Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Мачула Алла Лаврентьевна

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка.

Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Цель:

- обобщить знания по указанной теме, совершенствовать пунктуационное и речеведческое умение по теме с целью подготовки к ЕГЭ;

- закрепить навыки и умения постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, т.е. уметь определять структуру предложения;

- развивать умение  составлять предложения с однородными членами предложения;

- развивать умение планировать свою деятельность по изучению той или иной темы;

- совершенствовать навык поиска  информации, переработки и структурирования информации (работа с текстом, смысловое чтение);

- Где необходимы нам эти знания, навыки, для чего будем работать с этой темой ? ( в части А - однородные члены предложения, сложносочиненные предложения, постановка двоеточия – различие БСП и однородных членов предложения, в части В – В6, В8; при работе с текстом в части С).

- Какие формы работы будут уместны при отработке этой темы? (работа с предложениями, расстановка знаков препинания, с теорией, составление своих предложений, в конце урока – тест).

Оборудование: 

- распечатки заданий (Приложение 1, 2, 3),

- учебник под ред. Гольцовой, Шамшиной. Русский язык. 11-ый класс;

- Русский язык: правила, алгоритмы, упражнения, тесты, задания в формате ЕГЭ. Учебно-методическое пособие по подготовке к ЕГЭ. Под общ.ред. Е.Г.Малышевой, Омск, 2010;

-  мультимедийная презентация «Однородные члены предложения», «Нормы употребления однородных членов»

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  1. Словарная работа (индивидуальное задание)

 Запишите в тетради слова, значения которых вам не понятны или незнакомы.

ИНАУГУРАЦИЯ – торжественное вступление в должность главы государства. На инаугурации президента России присутствовали первые лица государств, представители общественных организаций, журналисты.

БРЕНД – фабричная марка, торговый знак. На выставке были представлены товары не только западных, но и отечественных брендов.

ДИВИДЕНД – прибыль. В ходе переговоров необходимо подписать важные контракты и заключить выгодные сделки, которые принесут фирме приличные дивиденды. 

ИНСТАЛЛЯЦИЯ – 1) (в изо) художественное произведение, представляющее собой композицию из реальных предметов; 2) (в информатике) установка на ЭВМ. Особое впечатление на москвичей и петербуржцев инсталляция скандально известного молодого художника.

ПОСТЕР – красочный плакат, представляющий собой большую фотографию артистов какой-либо музыкальной группы и рекламирующий её выступление.

ПАНОПТИКУМ – собрание уникальных предметов, редкостей. В дар столичному музею были переданы не только уникальные полотна голландских и итальянских художников, но и паноптикум, главная гордость коллекционера.

ДИСПЛЕЙ – экран. На дисплее появилась информация о факультетах университета и об условиях поступления в 2009 году.

- Итак, сегодня мы пополнили свой словарный запас на 6 слов.

1. Актуализация ранее изученного материала.

Оформляем таблицу:

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

- Заполните 1-ую графу.

Индивидуальные задания:

  1. Что мы знаем о признаках однородности?
  1. С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
  2. Зависят ли они друг от друга?
  3. На какой вопрос отвечают?
  4. Как связаны между собой? (перечислительной интонацией или сочинительными союзами).
  1. Как ставятся знаки препинания?

ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ:

  1. Какую роль играют в речи? (Играют роль действительно изобразительного средства: при их помощи рисуются детали общей картины, показывается динамика действия, они создают ряды эпитетов, обладающих большой выразительностью).

  1. Какие союзы связывают однородные члены предложения? [Сочинительные.]

•  Назовите основные типы сочинительных союзов.

Типы союзов

Значение

Примеры

Соединительные

Указывают, что события происходят одновременно или последовательно

не, дa = и, тоже, также, ни... ни

Разделительные

Указывают на чередующиеся события или на выбор одного явления из нескольких

или, либо, то... то, не то... не то

Противительные

Указывают на противопоставление событий, на возможность только одного из перечисляемых событий

а, но, да = но, однако, зато

 Работа с учебником.

  1. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами?

Знаки препинания между однородными членами.

Запятая ставится:

1) Если нет союзов. На парте лежали учебник, тетрадь, ручка.

2) Перед противительными союзами а, но, да: Мы двигались быстро, но осторожно.

3) Перед второй частью двойных союзов: Как мальчики, так и девочки вышли на уборку территории.

4) Перед союзом да и: Он прекрасно говорил по-английски, да и по-французски знал неплохо.

5) Перед повторяющимися союзами: Он купил дневник, и ручку, и тетрадь.

Запятая не ставится:

1)Перед одиночными соединительными или разделительными союзами:

На лугу цвели ромашки и васильки. Я вам станцую или спою.

2) во фразеологических оборотах: ни рыба ни мясо, ни то ни сё, и день и ночь, ни сват ни брат и т. п.

  Определения-эпитеты (художественные, эмоциональные определения) обычно бывают однородными, например: Тяжёлые, чёрные тучи медленно ползли по небу.

Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях

с однородными членами.

1. Двоеточие:

Ставится после обобщающего слова перед однородными членами:

Он видел всё: лес, речку, дорогу.

2. Тире: Ставится после однородных членов перед обобщающим словом:

Лес, речку, дорогу — всё видел он.

3. Двоеточие и тире: После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире, если предложение продолжается:

Всё: лес, речку, дорогу — видел он.

Примечание. После обобщающих слов перед однородными членами в книжной речи могут быть слова: а именно, например, как-то. Перед ними ставится запятая, после них — двоеточие. Нужно было приобрести разные канцтовары, например: альбомы, цветную бумагу, краски и гуашь.

Обратите внимание!

• Если однородные члены соединены парными союзами как...так и, не только...но и, не столы(я...сколько, не твк...кае и т.п. или двойными союзами если не...то, хотя…но, то запятая ставится только перед второй частью союза:

Как в лесу, так и на лугах появились робкие первоцветы. Не только охотники, но и рыбаки любят осеннюю пору. Если не мороз, то зной может убить тоненькие стебельки яблонь. Не столько обида, сколько растерянность сквозила в его словах.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому, решая вопрос о постановке запятых, необходимо рассматривать каждый ряд однородных членов отдельно:

(На опушке и на холме) росли (ивы и березы) — в данном предложении два ряда однородных членов: однородные подлежащие ивы и березы и однородные обстоятельства на опушке и на холме.

(Отлогости и небольшие горы), (зеленые и круглые), как купола, иногда перемежевывали равнину. — В данном предложении также два ряда однородных членов: однородные подлежащие отлогости и горы и однородные определения зеленые и круглые.

Тучи устало ползут вверх и вниз, забились в ущелья и дымно курятся там.

ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ:

вывод об особых случаях, проанализировав предложения задания 3.

  1. И днём и ночью кот учёный ходит всё ходит по цепи кругом.(не разделяются два однородных члена с повторяющимся союзом, если они образуют тесное смысловое единство и при них нет зависимых слов)
  2. А мужик всё гребёт да гребёт и кормит генералов селёдками.(не разделяются запятой три однородных члена, соединённых союзами И, ДА = И, если два из них образуют тесное смысловое единство).
  3. Я сегодня поднялся ни свет ни заря. (не являются однородными членами, а потому не разделяются запятой устойчивые выражения). 

В предложениях с однородными членами возможна постановка тире, если:

1) и = но, то есть выражает противопоставление или указывает на быструю смену действий, на следствие: Хотел объехать целый свет – И не объехал сотой доли (Гр.)

2) при пропуске союзов А, НО: Не небесам чужой отчизны – я песни родине слагал.

2. Практическая часть урока.

Презентация учителя «Нормы употребления однородных членов».

- Заполните вторую колонку таблицы.

Работа в группах.

Задание 1.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Объясните, какая норма нарушена

  1. В горах и долинах, в лугах и пастбищах уже появились весенние цветы (на лугах)- неверное использование предлога.
  2. В документальном фильме нам хотелось бы показать и рассказать немного о жизни современной деревни.(показать жизнь современной деревни и немного рассказать о ней) – слово, которое должно быть согласовано с однородными членами, фактически связано только с ближайшим.
  3. Ради своей цели человек делает много ошибок и жертв.(делает много ошибок и приносит огромные жертвы) – нарушение лексической сочетаемости.
  4. Рекомендую дамам не выходить без мужа или без дубинки.(нарушение логической связи между однородными членами, так как в качестве однородных используются неоднородные понятия – пародия на нелогичную речь)

ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ:

- На использовании однородных членов предложения основаны некоторые средства художественной выразительности, работа с которыми вам предлагается в задании В8. Какие?

(Стилистические фигуры речи – градация, бессоюзие, многосоюзие).

Задание 2.

Определить, какие стилистические фигуры использованы в предложениях, данных в  задании и с какой целью; предложения не записывать, а записать только название используемого приёма и его роль в предложении.

И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне… и чёрная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи.(Блок) – многосоюзие- увеличение союзов в предложении, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи.

  1. Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах,

И стаи галок на крестах.(Пушкин)

Бессоюзие – 1) помогает создать яркий, живой образ города; 2) создаёт имитацию быстрой езды, 3) придаёт речи быстроту, энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего.

3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков) – восходящая градация, каждая последующая часть высказывания заключает в себе усиливающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение).

Задание 3.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы и графически объясните условия постановки знаков препинания между однородными членами

  1. М.Врубель был кумиром В.Брюсова, и А.Блока, и А.Белого. [0, и 0, и 0]. I-4 – повторяющиеся союзы; если однородный ряд начинается знаменательным словом, то запятая ставится перед первым союзом.
  2. Художник умел одухотворить фантастику, «зажечь» кистью и блики, и искры, и огни на полотне. [0,0 и 0,и 0, и 0] (градация) I-4 - однородный ряд начинается с союза, поэтому первая запятая не ставится.
  3. Он расписывал храмы и вместе с В.Серовым и К.Коровиным оформлял театральные спектакли. II-7 - разные ряды однородных членов предложения.
  4. Природа на его картинах безначальна и бесконечна, дика и угрожающа. I-5- попарное соединение.
  5. Полуслившуюся с гроздьями фигуру девушки можно принять как за образ печали человека, так и за таинственную душу сирени. [как 0, так и 0] – запятая перед второй частью союза - I-3.
  6. Все портреты: портрет Арцыбушева, портрет поэта В.Брюсова, портрет Забеллы Врубель – полны печали и тонкого ощущения человеческой души. [0: 0,0, 0 – 0 и 0] - схема связана с обобщающим словом, какие еще схемы есть с обобщающим словом?
    В задании А23 не встретились предложения с обобщающим словом, при котором может ставиться двоеточие и тире, в принципе этот навык нужен нам? Да - в каком предложении ставится двоеточие и тире? В БСП, и такое задание в ЕГЭ – 24, где нужно отличать БСП от простого с обобщающим словом.
  7. Колдовское мерцание драгоценных камней и жемчугов, трепет зари и блики пламени огней острова, виднеющегося вдали, - все создает сказочную атмосферу. [O, O, O – O] – не забудьте закрыть причастный оборот!
    - Какие подводные камни могут быть в заданиях, связанных с однородными членами предложения, особенно с коварным союзом «и»? Сложносочиненные предложения. Из 30 вариантов по этому заданию – в 3 встретились подобные конструкции, а в задании А20, где спрашивается о роли союза «и», в каждом четвертом варианте шли предложения с однородными членами.
    - Составьте по картинам М. Врубеля («М.Врубель» - «Царевна-Лебедь», «Сирень», «Демон» и т.д.) 2 предложения – одно сложносочиненное с союзом И, а другое с однородными членами с одиночным союзом (Презентация 2 «М.Врубель»).
    - Прослушивание примеров, к этой теме обратимся при систематизации знаний по теме ССП.
    Безусловно, эти конструкции понадобятся не только для решения заданий в части А, но и для написания сочинения в части С.
  8. Обдумывая какой-либо сюжет и работая над той или иной картиной, захватывавшей его полностью и волновавшей воображение, Врубель внезапно бросал полотно, начинал торопливо набрасывать предмет, издавна тревоживший его. [ -.- и -.-, ~~~ и ~~~, = и =]
    Правила об однородности действуют и на другие синтаксические конструкции, т.е. однородными могут быть не только слова, но и обороты и даже предложения, например для деепричастных и причастных оборотов, если они соединены неповторяющимися союзами и - или – они не разделяются запятой.
  9. Кажется, что трепетное сияние венца сливается с отблесками зари на гребнях волн и оживают шелестящие складки полувоздушной фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой - однородные придаточные, соединенные союзом «и», запятая не ставится.

Трудные случаи

  • Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам (сбегала и сохла образуют парную группу, имеющую общий второстепенный член – по канавам).
  • Он хорошо сложен и крепок и красив старинной русской красотой (хорошо сложен и крепок образуют парную группу – форма человека, а дальше - «наполнение»).
  • Облака редко разбежались по небу и почти не мешают солнцу жарить и палить в разгаре летнего дня (не мешают солнцу жарить и палить в разгаре летнего дня – составные глагольные сказуемые с общим вспомогательным глаголом) – схема II – 5.
  • Слышны плеск и говор и плесканье купающихся (плеск и говор – одна тематическая группа – звуки речи, плесканье – действие).
  • Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы, отражающие постановку (или отсутствие) знаков препинания при однородных членах.

Задание 4.

  • 1) Я научилась просто мудро жить смотреть на небо и молиться Богу и долго перед вечером бродить, чтоб утолить ненужную тревогу. (А. Ахматова)
  • 2) Зачем притворяешься ты то ветром то камнем то птицей? (А. Ахматова)
  • 3) Есть в русской природе усталая нежность безмолвная боль затаённой печали безвыходность горя безгласность безбрежность холодная высь уходящие дали. (К. Бальмонт)
  • 4) Дорогая, шути улыбайся не буди только память во мне про волнистую рожь при луне. (С. Есенин)
  • 5) И сердце простило, но сердце застыло и плачет и плачет и плачет невольно. (К. Бальмонт)
  • 6) Ещё последний снег в долине мглистой на светлый лик весны бросает тень, но уж цветёт душистая сирень и барвинок и ландыш серебристый. (И. Бунин)
  • 7) Старинная мебель в пыли да люстры в чехлах да гардины... и вдаль отойдёшь... А вдали — равнины равнины.(А. Белый)
  • 8) Вспомню маму крашеную прялку синий вечер дрёму паутин за окном ночующую галку на окне любимый бальзамин луговых поёмные просторы тишину обкошенной межи облаков жемчужные узоры и девичью песенку во ржи. (Н. Клюев)
  • 9) Ни ясных звезд блуждающие станы ни полные на взморье паруса ни с пёстрым зверем тёмные леса ни всадники в доспехах средь поляны ни гости с вестью про чужие страны ни рифм любовных сладкая краса ни милых жён поющих голоса во мгле садов, где шепчутся фонтаны, ничто не тронет сердца моего. (Вс. Иванов)

10) Людские чужды мне восторги сраженья праздники и торги весь этот шум в земной пыли. (Ф. Сологуб)

- А теперь заполните третью колонку.  Что нового узнали на уроке?

Проверим наши знания, выполнив тестовые задания.

Подготовка к ЕГЭ.

Рабочий лист.

Ф.И. ученика____________________________                         Дата___________________

Задания A23. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами.

  • Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
  • 1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
  • 2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.
  • 3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
  • 4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
  • Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
  • 1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом
  • 2) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
  • 3) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.
  • 4) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
  • Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
  • 1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.
  • 2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.
  • 3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
  • 4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.
  • Показать пояснение
  • Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
  • 1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
  • 2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
  • 3) Ученье да труд всё перетрут.
  • 4) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами.
  • Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
  • 1) Гость вошёл и уже через пять минут овладел разговором и сделался центром общества.
  • 2) Много желал да ничего не поймал.
  • 3) В гостиной собрались человек восемь гостей да хозяева.
  • 4) Почти каждый вечер они уезжали в лес или на водопад
  • Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
  • 1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
  • 2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.
  • 3) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
  • 4) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.

  Однородные члены предложения (тесты).

  1. Укажите, сколько в предложении однородных членов, если они есть (знаки препинания не расставлены):

а) нет однородных членов;

б) два однородных члена;

в) три однородных члена;

г) четыре однородных члена;

д) пять однородных членов

  1. Язык Бунина прост почти скуп чист и живописен.
  2. Четыре года ты ее не видел четыре года писем не писал.
  3. Помню я вечер весенний розовый блеск облаков запах душистой сирени светлые окна прудов.
  4. Весна посылает вести радостно ясно ново.
  5. Солнце блестело и на только что распустившейся листве и на молодой траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки.
  6. Яркий майский день заиграл всеми своими голубыми красками.
  7. Еще у древних необходимым условием усовершенствованного воспитания считалось путешествие.
  8. Росло во мне желание жить водить большие корабли любить знакомиться дружить.
  9. Незаметно зажглась и начала разгораться в небе оранжевая полоска зари.
  10. Подхватил меня резкий ветер  закружил забросил в тайгу.

  1. Укажите, нужна ли запятая перед союзом  да  :

а) нужна;

б) не нужна

  1. Сын раскрыл было рот да пошатнулся на ногах, позеленел в лице и вышел вон.
  2. А жизнь сурова, она идет себе да идет по своим законам.
  3. В настоящую лесную глушь забираются только белки да пестрый дятел.
  4. Я давно хотел об этом рассказать да был чем-то огорчен.
  5. А потом позвонил медведь да как начал, как начал реветь.

  1. Определите, сколько запятых нужно поставить в предложении с однородными членами, соединенными союзом (союзами):

а) одну запятую;

б) две запятых;

в) три запятых;

г) не нужны запятые

  1. Шли лесными тропинками и лесным бездорожьем забредали на хутора и в маленькие деревушки.
  2. Глубоко-глубоко отражались в пруде и берег и вечернее небо и белые полоски облаков.
  3. Я люблю эти темные ночи эти звезды и клены и пруд.
  4. Дом был весь окружен этими видами этим воздухом да полями.
  5. Небо на востоке посветлело и отливало зеленью.
  6. В этом возгласе было и восхищение и благодарность и любовь.
  7. Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и мирные места.

  1. Укажите, какой знак пропущен в предложении с однородными членами:

а) запятая;

б) двоеточие;

в) тире;

г) все знаки стоят верно

  1. Зимой и летом, днем и ночью, в шторм и в непогоду выходят в море корабли.
  2. Все вокруг: и лесные дали, и небо, и широкая гладь канала посветлело.
  3. Лиственные деревья: осина, ольха, береза – еще голы.
  4. Все вижу стволы, прошлогодние листья, сухие стебли трав.
  5. В поздний час все домашние в сборе братья, сестры, отец и мать.
  6. И леса твои, и поля твои все забрал бы с собой.
  7. Ужинали все вместе и оба лесничих, и кучер, и женщины.
  8. Все вокруг: подсолнухи акации и сухая трава – были покрыты пылью.
  9. Был там липовый парк и леса, и вековое безмятежное спокойствие.
  10. Вся мебель: диваны, столы и стулья были сделаны из красного дерева.

КЛЮЧ.  Однородные члены предложения (тесты).

Задания

I

(10 предложений)

II

(5 предложений)

III

(7 предложений)

IV

(10 предложений)

1 в

6 а

1 а

1 а

6 б

1 г

6 в

2 б

7 а

2 б

2 б

7 г

2 в

7 б

3 г

8 д

3 б

3 в

3 г

8 г

4 в

9 б

4 а

4 а

4 б

9 а

5 г

   10 в

5 б

5 г

5 б

10  в

Домашнее задание

Написать миниатюру с использованием однородных членов предложения на тему:

1 ряд – «Я помню чудное мгновенье…»

2 ряд – «Я не люблю…»

3 ряд – «Зимы ждала, ждала природа…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения"  ФГОС...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Методическая разработка по русскому языку. Тема: Пунктуационный анализ предложений. Употребление запятых

Отработка навыков выполнения пунктуационного и синтаксического анализа....