Методическая разработка урока русского языка на тему "Однородные и неоднородные определения"(8 класс)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Цели урока: 1) углубить представление учеников об однородных членах;

2) закрепить навыки узнавания их в тексте, навыки их графического изображения;

3) научить различать однородные и неоднородные определения, узнавать их в тексте;

4) показать синтаксическую роль определений-эпитетов;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opr.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка на тему

 «Однородные и неоднородные определения»

(8 класс).

Составила: учитель высшего категории русского языка и литературы ГБС(К)ОУ школы-интерната №117 города Самары Платонова Л. А.

Данная методическая разработка конкретного урока позволяет представить, как на практике в процессе изучения нового материала осуществляется компетентностный подход к обучению, формируются и развиваются учебно-познавательные и коммуникативные компетенции.

Данный тип урока можно охарактеризовать как урок общеметодической направленности, в процессе которого используются различные технологии: педагогики сотрудничества, проблемного, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении.

В ходе урока выясняется проблема грамматических признаков однородных и неоднородных определений и особенностей их различения.

В процессе урока используются различные виды универсальных учебных действий (УУД): комплексное повторение, формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала, практика групповой работы, фронтальная беседа на закрепление изученных знаний, индивидуальная работа с текстом.

Планируемые результаты на основе УУД:

- предметные: научиться определять условия однородности и неоднородности определений;

- личностные: нацелить учащихся на получение опыта работы в группе, в паре, умение контролировать действия партнера, умение убеждать;

- познавательные: добиться умения объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе изучения темы урока, исследуя предложения с однородными и неоднородными определениями.

Цели урока: 1) углубить представление учеников об однородных членах;

2) закрепить навыки узнавания их в тексте, навыки их графического изображения;

3) научить различать однородные и неоднородные определения, узнавать их в тексте;

4) показать синтаксическую роль определений-эпитетов;

5) активизировать речь учащихся с помощью ключевых слов урока (однородные члены, однородные определения, неоднородные определения, пунктуация);

6) развивать слухо-зрительное восприятие и умение более точно считывать с губ предложения, сказанные учителем;

7) воспитывать внимательность, умение сосредоточиться и правильно выполнить задание учителя.

Оборудование урока: таблица «Однородные и неоднородные определения», слова фонетической зарядки, ключевые слова урока. Все это выводится при помощи ноутбука и проектора на экран.

Ход урока.

I. Организационный момент. Проверка слуха, наличия аппаратов, фонетическая зарядка, фронтальный опрос о дежурном звуке (слухо-зрительно). Работа со словами и словосочетаниями: определение, определения, однородные члены, различия однородных и неоднородных определений, пунктуация, анализ.

II. Систематизация ранее полученных знаний.

Фронтальный опрос по домашнему заданию (вопросы задаются за ручным экраном):

1) Что такое второстепенные члены предложения?

2) Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

3) Чем характеризуется такой член предложения как определение?

4) Чем он отличается от других второстепенных членов?

5) Что такое однородные члены предложения?

6) Небольшой выборочный диктант (слухо-зрительно). Из записанного текста, продиктованного учителем,  выделить и подчеркнуть однородные определения и графически оформить предложения с ними.

Предлагаемые предложения.

Вечером обе собаки любили поиграть и повозиться во дворе. Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Во дворе дома цвели астры, маргаритки и колокольчики. Наступила долгая, тревожная ночь. Старая, рассохшаяся лестница вела на второй этаж. Весело, гулко зашумела за рекой березовая роща.

Умение графически оформлять предложения с однородными членами помогает учащимся осмыслять суть этого синтаксического явления,  закрепляет понимание признаков однородности, делает знание осознанным.

III. Изучение и закрепление нового материала.

Новым материалом для учащихся являются сведения об однородных и неоднородных определениях. Этот материал не легко усваивается детьми. Следует акцентировать внимание на признаках однородности, чтобы на этом фоне точнее осознать отличие неоднородных определений от однородных. Возьмем два предложения.

В комнату поставили удобный, широкий диван.

В комнату поставили удобный кожаный диван.

Обращается внимание учащихся на перечислительную интонацию и возможность вставки союза и в первом случае. Здесь оба определения относятся к слову диван. Во втором случае (с неоднородными определениями) к существительному диван относится только одно ближайшее к нему определение, а первое относится уже ко всему словосочетанию. Здесь отсутствует перечислительная интонация и невозможно вставить союз и. Примечательно, что в первом случае оба определения выражены качественными прилагательными, а во втором – одно качественным, а другое относительным, и они характеризуют предмет с разных сторон (поэтому и недопустимо появление союза и).

На закрепление этих положений учитель предлагает выполнить одно из упражнений из учебника. Все делают его в тетрадях, а на доске по одному предложению ученики пишут, выходя к ней по цепочке. Анализ правильности выполнения задания проводится в группе из двух-трех учеников (сильный-слабый).

После проверки упражнения ребята совместно с учителем делают следующие выводы.

Однородные определения обладают теми же признаками, что и все другие однородные члены:

1) смысловые признаки: характеризуют предмет с одной стороны;

2) грамматические признаки: относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос; являются одним и тем же членом предложения (согласованным определением); равноправны и независимы друг от друга, между ними можно поставить союз и;

3) интонационные признаки: произносятся с интонацией перечисления;

4) пунктуационные признаки: на письме разделяются запятыми.

На дорожке лежали красные, зеленые, желтые листья.

Предмет характеризуется с одной стороны – по цвету, обобщенно может быть выражен словом разноцветный.

Неоднородные определения не имеют признаков однородных членов предложения:

1) смысловые признаки: характеризуют предмет с разных сторон, например, по размеру и цвету (длинная синяя лента), по материалу и цвету (шелковая синяя лента);

2) грамматические признаки: грамматически эти определения не равноправны, поясняют друг друга, то есть одно из определений зависит от словосочетания, в которое входит определяемое слово и другое определение (синяя (какая?) шелковая лента); между ними нельзя поставить союз и;

3) интонационные признаки: лишены перечислительной интонации;

4) пунктуационные признаки: на письме не разделяются запятыми.

Алеша взял маленький железный ключик. Словосочетание железный ключик поясняется определением маленький.

Для закрепления на экран выводятся три-четыре предложения без знаков препинания, и учитель просит учащихся прочитать вначале предложения с однородными определениями, а потом предложения с неоднородными определениями.

 В заключении следует обратить внимание учащихся на то, что в художественных текстах определения-эпитеты могут быть однородными. Тогда между ними возникает отношение, например, причинно-следственные: Без пальто он выбежал из дома на ночную, пустынную улицу (пустынная, потому что ночная). Однородными могут стать определения, которые называют признаки, объединяемые сходством производимого впечатления: Покосившаяся, невзрачная (неприглядная) избушка стояла на краю села.

Далее на закрепление нового материала на экран выводятся несколько предложений и два ученика, вызываемые к доске, пишут в два разных столбика, выбирая из текста, однородные и неоднородные определения. Остальные учащиеся проверяют их работу, проговаривая выписанные определения, то есть, выполняя работу по формированию произношения.

IV. Подведение итогов урока.

В конце урока учитель выставляет итоговые отметки с их обязательным комментированием.

V. Домашнее задание.

На дом дается для выполнения одно из упражнений учебника. Сначала задание дается за экраном, потом воспроизводится слухо-зрительно через речь учителя и запись задания на доске.

Использованные источники.

1. Т. Трунцева. Рабочая программа по русскому языку. М., 2013.

2. Н. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. М., 2006.

3. Л. Кулюкина, А. Позднякова. Дидактические материалы по русскому языку. 8 класс. М., 2004.

4. Н. Исаева. Дидактические материалы по русскому языку. 8 класс. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Определение» в 5 классе (с применением сингапурской методики)

Тема «Определение» Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний Цели: Образовательные: Познакомить с определением как второстепенным членом ...

Методическая разработка урока русского языка в 8 классе "Определенно-личные предложения"

Урок по теме «Определенно-личные предложения» разработан для учащихся 8  класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академик...

Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

      Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...