Методическая разработка урока русского языка «Монолог. Диалог. Диалогичность» (10-11 класс).
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Жуланова Елена Александровна
Цель учебного занятия: создать ситуативные педагогические условия для успешного освоения метапредметных понятий и овладения умением диалогизировать собственный текст. Основные задачи учебного занятия: 1. Используятексты мастеров русского слова, дать научное представление о взаимосвязанных понятиях «монолог», «диалог», «диалогичность». 2. Сформировать (на начальном или продвинутом уровне) метапредметное умение диалогизировать собственный текст. 3. Развивать познавательные УУД (извлечение, преобразование и использование текстовой информации). 4. Совершенствовать владение всеми видами речевой деятельности и навыки коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми. 5. Укрепить чувство гордости за свой родной язык, русскую науку и литературу. Развить осознание собственной успешности. Технологический инструментарий: базовые тактики проблемно-диалогической и лингвориторической технологии. http://effektiko.ru/journal?p=7653

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monolog._dialog._dialogichnost_rya-11.docx44.55 КБ

Предварительный просмотр:

Жуланова Елена Александровна,

учитель МАОУ «СОШ №49»,

г.Новоуральск 

Методическая разработка урока русского языка

 «Монолог. Диалог. Диалогичность» (10-11 класс).

effektiko.ru/journal?p=7653

Аннотация.

Актуальность содержания и формы учебного занятия обусловлена необходимостью достижения предметных и метапредметных результатов изучения предметной области «Филология», закрепленными в ФГОС ООО. Выделим наиболее значимые в данной учебной ситуации:

-освоение обучающимися межпредметных понятий, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными, коммуникативными);

-совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Цель учебного занятия: создать ситуативные педагогические условия для  успешного освоения метапредметных понятий и овладения умением диалогизировать собственный текст.

Основные задачи учебного занятия:

  1. Используя тексты мастеров русского слова, дать научное представление о взаимосвязанных понятиях «монолог», «диалог», «диалогичность».
  2. Сформировать (на начальном или  продвинутом уровне) метапредметное умение диалогизировать собственный текст.
  3. Развивать познавательные УУД (извлечение, преобразование и использование текстовой информации).
  4. Совершенствовать владение всеми видами речевой деятельности и навыки коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми.
  5. Укрепить чувство гордости за свой родной язык, русскую науку и литературу. Развить осознание собственной успешности.

Технологический инструментарий: базовые тактики проблемно-диалогической и лингвориторической  технологии.

План учебного занятия:

  1. Организационный этап.
  2. Самоопределение к деятельности. Мотивация, побуждающая учащихся к вступлению в деятельность.
  3. Актуализация знаний и умений. «Черный ящик» (яблоки). Групповая риторическая деятельность: изобретение и представление текста о яблоке. Работа с понятиями «диалог», «монолог».
  4. Фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи. Анализ текста Ф.М.Достовского (внутренний монолог Раскольникова). Задача: выявить особенности «диалогичного» монолога и осуществить его изобретение.
  5. Открытие нового знания.  Понятия «диалогичность» и  «диалогизация» в опоре на фундаментальные научные положения М.М.Бахтина и М.Н.Кожиной. Анализ текста А.С.Пушкина (письмо Татьяны к Онегину).
  6. Первичное закрепление в процессе лингвориторической деятельности. Определение основных средств выражения диалогичности. Групповая риторическая деятельность: диалогизация текста о яблоке и представление его аудитории. Выводы по наблюдениям за речью учителя.
  7. Подведение итогов занятия: Узнал / Понял / Научился / Полезно в жизни. Похвальное слово учителя классу. Яблоки в подарок.

Планируемый результат: расширение научного представления о языке и тексте, овладение риторическими диалогическими умениями в процессе развития УУД для последующего применения в повседневной жизни и личностного саморазвития.

Ход учебного занятия.

Организационный этап. Самоопределение к деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка начну с давно известных, но таких актуальных слов И.С.Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

-Моя задача сегодня – открыть для вас еще одну страницу родного языка. Чтобы это новое вошло в вашу речь. А что вы ждете от этого урока?..  ( - ответы учащихся).

-Спасибо за ответы. Постараюсь оправдать ваши ожидания.

Актуализация знаний и умений.

-Скажите, ребята, какую форму речи мы использовали сейчас в процессе общения?.. 

-Верно, диалог. Это слово будет одним из ключевых на нашем уроке.

(Слайд 1: Тема урока: ДИАЛОГ) 

-В чем состоит его принципиальная особенность? 

-Согласна. Его отличает смена ролей говорящего и слушающего. Кроме того, диалог, по мнению ученых, является первичной, естественной формой речи. Именно в диалоге, начиная  с момента говорения, маленький человек осваивает родной язык.

(Слайд 2: Диалог - непосредственное речевое общение двух или нескольких лиц; процесс и продукт речевой деятельности коммуникантов,  при котором каждое высказывание обращено непосредственно к собеседнику, а собеседники постоянно меняются ролями говорящего и слушающего. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С.60.)

-Какое понятие мы соотносим с диалогом?..  Конечно же,  монолог! Данное слово также уходит в тему урока. (Слайд 3: Тема урока: ДИАЛОГ. МОНОЛОГ.) Назовите  отличительные признаки монолога. 

-Профессор УрФУ Матвеева Т.В. определяет понятие «монолог» как устное или письменное развернутое высказывание одного человека. Монолог, по мнению ученых, вторичен, его человек осваивает в процессе языкового развития.

(Слайд 3: Монолог - устное или письменное развернутое высказывание одного человека, его активная речевая деятельность, рассчитанная на пассивное восприятие адресата при непосредственном общении или на отложенное, опосредованное общение. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С.158.)

-Предлагаю продемонстрировать собственный риторический уровень. Ваша задача - создать монологический текст по заданным параметрам. А его тема «находится» в черном ящике. Внимание, вопрос! Здесь лежит предмет, который объединяет мифологическую первопричину Троянской войны, «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и рассказ И.А. Бунина. Что лежит в черном ящике?.. 

-Верно. Яблоки. Именно о них вы будете говорить публично через 3 минуты. (Слайд 4: яблоки).

-Каждая группа получает яблоко и задание:

-составить по заданному началу (Какое удивительное яблоко!) текст-описание из 5 предложений и представить его аудитории.

-составить по заданному началу (История этого яблока удивительна!) текст-повествование из 5 предложений и представить его аудитории.

-составить по заданному началу (Яблоко – самый популярный фрукт в России) текст-рассуждение из 5 предложений и представить его аудитории.

Групповая риторическая деятельность: изобретение и представление текста о яблоке. 

Фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи.

 -Молодцы! Вы владеете навыками монологической речи. А легко ли отличить монолог от диалога? Проверим на практике. Возьмем текст Ф.М.Достоевского и определим форму речи.

Анализ текста Ф.М.Достовского (внутренний монолог Раскольникова): «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!».

-Так что же все-таки перед нами: диалог или монолог? Возникают вопросы. Значит, на них надо найти ответы. Какова сегодня наша учебная задача?  (Слайд 5: Учебная задача: Выявить особенности «монолога как диалога» и понять «А зачем это мне?»).

Открытие нового знания.  

-Рассмотрим текст более внимательно. Мы видим, что он внутренне диалогичен, диалогичен по содержанию. Да и по форме тоже. (Слайд 6 : «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»). Об этом свойстве текста  первым сказал М.М.Бахтин, когда изучал произведения Достоевского. Его идеи поддержали и развили другие ученые. (Слайд 7: 

  • Диалог первичен. Монолог вторичен (Л.П. Якубинский).
  • Реальность языка – это диалог (М.М. Бахтин).
  • Диалогичность – это всеобъемлющее свойство речи. Любому тексту, монологическому и диалогическому, устному и письменному, свойственно выражение диалогических отношений как отражения диалогичности мышления в процессе общения и познания (М.Н. Кожина).
  • Диалогичность – это свойство текста, отражающее взаимодействие общающихся и соотношение нескольких смысловых позиций.
  • Диалогизация монолога - намеренное использование дилогических средств и приемов, целенаправленное достижение диалогичности.)

-Особо отмечу М.Н.Кожину, которая одна из первых доказала, что диалогичность – это всеобъемлющее свойство речи. Любому тексту, монологическому и диалогическому, устному и письменному, свойственно выражение диалогических отношений как отражения диалогичности мышления в процессе общения и познания. Диалогичность – это свойство текста, отражающее взаимодействие общающихся и соотношение нескольких смысловых позиций.

-Чтобы выразить разные смыслы, Достоевский намеренно использует вопросно-ответные формы, он  диалогизирует монолог. Диалогизация монолога – намеренное использование дилогических средств и приемов, целенаправленное достижение диалогичности.

-Таким образом, тема нашего урока еще более расширяется (Слайд 8: Тема урока: ДИАЛОГ. МОНОЛОГ. ДИАЛОГИЧНОСТЬ.)

-Рассмотрим, с помощью каких средств А.С.Пушкин достигает эффекта общения в письме Татьяны к Онегину (см. Приложение).

Анализ текста А.С.Пушкина (письмо Татьяны к Онегину). (Слайд 9:

И в это самое мгновенье

Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Приникнул тихо к изголовью?

Не ты ль, с отрадой и любовью,

Слова надежды мне шепнул?

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

-Определим основные средства выражения диалогичности.  ( Слайд 9:

Приемы диалогизации:

  • вопросно-ответный ход
  • риторический вопрос
  • указание на автора/адресата
  • побуждение адресата
  • обращение).

 Первичное закрепление в процессе лингвориторической деятельности.

-А сейчас вам самим предстоит выступить в роли мастеров слова и диалогизировать ваши тексты о яблоках. Для этого воспользуйтесь справочными материалами (см. Приложение). 

Групповая риторическая деятельность: диалогизация текста о яблоке и  представление его аудитории.

-Можно ли использовать данные приемы в других жизненных ситуациях? 

-Конечно, диалогизировать можно любой текст. В результате мы получаем субъектно-ориентированный текст. Текст, позволяющий максимально приблизиться к адресату. Тем самым добиться коммуникативной результативности.

Подведение итогов занятия.

-Подведем итоги по схеме: «Узнал / Понял / Научился / Полезно в жизни».

 В финале урока - каждому учащемуся яблоко в подарок.

Домашнее задание: написать комментарий к тексту, используя новые знания (см. Приложение).

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Письмо Татьяны к Онегину

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой...

Ты в сновиденьях мне являлся

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался

Давно... нет, это был не сон!

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

Не правда ль? я тебя слыхала:

Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала

Или молитвой услаждала

Тоску волнуемой души?

И в это самое мгновенье

Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Приникнул тихо к изголовью?

Не ты ль, с отрадой и любовью,

Слова надежды мне шепнул?

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

Быть может, это все пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное...

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю...

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть...

Стыдом и страхом замираю...

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю...

А.С. Пушкин

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой...

Ты в сновиденьях мне являлся

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался

Давно... нет, это был не сон!

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

Не правда ль? я тебя слыхала:

Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала

Или молитвой услаждала

Тоску волнуемой души?

И в это самое мгновенье

Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Приникнул тихо к изголовью?

Не ты ль, с отрадой и любовью,

Слова надежды мне шепнул?

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

Быть может, это все пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное...

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю...

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть...

Стыдом и страхом замираю...

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю...

А.С. Пушкин

2. Средства выражения диалогичности

•        вопросно-ответный ход

(А что было дальше? Это еще интереснее!..)

•        риторический вопрос

(Разве можно его не любить? /Чем же оно удивительно?/ Кто не восторгался…?)

•        указание на автора/адресата

*личные местоимения мы, вы (У нас в руках яблоко; вызвал у вас улыбку)

*глаголы 1-го лица ед. и мн. числа (восхитимся, расскажем, считаем, представляем, разберемся)

*притяжательные местоимения наш, ваш

*вводные конструкции (по нашему мнению, нам думается)

•        побуждение адресата

(обратите внимание, почувствуйте аромат, задумайтесь, покупайте, наслаждайтесь)

•        обращение

(Уважаемые слушатели!).

3.Текст для домашней работы (выполнение задания 25 ЕГЭ по русскому языку).

1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С. Соловейчик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения"  ФГОС...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Лексика" в 5 классе

   Урок-обобщение по русскому языку по теме «Лексика» в 5 классе.     На фоне отобранного дидактического материала у учащихся  воспитывается уважительное отно...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Определение» в 5 классе (с применением сингапурской методики)

Тема «Определение» Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний Цели: Образовательные: Познакомить с определением как второстепенным членом ...

Методическая разработка урока русского языка «Основные условия эффективной коммуникации» (10 класс)

Методическая разработка урока «Основные условия эффективной коммуникации»Учебный предметрусский языкКласс10Тема урокаОсновные условия эффективной коммуникацииТип урокаКомбинированныйУМКУМК...

Методическая разработка. Урок русского языка по теме "Деепричастный оборот" (7 класс).

Методическая разработка. Урок русского языка по теме "деепричастный оборот" (7 класс)....