Методическая разработка урока русского языка в 7 классе Ъ и Ь и их функции в современном языке
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Смирнова Ирина Николаевна

 Урок повторения роли Ъ и Ь в русском языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_i_znaki_i_ikh_funktsii_v_yazyke.docx51 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

 Тема урока  Ъ и Ь знаки и их функции в языке.

 Вид урока: Урок повторения. Правописание: орфография и пунктуация. ( повторение изученного в 5-6 классе)

Предмет:        русский язык

Класс:           7

Учебник  Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений       М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта  серия «вертикаль»

Цели урока :

  • формирование навыка правописания разделительных Ъ и Ь.
  • уточнение роли знаков в современном русском языке.

Задачи:

  •  повторить  правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь.
  • расширить представление о Ъ и Ь знаках в истории развития русского языка.

 

                        Планируемые результаты:

познавательные УУД:  - понимание проблемы; классификация и систематизация информации, построение логической цепочки и подбор примеров, подтверждающих тезис.

личностные УУД:  умение выражать свое отношение к поставленной проблеме и рассуждать на лингвистическую тему; понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; 

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения; умение отвечать на поставленные вопросы.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися итогов исследования, умение удерживать собственную мысль; умение корректировать написанное; контроль правильности выполнения задания.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная  Техническое оборудование: ППС ,традиционные средства. 

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.

Прочтите вместе с соседом по парте предложенный текст:

История братцев Еря и Ера

Сегодня я расскажу вам нашу историю, историю братца Ера и Еря.В  очень давние времена мы возникли - буквами, причём обозначавшими гласный звук. А вовсе не знаками, как называют нас сейчас. Чем вообще буква отличается от знака? Первое различие уже сказано: буква имеет звук. Второе: мы, гласные, образовываем слоги. В древности был установлен такой закон - закон открытого слога, то есть любой слог должен был кончаться на гласный, и как только возникала необходимость (очень часто!), Ер и Ерь -тут как тут. Особенно в конце слов.

При рождении русского языка нас писали очень часто. Полюбуйтесь: отьць, коньць, къто, кънига, шъпътъ... Пара строчек из Остромирова евангелия (1056-57 гг):

 http://magomir.ru/samouprav/2013-1/kirilliza/er-ostr.jpg

Читаем? Вы... яко овьча (ерь) посреде влъкъ (два ера). В то время нас писали скрупулёзно.

Итак, мы были гласными, а гласные тянутся, поются и не встречают во рту препятствия… Еръ и Ерь образовывались точно так же, как О и Е соответственно, и разница заключалась лишь в долготе произношения. Еръ - это сверхкраткое О, Ерь - сверхкраткое Е. Долгота Ера и Еря варьировалась: Например, отьць с ударным Ерем растягивал его до Е: отець. Ерь в конце слова был так укорочен, что терялся вообще. И в отличие от ныне здравствующих гласных  мы не употреблялись там, где перед нами не было согласного звука, когда как всякий полнозвучный гласный можно было произнести сам по себе. Из-за этого образовались наши сильные и слабые позиции, что не замедлило сказаться и на письменном языке: всё чаще в сильных позициях писали гласные полного образования Е и О, а в слабых временами пропускали. В конце слов, впрочем, старались писать постоянно, ведь это правило-без-исключений легко запомнить. Теперь нас называют знаками. твердым и мягким, а какие у нас обязанности!?

  1. Создание проблемной ситуации. Целеполагание урока. Формулировка темы.

- О каких буквах (?) современного алфавита идет речь в тексте?- О твердом и мягком знаках.

-Скажите, что нового вы узнали из текста? –  Узнали, что предками современных Ъ и Ь   в древнерусском языке были Ер и Ерь, узнали также, какую роль они  играли в языке?

-Что вас удивило в истории Ера и Еря больше всего? –Их большая роль, они были гласными и тд

-Как вы думаете, рассказ о Ъ и Ь завершился? – Нет

-Что надо сделать, чтобы дописать историю «Братцев»?- Исследовать функции Ъ и Ь знаков в современном языке.

Запишем тему урока: Ъ и Ь знаки и их функции в языке.

  1. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)
  • Вставьте пропущенные буквы. Из данных слов составьте и запишите предложения.

1)На, полях, необ...ятных, грачи, пасутся.

2) Бродят, по, сороки, сем…ями, дорогам.

3) Росинки, на, с…ёжились, лист…ях, дерев…ев, осенних.

Какую роль играют в данных примерах Ъ и Ь? Объясните графически употребление ъ и ь. Сформулируйте правило. Проверьте выполнение задания друг у друга. Есть ли ошибки? Исправьте.

  • Прочитайте текст. Обратите внимание на слова с Ь знаком

В нашем лесу осенью много грибов. Если отправиться за грибами ранним утром, то найдешь и беленький, и красненький, и подберезовик.  Спустишься к ручью, перейдешь на другую сторону и собирай. Грибы не любят тень, густые заросли: все в природе тянется к свету.

  • Впишите в таблицу слова в той форме, в какой они стоят в тексте  в соответствующие графы

ь

показатель мягкости согласного

ь

показатель грамматической формы слова

раздедительный  ь

  • Из данных предложений, принадлежащих перу И. А. Крылова, выпишите примеры слов, в которых Ь является показателем грамматической формы. Укажите эти формы

Всё        кажется в другом ошибкой нам,

А примешься за дело сам,

Так напроказнишь вдвое хуже.(«Обоз»)

Орлам случается и ниже кур спускаться,

Но курам никогда до облак не подняться!(«Орёл и Куры»)

Оставьте предков вы в покое:

Им поделом была и честь,

А вы, друзья, лишь годны на жаркое! («Гуси»)

-Какие формы перед нами?- Глагольные, н.ф., форма 2 лица ед. ч. н. и б времени, форма глагола в повелительном наклонении.

- В каких словам Ь знак исполняет другую функцию? Какую?- друзья – разделительную, честь- показывает мягкость согласных. Лишь-?

-Познакомимся со словом лишь и его написанием. Это частица со значением исключительности. Изучение этой служебной части речи у нас впереди, точно также как и  тема Наречие, например, сплошь, навзничь  пишутся с  Ь знаком , возьмем эту информацию пока на заметку.

- И все-таки один случай мы упустили. Какой? Когда еще Ь знак служит для обозначения грамматический формы- в существительных 3 склонения, мышь, рожь, дочь. Верно. Сделаем вывод: Что вспомнили?

  1. первичное закрепление

Электронное приложение к учебнику Русского языка

  1. Самостоятельная работа с проверкой.  Упражнения по рабочей тетради Ларионовой.
  2. Вывод по теме урока. Ответили ли мы проблемный вопрос? Какой конец можно дописать в истории Братцев Ера и Еря ? 

Что с нами стало? Теперь мы знаки: у  нас нет звуков, мы не образуем слоги. Да, я, Ерь, указываю на мягкость согласной. И это первая моя работа.  Вторая моя обязанность - конечно, разделение согласного и гласного. А мой братец Ера, служит только разделителем. Иногда нас ставят по традиции, где мы в современном языке не играем роли, если не считать, что обозначаем некоторые грамматические свойства слов: например, то, что перед вами существительные третьего склонения (как "мышь"). Но когда-то у нас была бурная, активная жизнь. А с Ером боролись как с настоящим преступником. Матросы революционной армии врывались в типографии и уничтожали букву Стоит заметить, исчезновению Ера в конце слов многие и многие порадовались. Хотя бы потому, что он не играл роли, а места на бумаге занимал преогромное количество. Вроде бы одна маленькая буква, но коль она используется постоянно, то тратит целые полотна. "Война и мир" в старой орфографии занимала гораздо больше страниц.

А с другой стороны, было сложно переходить на другое правописание сразу, резко. Текст казался очень непривычным, не было знака, который показывал бы конец слова, сам текст выглядел не таким весомым.

А стихи! Вы знаете, что Цветаева посвятила Блоку следующие строки:

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ,

Имя твоё — пять букв.

... И пятая буква имени Блок потерялась.

  1. Рефлексия деятельности
  2. Запишем Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...