Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало внимание ученика, поэтому он хорошо работал, весь запланированный материал был выполнен .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_po_glvn_chlenam.docx30.22 КБ
Файл prezentaciya1.pptx163.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок руского языка 10 "В"

Тема: Главные члены предложения

Цели:

 - обучающие

1. Закрепить знания о главных членах предложения и умение выделять их в тексте.

2. Вырабатывать навыки устного разбора предложения по членам (выделять главные и второстепенные члены, объяснять распространенные и нераспространенные предложения)

3. Совершенствовать навыки различия имен существительных по вопросам, повторять понятия одушевленные и неодушевленные существительные)

 - Развивающие

  4.  Способствовать коррекции недостатков  психофизического развитя учащегося (развивать память, мышление, внимание, речь, пространственные представления, моторику)

  - Воспитывающие:

5. воспитывать :

любовь к природе ( через просмотр картины, прослушивание музыки)

чувство радости, удовлетворенности результатами работы

способствовать сохранению здоровья учащихся.

Оборудование:  презентация, интерактивная доска, перфокарта,            таблица, картина, монета золотистого цвета, листик березы, гантели.                

Ход урока:

I. Оргмомент.

Веселый прозвенел звонок

Мы начинаем наш урок!

Урок у нас сегодя необычный - он проходит в школе ,и к нам пришли гости. Мы покажем, как работаем на уроке русского языка.

(записать на доске:

16 октября.

Классная работа.)

Выполним гимнастику (Гимнастика для рук с ручкой)

Запиши число и классная работа в тетради.

II. Сообщение темы.

Какое сейчас время года? (осень) Вот и мы на уроке будем говорить об осени (ранней, поздней, дождливой и солнечной) и будем продолжать повторять нахождение в предложении главных членов.

 III. Повторение.

а) Повторение понятия главные члены.

- Какие члены предлжения называются главными? (Посмотри на доску (1 слайд):

 главные члены предложения

                                                             

                            подлежащее          сказуемое)

 Что знаем о подлежащем? (прочти. (2 слайд)

Подлежащее - главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос Кто? или Что?. Может выражаться существительным.)

Что знаем о сказуемом? ( Прочти. (3 слайд)

Сказуемое - главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем,отвечает на вопрс Что делает? Выражается глаголом.)

б) Повторим понятия одушевленное и неодушевленное имя существительное.

(Работа по перфокарте)

 - какой частью речи чаще всего бывает подлежащее? (существительным)

Сейчас повторим, как правильно ставить вопросы к имени существительному.

 Посмотри на экран, прочти вслух словарные слова. (4 слайд)

Эти слова мы распределим в таблицу.

 - Какие существительные отвечают на вопрос  «Кто?» Кого они обозначают?

 ( людей, животных)

 - Как они называются? (одушевленные)

 - А остальные существительные как называются (неодушевленные)

 - На какой вопрос они отвечают? (что?)

(Таблица у ученика в тетради

кто? что?)

таблица на доске

существительное

                                                                                                  

                        одушевленное     неодушевленное

                              Кто?                           Что?

                             Сорока                        парта)

Задание:

В первый столбик  записывай слова, которые отвечают на вопрос « Кто?»

Во второй столбик - на вопрос « Что?»

В словах  поставь ударение и подчеркни безударные гласные. Проверим. Зачитай одушевленные имена существительные, неодушевленные.

IV. Работа по теме.

1) Работа по репродукции.

Повторение понятий второстепенные члены, распространенное и нераспространенное предложение.

 - Посмотри на картину. Как она называется? Какой художник ее нарисовал?    ( " Золотая осень") Понравилась тебе картина? ( да)

Вот два текста. Прочти их вслух. (5 слайд)

Подумай и скажи, какой текст тебе больше нравится?

Какой более понятный? ( Второй)

А почему  он более понятный, мы узнаем, когда выполним задание.

Тексты.

1) Наступила осень. Березы пожелтели. Листья клена стали красными. Они шуршат. Вода потемнела.

2) Наступила золотая осень. Березки надели разноцветные платья. Разрумянились листья клена. Сказочный ковер шуршит под ногами. Хрустальная вода потемнела в реке.

Задание.

Спиши второй текст (списывает под музыку)

 Подчеркни главные члены и второстепенные.

Проверка упражнения. (6 слайд

   нераспространенное    распространенное

Читай каждое предложение, объясняй, что подчеркнул. Есть ли в предложении второстепенные члены?

Как называются такие предложения? (распространенные)

Какие предложения во втором тексте? (распространенные)

Там кроме главных членов есть второстепенные. Они то и помогают увидеть красоту осенней природы.

Анализ музыки

(карточки настроения)

- Когда  ты писал, звучала музыка. Она тебе понравилась?

- Как она звучала? (плавно, спокойно, грустно)

- Выбери карточки-настроения, которые подходят твоему настроению от прослушанной музыки.

Эту музыку написал П.И.Чайковский - русский композитор. (7 слайд- портрет Чайковского)

Ему наверно было жаль уходящего лета, поэтому музыка звучит грустно.

Физ.разминка для глаз

2) Работа по загадке.

(8 слайд - загадка. Монета золотого цвета, конверт с листиком)

Отгадай загадку.

Падают с ветки з..л..тые монетки.

Посмотри, монетка какого цвета?

Что падает осенью с ветки тоже золотого цвета?

(листок)

Проверь, отгадка в конверте.

 - Что там? (листик) Сравни с монеткой?

Задание. 

Спиши, вставь пропущенные буквы. Устно проверь их.

Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

Определи какими частями речи они являются.

Зарядка с гантелями.

3) Работа над деформированным текстом. (9 слайд)

Прочитай текст просебя.

 - Определи границы предложений. Читай вслух (у доски) Поставь, где нужно точки. 

 - С какой буквы пишем начало предложения (с заглавной.) Зачеркни, где написано неправильно и напиши правильно)

Прочитай получившийся текст.

Наступила скучная осень. По серому небу плывут тучи. Льют дожди. Дует холодный ветер. Опадают листья. Ласточки и соловьи улетают на юг.

Подчеркни основу предложения. Что такое основа? (подлежащие и сказуемое)

А теперь выпиши в тетрадь нераспространенные предложения (2 предложения)

 - Прочти, какие предложения выписал. Почему они нераспространенные? (нет второстепенных членов)

4) Дополнительное задание. (на карточке)

V. Вывод по уроку. (1 слайд)

- Чем занимались на уроке?(находили главные члены предложения)

Молодец! Оценка...

VI. Домашнее задание.

Упражнение 12, страница 6.

Открои учебник, прочитай задание. Что нужно сделать? Читай первое предложение. Объясняй.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цель: уметь о пределять главные члены предложения

Слайд 3

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?, может выражаться именем существительным.

Слайд 4

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопрос что делает?, может выражаться глаголом.

Слайд 5

Прочитай. Билет, квартира, лягушка, магазин, цыплёнок, ягода, телефон, ящерица, ястреб, шофёр, Распредели слова в два столбика.

Слайд 6

Прочти вслух тексты Наступила осень. Берёзы пожелтели. Листья клёна стали красными. Они шуршат. Вода потемнела. Наступила золотая осень. Берёзки надели разноцветные платья. Разрумянились листья клёна. Пёстрый ковёр шуршит под ногами. Хрустальная вода потемнела в реке.

Слайд 7

Пётр Ильич Чайковский

Слайд 8

Распространенное предложение НЕРАСПРОСТРАНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слайд 9

Прочитай текст. Наступила скучная осень по серому небу плывут тучи льют дожди дует холодный ветер опадают листья ласточки и соловьи улетают на юг. Определи границы предложений.

Слайд 10

Отгадай загадку: Падают с ветки З ... л .. тые монетки Спиши загадку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения"  ФГОС...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе « Предложения по цели высказывания»

Тип урока: комбинированный.Цели урока:Образовательные: ü    создать условия, способствующие приобретению знаний по теме «Предложения по цели высказывания";ü...