Методическая разработка урока русского языка в 8 классе "Определенно-личные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Черных Алена Юрьевна

Урок по теме «Определенно-личные предложения» разработан для учащихся 8  класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева (образовательная система  «Школа 2100»).

Для достижения цели  данного урока  используются возможности следующих форм организации познавательной деятельности: индивидуальной (на этапе актуализации знаний), групповой (на этапе введения проблемной ситуации и этапе познавательной деятельности по созданию новых знаний), коллективной (на этапе проверки понимания учебного материала).

На уроке проходит системная отработка универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Учитываются психологические особенности развития детей, выбирается интегральный подход к обучению, а именно когнитивный стиль, позволяющий использовать знания  о психологическом  различии  детей в характере переработки информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Определенно-личные предложения"35.28 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

8  КЛАССА 

Тема урока: «Определено-личные предложения»

(урок русского языка в 8 классе ОС «Школа 2100»)

А.Ю. Черных

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №40»,

г. Новоуральск Свердловская область

Аннотация (Пояснительная записка)

Урок по теме «Определенно-личные предложения» разработан для учащихся 8 Б класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева (образовательная система  «Школа 2100»).

Для достижения цели  данного урока  используются возможности следующих форм организации познавательной деятельности: индивидуальной (на этапе актуализации знаний), групповой (на этапе введения проблемной ситуации и этапе познавательной деятельности по созданию новых знаний), коллективной (на этапе проверки понимания учебного материала).

На уроке проходит системная отработка универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Учитываются психологические особенности развития детей, выбирается интегральный подход к обучению, а именно когнитивный стиль, позволяющий использовать знания  о психологическом  различии  детей в характере переработки информации.

        Дидактическая цель урока:        познакомить учащихся с определённо-личными предложениями, установить их  особенности, правила употребления в речи.

        Деятельностная цель: формирование умений реализации  новых  способов действия через работу с опорным материалом

        Образовательная цель: формирование  понятийной базы о типах предложений с главным членом – сказуемым за счет включения в нее новых элементов

        Развивающий аспект: развивать коммуникативные умения и навыки через индивидуальную, групповую  и фронтальную работу, умение наблюдать, сравнивать, анализировать и синтезировать информацию.

          Воспитательный аспект: воспитывать  у учащихся интерес и уважительное отношение к себе и другим людям,  чувство любви к родной природе через работу с материалом, взятым  из произведений искусства.

        Тип урока: урок усвоения новых  знаний.

        Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.

        Ведущий метод: проблемно-диалогический.

        Средства обучения и оборудование: учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык: Учебник для 8-го класса основной школы/под науч. Ред. А.А. Леонтьева. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. – 304 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100. Серия «Свободный ум»). Карточки с заданиями. Ноутбуки с выходом в Интернет, электронная презентация.

  1. Организационный этап.

Цель этапа:  обеспечить осознанное вхождение учащихся  в пространство учебной деятельности на уроке.  Мотивировать  к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Давайте вспомним, чем был интересен предыдущий урок?

(Мы учились создавать отзыв о любимом  произведении в форме письма)

Учитель: Я надеюсь, что все отлично справились с домашним заданием и составили интересные письма-отзывы!  Есть ли желающие прочитать отзыв?

(по желанию работы читают 1-2 ученика)

Учитель: Что помогало вам в работе?

(План к отзыву)Слайд №1

Учитель: Прочитайте последнее предложение  в своей работе.

(читают)

Учитель: Хорошо! Почти у всех получилось следующее «Обязательно прочитай эту книгу!» Давайте запишем его. Слайд №2

(ученики записывают, не забывая оставить одну строчку для темы урока)

  1.  Постановка цели и задач урока

Цель этапа: обеспечить  осмысление учащимися цели урока, используя эвристический метод обучения, сформулировать цель урока, помочь  выдвинуть версии относительно особенностей представленных  синтаксических единиц.

Учитель: Ребята, предложите  синонимичные конструкции  на эту тему:

(Дети конструируют  разные варианты предложений. После знакомства с вариантами учитель предлагает следующие, напечатанные на листах):

1.Эту книгу читают с удовольствием.2.Всегда много читаю!3.Какая интересная книга!4.Я всегда много читаю.5.Эту книгу нужно прочитать!

Учитель: Попробуйте сформулировать учебную задачу по данному материалу.

(Узнать, чем похожи и чем различны эти предложения?)

Работа в группах по нахождению сходств и различий. Результат оформляется в виде схемы.

Учитель: Итак, у нас получилась следующая схема: односоставные и двусоставные.

(на экране  схема) Слайд №3

                                                             Предложения

                                       Односоставные       Двусоставные

Учитель: В какой группе возможно еще деление?

(Возможно, в группе односоставных, т.к. их много!)

Учитель: Действительно, в группе односоставных предложений есть разные виды. Посмотрите на экран. (на экране схема деления односоставных предложений на виды) Слайд №4 

Учитель: Как вы думаете, а почему такое деление возможно?

(высказывают предположение)

Учитель: Выскажите предположение о теме сегодняшнего урока.

(возможно, мы будем изучать односоставные предложения, т.к. не знаем, почему они делятся на группы)

Учитель: Ребята, действительно, сегодня на уроке мы начнем знакомство с односоставными предложениями. И первый вид называется «Определенно-личные». Запишем тему урока. Можете ли вы найти среди предложений, находящихся на доске, определенно-личные?

(Конечно, нет. Мы не знаем, какие предложения называются «Определенно-личными»)

Учитель: Сформулируйте вопрос урока.

(Что такое определенно-личные предложения?) Слайд №5

Учитель: Предложите учебные задачи на урок.

  • Выяснить, что такое определенно-личные предложения.
  • Определить особенности таких предложений.
  • Узнать, зачем нужны в речи.
  1. Первичное усвоение новых знаний.

Цель этапа: используя метод  исследования и возможности работы в группах,  создать учебный продукт.

Учитель: С чего начнем наблюдение?

(С выяснения, почему эти предложения имеют такое название)

Учитель: Есть ли у вас предположения?

(Может, в этих предложениях есть указание на  действующее лицо?)

Учитель: Давайте выясним  истину. Обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока. Слайд №6

Обязательно прочитай эту книгу!

Учитель: Есть ли действующее лицо в данном предложении?

(Нет)

Учитель: Можем ли мы определить, к кому относится эта фраза?

(Да, к собеседнику)

Учитель: Что помогает определить действующее лицо?

(Форма глагола и местоимение, которое можно подставить – ты)

Учитель: Какой вывод можно сделать?

(Данный тип односоставных предложений имеет именно такое название, потому что можно определенно сказать, кто является действующим лицом)

Учитель: Предложите дальнейшую форму работы.

(Работа в группах, так как у нас много учебных задач)

Задания для групп в приложении

Учитель: Представьте классу свои наблюдения.

(Группы предъявляют выводы по предложенному им для наблюдения материалу)

В результате должны появиться выводы по следующим позициям:

  • Способ выражения сказуемого в определенно-личных предложениях.
  • Местоимения, которые возможно использовать в качестве подлежащего.
  • Самостоятельность глагола-сказуемого в указании на  действующее лицо.
  • Невозможность использовать личное местоимение «Ты» в случае выражения сказуемого формой повелительного наклонения.
  • Синонимичность односоставных и двусоставных с подлежащими, выраженными личными местоимениями «Я, мы, ты, вы»

Учитель: Как выяснить правильность выводов?

(Сверить с учебником)

Учитель: Работаем с учебно-научной информацией  с карандашом в руке. Как всегда на полях делаем пометы (прием «Инсерт»)

  " V " - уже знал     " + " – новое     " - " - думал иначе     " ? " - не понял, есть вопросы

  1. Корректировка полученного «учебного продукта». Обмен мнениями с целью выяснения правильности полученного «учебного продукта».

Рефлексия этапа:

  • Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
  • Что Вам в этом помогло?
  • Какие трудности возникли?

Физкультминутка (зарядка под песню в исполнении Софии Ротару «Я, ты, он, она…»)

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: решение в форме коммуникации (в группах, в парах) типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  решения вслух.

Выборочное списывание по материалу упр. 246. Задание: выписать определенно-личные предложения. Объяснить выбор. Работа индивидуальная с взаимопроверкой в группах. При наличии ошибок можно предложить детям сформулировать советы по нахождению определенно-личных предложений.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: выявление границы применимости нового знания и выполнение  заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Учитель: Что поможет быстро выполнить подобное задание? Сформулируйте для себя  учебную задачу.

(Нужно создать  алгоритм нахождения определенно-личных предложений)

Учитель: Я предлагаю вам лингвистический материал, на основании которого можно  создать алгоритм выявления  вида односоставного определенно-личного  предложения. Свои выводы оформите в виде схемы. Алгоритм  может быть предложен на обсуждение класса в виде презентации, шаблон для которой есть на рабочих столах ваших ноутбуков.

Работа в группах 3-4 минуты с материалом стихотворения А.А. Ахматовой.

А.Ахматова

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.

Результаты предъявляются классу. Проходит коллективное обсуждение по составлению точного алгоритма

Рефлексия этапа:

  • Какую задачу ставили на данном этапе?
  • Получился ли у вас «рабочий» алгоритм?
  • Как проверить?
  • Запишите полученный в результате обсуждения алгоритм в тетрадь.

(работа в тетради)

Учитель: Давайте вернемся к стихотворению, которое помогло нам в работе. Каким настроением оно проникнуто? Какие предложения помогают определить настроение лирического героя? Зачем в речи определенно-личные предложения?

(Более лаконичные, динамичные)

Выскажите предположение о дальнейшей работе.

(Мы будем использовать в речи определенно-личные предложения)

Учитель: Конечно, нам важно не только узнать о новом виде предложений, но и научиться использовать его  в речи. Я предлагаю вам совершить воображаемую прогулку в лес с помощью картины великого художника И.И. Шишкина. На рабочем столе вашего ноутбука есть ссылка на сайт «Шишкин-арт». (http://shishkin-art.ru/) Зайдите по ссылке  и найдите картину, в которой вы бы хотели очутиться. Свои эмоции, наблюдения от «прогулки» запишите 2-3 определенно-личными предложениями.

(для обеспечения эмоционального вхождения в роль путешествующего по картине используется прием музыкального  сопровождения с применением композиции  «Времена года» А. Вивальди).

По окончании работы дети делятся своими наблюдениями.

Учитель: Давайте попробуем уточнить,  в каком стиле речи уместны определенно-личные предложения?

(Высказывают предположения)

Учитель: Дайте ответ на основании наблюдения над материалом упр. 247.

(текст упражнения напечатан на листах. Дети не видят лексическое значение слова «эпистола»)

Учитель: Данный текст можно отнести к эпистолярному жанру.

(У детей возникает вопрос о лексическом значении непонятного для них слова «Эпистолярный»)

Учитель: Как можно выяснить лексическое значение слова «Эпистолярный»?

(Можно посмотреть в словаре).

Учитель: Вы знаете, что словари бывают не только бумажными, но еще и электронными. Где можно найти электронный словарь?

(В  интернете)

Учитель:  Я напоминаю вам, что в группах есть ноутбук с выходом в интернет. Попробуйте найти значение слова на сайте «Грамота.ру» Ссылка на сайт на рабочем столе.

(дети находят, делают вывод о значении и этимологии слова «Эпистолярный»)

Учитель: Ни для кого не секрет, что ваше пребывание во всемирной паутине не столь полезно, как это получилось сейчас. Где и как вы сможете воспользоваться полученными на уроке знаниями об односоставных определенно-личных предложениях?

(В социальных сетях мы общаемся каждый день. Друг другу посылаем сообщения, например такие:  «Пойдем в кино!»)

Учитель: Я предлагаю смоделировать следующую ситуацию: вам нужно поделиться с другом своими знаниями по поводу особенностей определенно-личных предложений. Высказывания  записывайте на листах, воспользовавшись полученными на уроке сведениями.

(Дети пишут фразы, например, такого типа: Знаю, что определенно-личные предложения – это…Теперь  могу легко пользоваться определенно-личными предложениями в речи… и т.п.)

Учитель: Разместите  свои  сообщения на «стене». На столах есть необходимый материал для работы: листы А4 и фломастеры. «Сообщения» прикрепляем на доску.  (данное задание поможет   сделать вывод о степени понимания учащимися нового материала и умении использовать в речи)

Учитель: Давайте вернемся к учебно-научному тексту с вашими пометами. Остались ли вопросы?

(Проходит итоговая корректировка знаний)

Итоговая проверка понимания:

Учитель: Как проверить прочность полученных знаний?

(Еще раз обратиться к материалу)

Учитель: Предлагаю вам следующее задание. Оно аналогично представленным в текстах ГИА И ЕГЭ. Текст на экране.

Задание: найдите среди данных предложений определенно-личные. Запишите номера. Обратите внимание на то, что определенно-личные предложения могут входить в состав сложных. Слайд №7

1)А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. 2) Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. 3) Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому…4) Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (И.А. Бунин «Антоновские яблоки»)

Результат проверяется сразу через работу с сигнальными карточками. На партах карточки с цифрами 1,2,3,4

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель: Ребята, вот и подходит к концу наш урок. В течение сегодняшнего занятия я видела, как вы активно стремитесь получить новые знания. Предлагаю не останавливаться на достигнутом. В качестве Д.З. выполните, пожалуйста,  следующее:

Домашнее задание: 

1 уровень: 1. Выучить материал в рамке стр. 182-183. 2. Выполнить упр. 250 3. По желанию: обсудить с одноклассниками возможность создания в социальных сетях группы «Любителей чтения» и оформления «стены» с высказываниями о впечатлениях после прочтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с использованием только определенно-личных предложений. 

2 уровень: 1. Выучить материал в рамке стр. 182-183. Написать творческую работу в эпистолярном жанре на основе картины любимого художника. 3. По желанию (как в 1 варианте)

8)  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цель этапа: фиксирование  нового содержания, изученного  на уроке, и организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. В завершение – соотнесение  ее цели и результата, фиксирование  степени их соответствия, определение  дальнейших целей деятельности.

Учитель: Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы результата? Что такое определенно-личные предложения?

(Ответы учащихся)

Рефлексия:

  • Что для вас было  самым полезным  на уроке?
  • Что для вас  на уроке было самым интересным?
  • Что на уроке было трудным?
  • На что  надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Учитель: Желаю вам дальнейших открытий, ведь учебный день только начался! Успехов и новых интересных идей! Спасибо за активную деятельность на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения"  ФГОС...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....