Главные вкладки

    Конспект урока русского языка "Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего".
    план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

    Материалы данного урока предназначены учителям русского языка и литературы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка

    Тема: «Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего»

    Цели:

    учебная: отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения,  способы выражения подлежащего.

    воспитательная:  воспитывать любознательность, наблюдательность, внимание, честность.

    развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего.

    Литература:

    основная: 

    1. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. 3-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
    2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. 6-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2015.
    3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. -9-е изд, стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.

    дополнительная:

    1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. -6-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

    Словари

    Наглядные пособия: мультимедийная презентация

    Раздаточный материал: таблицы

    Технические средства обучения:  компьютер, телевизор  

    Ход урока

    I. Организационный момент

    1. Приветствие

    2. Проверка состава группы

    3. Сообщение темы, целей и плана урока

    4. Критерии оценивания

    II. Актуализация опорных знаний

    1. Ответьте на вопросы:

    - Что называется словосочетанием? (Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически. Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного).

    - Из чего состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, например: лесной воздух, построить дом, кабинет начальника, по-весеннему свежий. В роли главного слова выступают все самостоятельные части речи.) 

    - Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете? Приведите примеры каждого вида связи. (  В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

       Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного. Н.: липовая аллея,  моя комната, опустевшая школа, вторая перчатка. При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова.

       Управление – связь слов, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Н.: поговорить с другом, думаю о вас, встретил знакомого. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется.

        Примыкание – такой вид связи, при котором зависимое слово – наречие, деепричастие и неопределённая форма глагола. Н.: говорил улыбаясь, очень надеялся, почти незаметно, уехал учиться, совсем неинтересный.)

    2. Проверочная работа со взаимопроверкой.

    Составьте словосочетания, определите вид каждого словосочетания.

    (Громкий) ш..потом –  согл.

    ш..рох (деревья) – управл.

    говорил (улыбаться) – примык.

    поймать (медвеж..нок) – управл.

    (рыб..ловный) крюч..ка– согл.

    (холщ..вый) мешка – согл.

    ноч..вка (в)  (лес) – управл.

    (золоч..ный ) кольцо – согл. 

    спорить (горяч..) – примык.

    ягоды (крыж..вник) – управл.

    уехал (учи…ся) – примык.

    (вскипяч..ный)молоко–согл.

    III. Изучение нового материала

    План занятия:

    1. Простое предложение.

    а) Предложения по цели высказывания.

    б) Эмоциональная окраска предложений.

    в) Порядок слов в предложении.

    2. Структура простого предложения.

    3. Способы выражения подлежащего.

    Преподаватель:   

            1. Простое предложение.

     Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетания, предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

            а) В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные.

    В повествовательных предложениях содержится сообщение о том, где, что и как было.  

    - Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце повествовательного предложения?

    - Приведите примеры таких предложений.

    В побудительных предложениях содержится просьба, приказ, побуждение к действию. В таких предложениях чаще всего бывает только один главный член – глагол  в форме повелительного наклонения. Часто в такое предложение вводится обращение.

    - Приведите примеры таких предложений.

    В вопросительных предложениях содержится вопрос.

    - Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце вопросительного предложения?

    - Приведите примеры таких предложений.

    б) По эмоциональной окраске все типы предложений делятся на восклицательные и невосклицательные.

    Восклицательные предложения передают чувства говорящего.  В зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая мысль, предложения делятся на утвердительные и отрицательные. Все остальные предложения – невосклицательные.

    - Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения?

    - Приведите примеры таких предложений.

    в) Большое значение в предложении имеет порядок слов, который помогает говорящему выделить наиболее важное в смысловом отношении слово.

    Различают обычный, прямой порядок слов, и обратный (инверсию). При прямом порядке слов каждый член предложения занимает своё определённое место:

    • подлежащее перед сказуемым (Весна наступила);
    • согласованное определение перед опред.словом (весенний день);
    • несогласованное определение – после опред.слова (дом на набережной);
    • обстоятельство образа действия – перед сказуемым (громко говорил);
    • дополн-е и др виды обст-в – после сказуемого (читать книгу, въехать в город, приготовиться к бою, вернуться на закате).

    Обратный порядок слов (инверсия) – это изобразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово,  стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение:

    Уж верба вся пушистая

    Раскинулась кругом

    Опять весна душистая

    Повеяла крылом.

    2. Структура простого предложения.

    По своему строению простые предложения очень разнообразны. Простые предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом). Например: Дорога уходит вдаль. – Зимняя дорога. Холодно.

                  Простые предложения в зависимости от наличия второстепенных членов делятся  на распространённые и нераспространенные.

                 Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: Наступила осень. В распространенных предложениях есть второстепенные члены: Поздней осенью мы вернулись в город.

                 Нераспространенными и распространенными могут быть как односоставные, так и двусоставные предложения.

    Главные члены предложения – основа предложения.

    Подлежащее -  главный член предложения, который связан со сказуемым. Отвечает на вопросы    Кто?  Что?

    Сказуемое – главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы Что делает предмет?  Какой он? Каков он? Что он такое? Кто он такой?  И др. 

    3. Способы выражения подлежащего.

    Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

    1. Высоко в небе сияло солнце.-  сущ.
    2. Мы ехали по широкому лугу.-  мест.

    А также другими частями речи в значении имени существительного.

    1. Большие сидели на балконе. – прил.
    2. Присутствующие говорили о науке. – причастие
    3. Десять делится на два. – числит.
    4. Завтра не будет похоже на сегодня. – нареч.
    5. Далече грянуло ура. – междом.
    6. Учиться всегда пригодится. -  неопред. форма глаг.

    А также:

    1. Фразеологическим оборотом – Анютины глазки росли около крыльца. Впереди шли дед с матерью.

    IV. Закрепление материала

    Решение тренировочных упражнений.

    Задание. Найти и подчеркнуть подлежащее. Указать, чем выражено.

    И вот наступило долгожданное послезавтра (наречие). Поезд мчался в неясную даль (сущ.). Кто не заключал таких условий со своей совестью? (мест). Несколько человек оглянулось (словосочет.). Но является сочинительным союзом (междомет.). Жить – Родине служить (неопр. форма глагола)! Замедленно падал пятый (числит.). Отдыхающие расположились в домиках (прич.). Старшие ушли купаться (прил.).

    V. Итоговый этап

     1. Какое предложение называется простым?

    2. Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

    3. Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?

    4. Что является грамматической основой предложения?

    5. Чем может быть выражено подлежащее?

    VI. Домашнее задание: /1/ § 42-43, стр. 271-275,  табл. 46,  упр. 164

                    



    Предварительный просмотр:

    План

    часового занятия№50

    Группа

    Дата

    817

    21.03.2019

    УД,МДК:      ОУД. б. 01 Русский язык   

                 наименование

    Тема урока: Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего.

    _______1 час_____

                 время

    Вид занятия: комбинированный урок

    Тип урока; применяемая современная образовательная технология: технология развития критического мышления

    Цель занятия

    учебная: отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения,  способы его выражения подлежащего.

    воспитательная:  воспитывать любознательность, наблюдательность, внимание, честность.

    развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего.

    деятельностная: (ОК, ПК) ОК6. работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК4.Осуществлять поиски использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.  

    Межпредметные связи

    обеспечивающие: обществознание, литература

    обеспечиваемые: философия

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

    Наглядные пособия: мультимедийная презентация

    Раздаточный материал: таблицы

    Технические средства обучения  компьютер, мультимедийное оборудование

    Учебные места (для ПЗ, ЛЗ):_аудитория 33 

    Литература:

    основная: 

    1. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. 3-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
    2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. 6-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2015.
    3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. -9-е изд, стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.

    дополнительная:

    1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. -6-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
    2. Словари
      СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

    элемента

    Элементы занятия, учебные вопросы

    формы и методы обучения

    время

    1

    2

    3

    4

    1

    Организационный момент

    1.1 Приветствие

    1.2 Проверка состава группы

    1.3 Сообщение темы, целей и плана урока

    1.4 Критерии оценивания

    беседа

    2 мин

    2

    Актуализация опорных знаний

    1. Ответьте на вопросы:

    - Что называется словосочетанием?

    - Из чего состоит словосочетание?

    - Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете?

    - Приведите примеры каждого вида связи.

    2. Составьте словосочетания, определите вид каждого словосочетания.

    (Громкий) ш..потом –  согласование

    ш..рох (деревья) – управление

    говорил (улыбаться) – примыкание

    поймать (медвеж..нок) – управление

    (рыб..ловный) крюч..ка– согласование

    (холщ..вый) мешка – согласование

    ноч..вка (в)  (лес) – управление

    (золоч..ный ) кольцо – согласование 

    спорить (горяч..) – примыкание

    ягоды (крыж..вник) – управление

    уехал (учи…ся) – примыкание

    (вскипяч..ный)молоко– согласование

    фронтальный опрос

    проверочная работа со взаимопроверкой.

    10 мин

    3

    Изучение нового материала

    План лекции.

    1. Простое предложение.

    а) Предложения по цели высказывания.

    б) Эмоциональная окраска предложений.

    в) Порядок слов в предложении.

    2. Структура простого предложения.

    3. Способы выражения подлежащего.

    лекция с элементами технологии развития критическо мышления; заполнение таблицы

    15 мин

    4

    Закрепление материала

    Решение тренировочных упражнений.

    решение упражнений

    10 мин

    5

    Итоговый этап

     1. Какое предложение называется простым?

    2. Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

    3. Какие бывают предложения по эмоцио-нальной окраске?

    4. Что является грамматической основой пред-ложения?

    5. Чем может быть выражено подлежащее?

    опрос, заполнение таблицы

    5 мин  

    6

      Подведение итогов урока

    3 мин

    /1/ § 42-43, стр. 271-275,  табл. 46,  упр. 164


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Конспект урока русского языка Тема: « Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего »

    Слайд 2

    Цели: учебная : отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, распознавать способы выражения подлежащего . воспитательная: воспитывать любознатель-ность , наблюдательность, внимание, честность. развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего.

    Слайд 3

    1. Ответьте на вопросы: Что называется словосочетанием ? Из чего состоит словосочетание? Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете? Приведите примеры каждого вида связи.

    Слайд 4

    Ответы. Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически. Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, например: лесной воздух, построить дом, кабинет начальника, по-весеннему свежий. В роли главного слова выступают все самостоятельные части речи. В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

    Слайд 5

    Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного. Н.: липовая аллея, моя комната, опустевшая школа, вторая перчатка. При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова. Управление – связь слов, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Н.: поговорить с другом, думаю о вас, встретил знакомого. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Примыкание – такой вид связи, при котором зависимое слово – наречие, деепричастие и неопределённая форма глагола. Н.: говорил улыбаясь, очень надеялся, почти незаметно, уехал учиться, совсем неинтересный.)

    Слайд 6

    2. Проверочная работа Составьте словосочетания, определите вид каждого словосочетания. ( Громкий) ш..потом ш .. рох (деревья) говорил (улыбаться) поймать ( медвеж ..нок) ( рыб.. ловный ) крюч .. ка ( холщ ..вый) мешка ноч .. вка (в) (лес) ( золоч .. ный ) кольцо спорить (горяч ..) ягоды ( крыж..вник ) уехал (учи… ся ) ( вскипяч .. ный )молоко

    Слайд 7

    Проверьте друг друга Согласование У правление Примык ание У правление Согласование Согласование У правление Согласование Примык ание У правление Примык ание Согласование

    Слайд 8

    Изучение нового материала План занятия: 1. Простое предложение. а) Предложения по цели высказывания. б) Эмоциональная окраска предложений. в) Порядок слов в предложении. 2 . Структура простого предложения. 3. Способы выражения подлежащего.

    Слайд 9

    1. Простое предложение. Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетания, предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

    Слайд 10

    а) В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные. В повествовательных предложениях содержится сообщение о том, где, что и как было. В побудительных предложениях содержится просьба, приказ, побуждение к действию. В таких предложениях чаще всего бывает только один главный член – глагол в форме повелительного наклонения. Часто в такое предложение вводится обращение. В вопросительных предложениях содержится вопрос.

    Слайд 11

    б) По эмоциональной окраске все типы предложений делятся на восклицательные и невосклицательные . Восклицательные предложения передают чувства говорящего. В зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая мысль, предложения делятся на утвердительные и отрицательные. Все остальные предложения – невосклицательные . - Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения? - Приведите примеры таких предложений.

    Слайд 12

    в) Большое значение в предложении имеет порядок слов, который помогает говорящему выделить наиболее важное в смысловом отношении слово. Различают обычный , прямой порядок слов, и обратный (инверсию) . При прямом порядке слов каждый член предложения занимает своё определённое место: подлежащее перед сказуемым (Весна наступила); согласованное определение перед опред.словом (весенний день); несогласованное определение – после опред.слова (дом на набережной); обстоятельство образа действия – перед сказуемым (громко говорил); дополн -е и др виды обст -в – после сказуемого (читать книгу, въехать в город, приготовиться к бою, вернуться на закате).

    Слайд 13

    Обратный порядок слов (инверсия) – это изобразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение : Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом Опять весна душистая Повеяла крылом.

    Слайд 14

    2. Структура простого предложения. По своему строению простые предложения очень разнообразны. Простые предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом). Например : Дорога уходит вдаль. – Зимняя дорога. Холодно.

    Слайд 15

    Простые предложения в зависимости от наличия второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространенные. Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: Наступила осень. В распространенных предложениях есть второстепенные члены: Поздней осенью мы вернулись в город. Нераспространенными и распространенными могут быть как односоставные, так и двусоставные предложения.

    Слайд 16

    Главные члены предложения – основа предложения. Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым. Отвечает на вопросы Кто? Что? Сказуемое – главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы Что делает предмет ? Какой он ? Каков он ? Что он такое? Кто он такой? И др.

    Слайд 17

    3. Способы выражения подлежащего. Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже. Высоко в небе сияло солнце .- сущ. Мы ехали по широкому лугу.- мест.

    Слайд 18

    А также другими частями речи в значении имени существительного . Большие сидели на балконе. – прил. Присутствующие говорили о науке. – причастие Десять делится на два. – числит. Завтра не будет похоже на сегодня. – нареч. Далече грянуло ура . – междом . Учиться всегда пригодится. - неопред . форма глаг . Фразеологическим оборотом – Анютины глазки росли около крыльца. Впереди шли дед с матерью .

    Слайд 19

    Закрепление материала Задание . Найти и подчеркнуть подлежащее. Указать, чем выражено. И вот наступило долгождан-ное послезавтра. Поезд мчался в неясную даль. Кто не заключал таких условий со своей совестью? Несколь -ко человек оглянулось.

    Слайд 20

    Но является сочинитель- ным союзом. Жить – Родине служить! Замедленно падал пятый. Отдыхающие распо -ложились в домиках. Старшие ушли купаться.

    Слайд 21

    Итоговый этап 1 . Какое предложение называется простым? 2. Какие предложения по цели высказывания вы знаете? 3. Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? 4. Что является грамматической основой предложения? 5. Чем может быть выражено подлежащее?

    Слайд 22

    Домашнее задание: / 1/ § 42-43, стр. 271-275, табл. 46, упр. 164


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку на тему:"Главные члены предложения. Способы их выражения ".

    Конспект урока по русскому языку "Главные члены предложения. Способы их выражения"....

    Конспект урока русского языка в 5 классе Простое и сложное предложение

    Конспект урока русского языка в 5 классе Простое и сложное предложение Тип урока: Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного.Вид урока:Урок фронтальный с использованием электрон...

    Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (с использованием технологии развития критического мышления)

    Тема: Подлежащее.  Способы  выражения подлежащего.Цели и задачи: рассмотреть основные способы выражения подлежащего;научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, ...

    Конспект урока русского языка для 6 класса "Простые и составные числительные"

    Данный урок проводился в 6 классе. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс обучается по программе Т.А.Ладыженской....