Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Приведион Татьяна Ивановна

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах  исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ. Направлен на изучение основных функций метафоры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon funktsii_metafory.ppt610 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок в 11 классе преподавателя русского языка и литературы МОУ СОШ №48 г.Белгорода Приведион Т.И.

Слайд 2

Тема урока: Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры .

Слайд 3

Назывной план Несерьезное дело «Чирикают перышком» Собственная творческая лаборатория Литература - титанический труд Величие и красота истории Генеалогия и русский портрет Ответ на любой вопрос Тяжкий крест Счастье Любить свой народ

Слайд 4

Назывной план Несерьезное дело «Чирикают перышком» Литература- титанический труд Собственная творческая лаборатория Величие и красота истории Генеалогия и русский портрет Ответ на любой вопрос Счастье Тяжкий крест Любить свой народ

Слайд 5

Задание № 1 Определите, какое утверждение соответствует точке зрения автора . Писательский труд- занятие в свое удовольствие История- единственная основа при создании произведения Любимая работа- это часть жизни Назначение писателя- любить народ и служить ему всей своей жизнью

Слайд 6

Лингвистическая картина текста № 1 Вводное слово № 2- 5 Прямая речь «Чирикают перышком» Вводное слово Риторическое восклицание Фигура умолчания № 6 Безличное предложение № 7 Вставная конструкция Однородные члены Вводное слово Противопоставление ( антитеза ) «поденщина» № 8 Вставная конструкция Деепричастный оборот № 10 Однородные члены Вводное слово № 11 Риторический вопрос Вводное слово № 13 Однородные члены № 14 Однородные члены № 17 Вводное слово № 21 Деепричастный оборот № 22 Вводное слово № 23 Однородные члены « веер » № 25 Деепричастие Однородные члены № 26-27 Прямая речь № 28 СПП Однородные члены «работа- жизнь» № 29 Деепричастный оборот Вводное слово № 31 СПП. Если---то Встал на эту стезю № 32 Однородные члены

Слайд 7

Задание № 2 Какую стилистическую функцию выполняет вставная конструкция в предложении № 8 Дополнительное пояснение; уточнение; Поправка, оговорка Добавочное сведение Попутное замечание

Слайд 8

Задание № 3 Определите, в каком предложении используются контекстные антонимы 1- (1) 2-(7) 3-(9) 4-(10)

Слайд 9

Задание № 4 В каком предложении используются эпитеты? 1-(1) 2-(7) 3-(13) 4-(25)

Слайд 10

Лингвистическая картина текста № 1 Вводное слово № 2- 5 Прямая речь «Чирикают перышком» Вводное слово Риторическое восклицание Фигура умолчания № 6 Безличное предложение № 7 Вставная конструкция Однородные члены Вводное слово Противопоставление ( антитеза ) «поденщина» № 8 Вставная конструкция Деепричастный оборот № 10 Однородные члены Вводное слово № 11 Риторический вопрос Вводное слово № 13 Однородные члены № 14 Однородные члены № 17 Вводное слово № 21 Деепричастный оборот № 22 Вводное слово № 23 Однородные члены « веер » № 25 Деепричастие Однородные члены № 26-27 Прямая речь № 28 СПП Однородные члены «работа- жизнь» № 29 Деепричастный оборот Вводное слово № 31 СПП. Если---то Встал на эту стезю № 32 Однородные члены

Слайд 11

Переносное значение слова Эпитеты Олицетворение Метафоры Метонимия Сравнение Перифраза Литота Гипербола и др.

Слайд 12

Степень многозначности слова Функции метафоры Номинативная ( метафора названиях) Информативная ( метафорическая информация) Мнемоническая ( метафора и запоминание) Стилеобразующая ( метафора в художественном произведении) Текстообразующая ( метафора и текст) Жанрообразующая ( метафора и жанр) Эвристическая ( метафора в научных открытиях) Объяснительная ( метафора и понимание) Эмоционально-оценочная ( метафора и оценка) Аутосуггетивная ( метафора и самовнушение) Кодирующая ( метафора и код) Конспирирующая ( метафора и тайна) Игровая ( метафора юмор) Ритуальная ( метафора и обряд) Этическая ( метафора и воспитание )

Слайд 13

Номинативная функция ( метафора в названиях) Названия растений Эстетика быта «Спящие» метафоры. Венерин башмачок пастушья сумка Мать- и -мачеха

Слайд 14

Жанрообразующая функция ( метафора и жанр) В загадках В пословицах В поговорках Народные приметы ( метафора ситуации)

Слайд 15

Эмоционально-оценочная функция ( метафора и оценка)

Слайд 16

Игровая функция ( метафора и юмор) В художественных произведениях В разговорной речи В семейной речи В детской речи

Слайд 17

Ритуальная функция ( метафора и обряд) В поздравлениях В приветствиях При выражении соболезнования, сочувствия

Слайд 18

Вывод Назначение метафоры: 1- Особая выразительность 2- Эмоциональность 3- Создание образности, компактности в плане языковых средств.

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...

Урок по русскому языку в 11 классе на тему: "Исследование степени многозначности слова.Функции метафоры"

Урок представляет собой презентацию по теме, касающейся степени многозначности слова. Функции метафоры на примере текста В. Пикули рассмотрены очень глубоко и полно. Поможет при подготовке выпускников...

Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Степенная функция, ее свойства и график"

Методическая разработка урока повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Степенная функция, ее свойства и график" в свете новых стандартов. Представлено полное  описани...

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...