хлопая/похлопав топая/потопав наклоняясь приседая

    Слайд 14

    Волны несутся, гремя и сверкая. (Ф. Тютчев)

    Слайд 15

    гл Волны несутся , ____________________________________ как? что делая? гремя и сверкая.

    Слайд 16

    Работать Работать засучив рукава Бежать Бежать сломя голову. Слушать Слушать затаив дыхание Смеяться Смеяться покатываясь со смеху

    Слайд 17

    Домашнее задание: заполнить перфокарту

    Слайд 18

    Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

    Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

    методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Что такое причастие"

    Урок изучения нового материала. 6 класс (по учебнику Разумовской)....

    методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Что такое причастие"

    Урок изучения нового материала. 6 класс (по учебнику Разумовской)....

    Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

    Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

    Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

    Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

    Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

    Урок разработан в технологии модульного обучения....

    Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

    разработка урока русского языка "Диалог"...