Главные вкладки

    конспект урока русского языка"Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения" 6 класс
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Зиннатова Елена Сергеевна

    Конспект урока русского языка 6 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 650203.docx24.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4»

    Управление образования

    Администрация городского округа Электросталь Московской области

    144007, Московская область, г.о.Электросталь, ул.Мира 24 в, тел.:3-56-27

    Урок русского языка

     «Простое  и сложное  предложение.

    Знаки препинания в конце

    и внутри  предложения»

    Автор:

    Зиннатова Елена Сергеевна,

    учитель русского языка и литературы

    Класс: 6

    Простое  и сложное  предложение. Знаки препинания в конце

    и внутри  предложения.

    Цели: систематизировать знания о словосочетании и простом предложении; отрабатывать навыки вычленения словосочетаний из предложений, формировать и развивать культуру  пользования словарями.

    Ход урока

    I.  Беседа.

    — Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому. То есть одно слово является главным, а другое — зависимым)

    — Чем оно отличается от предложения? (Тем, что в предложении обязательно должны быть главные члены.)

    — Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль. В предложении, в отличие от словосочетания, должны быть главные члены.)

    — На какие группы делятся предложения? (На простые и сложные.)

    — Что такое простое предложение? (Это такое предложение, в котором только одна грамматическая основа.)

    — На какие группы делятся простые предложения по цели высказывания? (На повествовательные, вопросительные и восклицательные.)

    —Что такое однородные члены предложения? (Это такие члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову и характеризуют его с одной стороны.)

    II.   Отгадайте загадки:

    Едут все по букве этой,
    Пишут ей стихи поэты,
    А она — ворчит с печи,
    Клювом по стволу стучит.
    Ответ: буква Д (дорога, девушка, дед, дятел)

    В этой букве всё веселье –
    Горки, гонки, карусели,
    В ней лекарства продают,
    Малышам читать дают.
    Ответ: буква А ( аттракцион, аптека, азбука)

    Стер с бумаги ластик наш
    Все, что сделал карандаш,
    А чернила не сумел –
    Превратился в букву…

    Ответ: буква Л

    Разделять всех он мастак,
    Безголосый ...

    Ответ: буква ь

    —Какое слово получилось? (ДАЛЬ)

    —Что это? (Даль – это  пространство, видимое глазом на значительном расстоянии).

    Подберите эпитеты к этому существительному.

    —Обратимся к  «Словарю эпитетов литературного языка» (Безбрежная, безграничная, безгранная (устар.), бездонная, безмерная, бесконечная, беспредельная,глубокая, далекая, дальняя, заоблачная, звездная, недосягаемая, неизмеримая, необозримая, необъятная,неоглядная, неохватная, нескончаемая, обширная, просторная, раздольная, распростертая, свободная,углубленная, широкая).

    —А еще это  фамилия русского  писателя, Владимира Ивановича Даля,  создателя «Толкового словаря живого великорусского словаря». 22 ноября, в день рождения В.И. Даля, в России отмечается традиционный праздник русской словесности – День словаря. Сегодня на уроке  мы будем обращаться к  текстам о писателе и  разным словарям.

     III.  Работа с текстом. Прочитайте текст, объясните орфограммы.

    Владимир Иванович Даль был человеком необычной судьбы. Имя его встретишь в учебниках русской литературы, в книгах по этнографии и по истории медицины, даже  в руководстве по военно-инженерному делу. Для нас В.И.Даль прежде всего создатель знаменитого и непревзойденного «Толкового словаря живого великорусского языка».

    —Какое слово трудно для понимания? (этнография)

    —Что это?  Обратимся  к  «Толковому  словарю» Сергея Ожегова.

    (Этнография – это… часть исторической науки, изучающая народы-этносы , их происхождение состав, расселение, культурно-бытовые особенности, культуру).

    —Докажите, что это текст.

    Сколько предложений в этом тексте?

    Запишите последнее предложение.

    Назовите количество грамматических основ. Подчеркните. Охарактеризуйте предложение.

    Подберите синонимы к слову непревзойденный.

    Обратимся к «Словарю русских  синонимов» (прекрасный, божественный, несравненный, единственный, не имеющий себе равных, не знающий себе равных, великолепный, восхитительный, бесподобный, замечательный, чудесный)

    Составьте и  запишите два словосочетания с этим прилагательным.

    (замечательный человек, чудесный доктор)

    Выделите главное слово.

    —Разберите по составу выделенное   слово  (создатель).

    IV. Спишите  предложение.

           Владимир Иванович Даль говорил, что он готов жизнь отдать  «за правду, за отечество, за Русское слово, язык».

    —Прочитайте словарную статью:

    Отечество- отчизна — родная страна. Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

    —Подберите синонимы, запишите (отчизна — родная страна –родина -отечество-родной край).

    —Назовите словосочетания (отдать жизнь, отдать за правду, отдать за Русское слово, отдать за язык, Русское слово )

    —В каком случае  использование заглавной буквы является средством выражения оценки, особого отношения?

    Назовите количество  грамматических основ. Подчеркните. Охарактеризуйте предложение.

    — На какие группы делятся предложения по наличию грамматических основ? (На простые и сложные.)

    —Чем они отличаются? (количеством грамматических основ)

    —Какой знак препинания ставится внутри сложного предложения? (Запятая)

    —Чем осложнены оба записанных предложения? (однородными членами)

    —Назовите их (знаменитого и непревзойденного словаря; за правду, за отечество, за слово, язык)

    —Составьте схему. Чем отличаются однородные ряды? (союзной и бессоюзной связью)

    —Сделайте фонетический разбор выделенного слова (жизнь)

    V. Творческая  работа  «Живой русский язык»- мой мудрый учитель.

    Придумайте продолжение предложений.

                  Трудно представить, как жили бы люди, если бы не могли общаться! Этому учит… (язык – бесценный дар, которым человек наделён от природы).
                  Мой родной язык – …(русский). Это обязывает меня… (внимательно и серьёзно изучать его). Интерес к великому русскому слову …(мне прививали с раннего детства). Может быть, именно поэтому… (он и в школе стал моим любимым предметом).
                  Я люблю наши уроки русского языка, (живые, интересные). Мне нравится на этих уроках  («копаться в словах, разбирать их по составу, узнавать лексическое значение»). Наша учительница – (Антонина Васильевна)  (передаёт нам сокровенную прелесть каждого слова). Я узнала на уроках, (что русские слова «сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск») .
                  Мой родной язык бережно хранит (мудрость веков и память тысячелетий).
    Русский язык – наш  (мудрый и вечный учитель).

    VI. Рефлексия.

    —Я узнал, что…

    —Мне понравилось…

    VII. Домашнее задание.

    Выписать высказывания поэтов и писателей о русском языке.

    Словари:

    • К. С. Горбачевич  «Русский синонимический словарь», «Словарь эпитетов литературного языка»
    • В. И. Зимин, Л. П. Алекторова, О. М. Ким, Н. П. Колесников, В. Н. Шанский «Учебный словарь синонимов русского языка»
    • С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»
    • В.И.Даль «Толковый словарь  живого великорусского языка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри предложения. Повторение изученного материала в 5 классе

    Конспект урока для 6 класса. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри предложения. Повторение изученного материала в 5 классе...

    Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)

    Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс) ...

    Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

    Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

    Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

    Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

    Конспект урока русского языка по теме "Буквы О и А на конце наречий" 7 класс

    Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов....