Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Дамдын Чодураа Николаевна

    разработка урока русского языка "Диалог"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon урок по теме "Диалог"68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    урока русского языка 5 класс

    «Диалог»

    Разработала учитель русского языка и           литературы МБОУ Гимназии г.Шагонар

    Дамдын Ч.Н

    Шагонар-2017

    Класс: 5

    Предмет: русский язык

    Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений./ Автор-составитель: В.В.Бабайцева. – Москва: Дрофа, 2014 г

    Тема урока: Диалог

    Цели урока: 

    1. дать понятие о диалоге; показать расстановку знаков препинания в диалоге;

    2.развивать навыки ведения диалога, работы в группах, речевого этикета, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

    3. воспитывать культуру общения

    Планируемые результаты:

     Предметные: знать особенности  диалогической речи, пунктуационное                                                               оформление диалога на письме.

     Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников,          включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

    Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

    Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки, наглядный  материал (распечатанные листы).

    Литература:

    1.Русский язык. Сборник заданий. 5 кл.: учебное пособие к учебнику В.В.Бабайцева «Русский язык.Теория. 5-9 классы»: углубленное изучение/ В.В.Бабайцева. М.: Дрофа, 2014. – 270,с

    2.Поурочные разработки по русскому языку. – 3-е изд.- М.;ВАКО,2017. -416 с (В помощь школьному учителю) Егорова Н.В

    Ресурсы сети Интернет:

    1.Социальная сеть работников образования (http://infourok)

    2.Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)

     

    Структура урока

    1. Организационный момент

    Приветствие класса. Проверка присутствующих на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку

    1. Проверка домашнего задания

            Упражнение 247 – чтение предложений, составление схем на доске

    Закрепление изученного материала по теме «Прямая речь»

    Объяснительный диктант, составление схем предложений.

    Увидел Иван-царевич, что стрелу лягушка держит. Хотел он бежать, отступиться от своей находки, а лягушка молвит ему человечьим голосом: «Бери стрелу, Иван-царевич, а меня замуж возьми, жалеть не будешь». «Как же я тебя замуж возьму?» - отвечает Иван-царевич.

    Молодцы, ребята, тему «Предложения с прямой речью» усвоили хорошо! Однако путешествие по стране русского языка на этом не закончилось. Сегодня мы познакомимся с новой темой.

    III.  Мотивация к учебной деятельности

    1.  Ребята, посмотрите фрагмент из мультика «Умка». Мы посмотрели и прослушали небольшой разговор.

    Сколько персонажей участвует в разговоре?

    О чем разговаривают умка и маленький чукча?

    Я показала вам отрывок из мультика не просто так. Форма разговора напрямую относится к теме нашего урока. Разговор между двумя лицами называют диалог, а слова каждого – реплики.

     

    IV.Постановка цели (целеполагание)

    Ребята, какова тема нашего урока?

    Да, правильно. Тема нашего урока «Диалог».

    А теперь, попробуйте сформулировать цели  самостоятельно.

    Да, правильно:

    -Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на вопросы:

    - Что такое диалог, каковы его особенности, правильная расстановка знаков препинания в диалоге

    Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет  три жетона и больше, тот получит за урок «5».

    1. Актуализация знаний

    Диалог – это прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц. Диалог состоит из реплик. Слова каждого лица, участвующего в разговоре называются репликой. Предложения-реплики тесно связаны между собой по смыслу и структурно.

    На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире (кавычки не ставятся)

    ( составление кластера всем классом)

    1. Первичное усвоение новых знаний.

    1. Прочитайте отрывок из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». (Текст распечатан на каждого ученика и лежит на парте.)

    - Кто тебя научил так хорошо играть на дудке?

    - Иохим выучил,- ответил Петрусь.

    - Очень хорошо! А отчего ты такой сердитый?

    - Я… не сержусь  на вас,- сказал мальчик тихо.

    - Ну, так и я не сержусь…давай играть вместе.

    - Я не умею играть с вами,- ответил он, потупившись.

    - Не умеешь играть? Почему?

    - Так.

    - Нет, почему  ж?

     - Так, - ответил он чуть слышно и ещё больше потупился.

    Ему не приходилось ещё никогда говорить с кем-нибудь  о своей слепоте, и простодушный тон девочки, предлагавший с наивной настойчивостью этот вопрос, отозвался в нём опять тупой болью.

    2. Определите стиль. Выпишите часть диалога, которая соответствует схемам:

    - П?

    - П,- а.

    - П! П?

    3. Укажите словосочетания, передающие внутреннее состояние героя,    выпишите их. («сказал тихо», «такой сердитый», «ответил потупившись», «ответил чуть слышно», «больше потупился», «о своей слепоте», «отозвался болью», «тупой болью»).

    Физкульминутка

    Быстро встали, улыбнулись,

    Выше-выше подтянулись.

    Ну-ка плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Вправо, влево повернитесь,

    Рук коленями коснитесь.

    Сели, встали, сели, встали,

    И на месте побежали.     

    VII. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий

    1.Прочитайте диалог, записанный на доске, ответьте на вопрос: «Какие правила речевого этикета нарушены в этом диалоге?».  Исправьте диалог в соответствии с этими правилами.

    - Алло! Мне Витю.

    - Алло!

    - Ну, ты как?

    - Нормально, а ты?

    - Ничего. Что по русскому задали?

    - Составить диалог.

    - А ты составил?

    - Нет. Я не знаю, что писать.

    - И я не знаю.

    (Прежде всего необходимо поздороваться и вежливо попросить позвать к телефону того, кто вам нужен, и с ним тоже надо поздороваться. Товарищу можно сказать «Привет», взрослому человеку – «Здравствуйте!». Содержание разговора и есть диалог, хотя его участники этого не поняли. Старайтесь избегать ничего не значащих выражений (нормально, ничего).

    2.Составление диалога  на темы: «В библиотеке», «Разговор по телефону»,  «В гостях» ( ученики, сидящие за одной партой, составляют диалоги, готовят выразительное чтение с использованием формул этикета)

    VIII. Домашнее задание на выбор:

    1. Составить диалог между учеником и учителем о невыполненном домашнем задании;

    2. Составить диалог между учеником и родителем о походе в театр, в спортивную секцию и др.

    IX. Итоги урока, рефлексия.

    Рефлексия

    Оценивание. ( 1 мин.)

    Оцените  ваше участие на уроке  и заполните лист  самооценки

    1.На уроке я работал                           активно / пассивно


    2.Своей работой на уроке я                доволен / не доволен


    3.Урок для меня показался                 коротким / длинным


    4.За урок я                                            не устал / устал


    5.Мое настроение                                стало лучше / стало хуже

       


    6.Материал урока мне был                 понятен / не понятен

                                                                   полезен / бесполезен

    7.Домашнее задание мне кажется      интересен / скучен

                                                                   легким / трудным

                                                                   интересно / не интересно

     




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

    Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

    Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

    Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

    Методическая разработка урока русского языка «Монолог. Диалог. Диалогичность» (10-11 класс).

    Цель учебного занятия: создать ситуативные педагогические условия для успешного освоения метапредметных понятий и овладения умением диалогизировать собственный текст. Основные задачи учебного заня...

    Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

    Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

    Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

    В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...