Методическая разработка урока русского языка по теме "Лексика" в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Бархатова Людмила Павловна

     Урок-обобщение по русскому языку по теме «Лексика» в 5 классе.

     На фоне отобранного дидактического материала у учащихся  воспитывается уважительное отношение и гордость за русский язык.

     Использование элементов технологии критического мышления дают возможность развивать исследовательские и творческие навыки.

    Решение лингвистических задач разного уровня позволяют обобщить и повторить знания, имеющиеся у учащихся по теме «Лексика», расширить понятия о синонимах, антонимах, омонимах и многозначных словах.

     Работа в группах формирует умение составлять рассказ на лингвистическую тему, выдвигать гипотезы, выстраивать причинно-следственные связи, делать выводы.

     Самоконтроль , самооценка позволяет учащимся адекватно реагировать на свою роль в обществе.

     Этот урок в качестве показательного был дан для учителей начальных классов.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

     Урок-обобщение по русскому языку по теме «Лексика» в 5 классе.

     На фоне отобранного дидактического материала у учащихся  воспитывается уважительное отношение и гордость за русский язык.

     Использование элементов технологии критического мышления дают возможность развивать исследовательские и творческие навыки.

    Решение лингвистических задач разного уровня позволяют обобщить и повторить знания, имеющиеся у учащихся по теме «Лексика», расширить понятия о синонимах, антонимах, омонимах и многозначных словах.

     Работа в группах формирует умение составлять рассказ на лингвистическую тему, выдвигать гипотезы, выстраивать причинно-следственные связи, делать выводы.

     Самоконтроль , самооценка позволяет учащимся адекватно реагировать на свою роль в обществе.

     Этот урок в качестве показательного был дан для учителей начальных классов.

Методический  конструктор учебного занятия

Название УМК  Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык 5 класс»/Научный редактор акад.РАО Н.М. Шанский  Предмет  русский язык  Класс  5

Тема урока: «Обобщение по теме «Лексика»»

Место и роль урока в изучаемой теме последний урок в разделе «Лексика»

Тип урока: обобщающий урок

Цель урока: выявить степень усвоения учащимися знаний по разделу «Лексика»

Задачи урока:

-обучающие: закрепить знания учащихся о категориях языка, изученных в разделе «Лексика»; сформировать умения и навыки нахождения омонимов, синонимов, антонимов, многозначных слов в текстах разных жанров; учить создавать собственный текст;

-развивающие: формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать; умение учиться и способность к организации своей деятельности, умение планировать свою деятельность и действовать по плану, умение преодолевать импульсивность, готовность к преодолению трудностей;

- воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку через художественное слово.

Этап урока

Время,

мин.

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий

1.Организационный момент

1 мин

-

-

-

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к  совместной деятельности

Приветствуют учителя

2. Проверка домашнего задания

2 мин.

(Верно-неверно., Да - Нет)

1.Лексика – словарный состав языка.

2.Слово – основная единица лексики.

3.Слова бывают только однозначными.

4.Швейная игла, игла сосны, игла ежа. Игла – омоним.

5.Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.

6.Антонимы – слова одной и той же части речи, которые пишутся и слышатся одинаково.

проблемный

Самостоятельная работа

-

Анализируя задания, регулируют свою деятельность. Выполненное задание проверяют по учебнику, выставляя один балл за каждый правильный ответ.

Логические УУД: анализ, синтез, причинно-следственные связи

3. Сообщение темы .Постановка целей

1 мин.

проблемный

фронтальная

Направляющая

 Учащиеся формулируют тему и цели урока

Познавательные УУД: формулирование темы, постановка учебной цели.

4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

6 мин.

1 группа «Овсянка»

Вот этой овсянки

Не хочется киске.

(Вот этой овсянки

Которая в миске.)

Какой же овсянки она захотела?

Не той ли,

Что мимо сейчас пролетела?

(Овсянка – каша из овсяной крупы.

Овсянка – маленькая перелетная птичка из отряда воробьиных)

2 группа.

 В море суши полоса

Называется коса,

И у девушки коса

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса,

Косит травушку коса.

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос?

(Коса  - заплетенные волосы.

Коса – сельскохозяйственное орудие.

Коса – длинная узкая отмель, мыс.)

поисковый

Работа в группах

Найдите омонимы в стихотворении, дайте им лексическое значение

Читают стихи, ищут омонимы, дают лексическое значение, выбирают кандидата от группы, который будет защищать выбранную позицию

Личностные УУД:

соотносить свои поступки с общепринятыми этическими нормами.

Регулятивные УУД:

умение регулировать свою деятельность

Познавательные УУД: постановка и решение проблем.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждение проблемы

4 мин.

Петрушка-петрушка.

Кашка-кашка.

Ласка- ласка.

проблемный

Творческая, работа в парах.

Корректирующая. Придумайте предложения с данными омонимами.

Составляют предложения .

Коммуникативные УУД: уметь договариваться, находить общее решение, аргументировать свое мнение, сохраняя доброжелательное отношение друг к другу.

5. Работа с текстом

7 мин.

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогу зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах.

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

И вот уж пополнилось новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с ее экипажем,

Стоящим у звезд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

- До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только: как много

Значений у слова «дорога»!

проблемный

Практическая, работа в группах

Направляющая.Прочитайте выразительно стихотворение и определите сколько значений у слова «дорога»? Какое явление лексики мы рассмотрели (многозначность)

Выразительное чтение текста, выявление многозначности слова «дорога», запись в тетрадь, выбирают кандидата от группы, который будет защищать выбранную позицию

Регулятивные УУД:

Умение учиться и способность к организации своей деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.

6. Физминутка

1 мин.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места,

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой –встанькой словно стали

А потом пустись вскачь

Будто мой упругий мяч.

Здоровьесбережение

Физические упражнения

Эмоциональный настрой и выполнение вместе с учениками

Под руководством физорга выполняют упражнения

Личностные УУД: установка на здоровый и безопасный образ жизни

7. Корректировка целей

1 мин.

проблемный

фронтальная

Направляющая: ребята, анализируя проделанную работу, не хотели бы вы  внести коррективы в ранее поставленные цели?

Корректирующая

Познавательные УУД: моделирование, структурирование учебной цели.

8. Воспроизведение знаний на новом уровне

9 мин.

1.Я – синоним осьминога,

А без С – в метле нас много.

2. Я то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун,

А называюсь я …

3. Простое слово «промежуток»:

 в театре несколько минуток,

пока начнется новый акт, мы называем все …;

на время что-то прекратив,

 мы объявляем …;

в борьбе, в труде устали слишком –

дают уставшим …;

после урока непременно

нужна ребятам ….

поисковый

Практическая работа в парах

Направляющая. Разгадайте метаграммы, запишите ответы себе в тетрадь, определите, какое явление лексики здесь проявляется.

Работают в парах, ищут ответ на поставленный вопрос, выбирают отвечающего

Познавательные УУД6 решение лингвистических задач, соотносить результаты , полученные на модели с реальностью (текстом)

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимоконтроль , взаимопомощь по ходу выполнения задания.

5 мин.

Здоровье, погаснуть, сила, молодость, старание, радость, любовь, ясный, мудрый, быстрый,  привлекать, доброта, понятный, старость, глухой (звук), тихий, сухой, болезнь, мощный, печаль, вспыхнуть, ненависть, отталкивать, глупый, притягивать, мощь,  лень, туманный, злость,  слабость, влажный, медлительный, бессилие, шумный.

поисковый

Практическая работа

Направляющая. Отыщите антонимические пары, записав их в тетрадь.

Активная работа в группах, составление антонимических пар, запись их в тетрадь, выбор ученика, который будет защищать мнение группы

Логические УУД: классификация , выход на причинно-следственные связи, составление логической цепи доказательств, обоснование, постановка решения проблемы, творческое действие.

Коммуникативные УУД: умение четко выражать свои мысли, аргументировать  свои высказывания, вступая в диалог и участвую в коллективном обсуждении проблем.

9. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений

3 мин.

1.Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.

2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.

3.Гоголь  смело уличал пороки крепостнического строя.

4.Помещик был груб со своими придворными.

5.Помещики жестоко угнетали своих крепостников.

6.Постепенно человек укрощал диких коз, свиней, других животных.

исследовательский

Практическая, работа в парах

Направляющая. Побудьте редакторами, исправьте в тексте грамматические ошибки, на основе какого лексического явления они образуются в речи?

Социально-ролевая игра, в ходе которой ребята озвучивают исправленный вариант

Личностные УУД: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Познавательные УУД: развитие познавательных интересов и мотивов, любознательность и творчества.

10. Рефлексия

2 мин.

Достигли вы целей, поставленных вами в ходе урока?

Какова практическая значимость изученного материала?

Учебный диалог

фронтальная

Корректирующая

Анализирующая.

Высказывание учащимися своего мнения. (Я понял…, готов внедрить… буду использовать…)

Познавательные УУД: умение выделять главного , существенного

Коммуникативные УУД: уважать иную точку зрения.

11. Оценивание работы на уроке. Эмоционального фона

2 мин.

беседа

фронтальная

Выслушивает мнения учащихся и на основе этого корректирует дальнейшую работу

Оценивают свой вклад в деятельности на уроке, ставят баллы, говорят о своем эмоциональном состоянии

Личностные УУД:  чувство сопричастности к коллективным делам; понимания основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, моральной самооценки.

12. Домашнее задание

1 мин.

1.Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики.  Слова Мир, Дружба, Родина, Россия звонкие и громкие,  богатые и гордые, светлые и радостные. Они поражают людей простотой и величием.  Слова эти необыкновенно дружны между собой. Покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью слова Береза, Солнце, Счастье, Весна, Радость, Молодость, Космос, Луноход, Космодром.., удивительной лаской, теплом и светом лучится слово Мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Лексике так хочется, чтобы все ее жители были именно такими. Вечно юная  и оптимистичная Жизнь твердо верит, что во всем мире останутся существовать лишь слова героические, справедливые, весенние, приносящие людям не только необходимость общаться, но и необходимость спокойно жить, трудиться и радоваться. (Из журнала «Русская речь»)

2.По слогам твердим, едва осиля

Вяжущую губы немоту:

Мама, небо, хлеб, роса, Россия – Камушком катается во рту.

 Зачерпнул – и доверху ведерко.

Русской речи речка глубока.

Топчется в кругу скороговорка,

 Кулаками подперев бока.

     ……………………………….

 Всю-то жизнь спешим, куда – незнамо.

Сколько лет минуло, сколько зим.

Облака, земля, береза, мама –

 Не наговоримся говорим.

                                             (А.Кафанов)

Исследовательский

Самостоятельная работа

Направляющая.Прочитайте и сравните высказывания о лексике. Что общего вы нашли в их содержании? Подберите еще стихи или высказывания русских писателей и поэтов о красоте и богатстве родного языка.

Поиск нужной информации в Интернете, текстах художественной литературы. Самостоятельное составление текстов художественного стиля речи.

Личностные УУД: формирование чувства гордости за свою Родину, народ, историю;

Регулятивные УУД: самостоятельное составление монологического текста в письменной форме.

Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка по теме в 7 классе "Предлог"

Разработка урока по теме "Предлог" в рамках программы "Школа-2100" построен на материале о космосе и приурочен к 50-летию полета первого космонавта Ю.А.Гагарина....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе

Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Однородные и неоднородные определения"(8 класс)

Цели урока: 1) углубить представление учеников об однородных членах;2) закрепить навыки узнавания их в тексте, навыки их графического изображения;3) научить различать однородные и неоднородные определ...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Комплексное повторение орфографии» в 11 классе (с применением сингапурской методики)

Цели урока: Образовательные:  обобщение и систематизация знаний  учащихся по орфограммам (А13 – А17), включенным в ЕГЭ по русскому языку.Развивающие: развитие орфографической зоркости, творч...