Конспект урока русского языка для 6 класса "Простые и составные числительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Данный урок проводился в 6 классе. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс обучается по программе Т.А.Ладыженской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostye_i_sostavnye_chislitelnye.docx24.75 КБ
Файл prostye_i_sostavnye_chislitelnye.pptx704.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Простые и составные числительные».

Цель: Обучающая цель:

- сформировать умения различать простые, сложные и составные числительные;

- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;

- расширить лексический запас учащихся;

- отрабатывать орфографические навыки.

Развивающая цель:

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитывающая цель:

- вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: уметь передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаивать свою точку зрения, подтверждать  аргументы

фактами.хн

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к уроку.
  2. Актуализация ранее изученного  с  элементами проверки домашнего  задания.

1).Синтаксическая  минута.

 Февраль- третий   зимний  месяц  . 

(выполняют  синтаксический  разбор предложения. Один  ученик - на  доске,  остальные   выполняют  в  тетрадях.)

2) Учитель:  Какое  слово   в  предложении нас  интересует? ( Третий, числительное)   Почему? ( потому  что  мы  начали  изучать  эту  часть  речи)

  3) Умение   извлекать  нужную  информацию.

Имя  числительное  очень  интересная  часть  речи, это  доказывает  текс  на  экране. Чем  она  удивительна.  Расскажете  после  прочтения  текста.

(Слайд  1)

«Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. По частоте употребления в речи занимает 8 место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительные, самыми частотными из них являются один, два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть. В первую десятку самых частотных числительных входят и тысяча и миллион, однако их нельзя безоговорочно отнести к числительным, так как чаще они все-таки выступают в роли существительных. В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Цифра «знает» всё точно конкретно.

4) Продолжаем  разговор  о  числительном  и  повторим  тему  прошлого  урока.

Верите  ли  вы…

- что числительное обозначает  количество  и  качество  предмета?

-числительные делятся на количественные и порядковые?

-что порядковые числительные отвечают  на  вопрос  какой?

- что  количественные числительные  отвечают  на  вопрос  как?

-что  числительное в  предложении  могут быть только  главными   членами предложения?

-что  пятёрка имя  числительное?

-что  числительное изменяется  по  падежам?

- что  числительные  мы  встречаем  только  на  уроках  математики?

Читают  свои  примеры  и  записывают    на  доске.  

В своей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числительными. Числительные окружают нас со всех сторон, они используется во всех сферах жизни.

III. Введение в тему урока.

Посмотрите на доску. Чем отличаются числительные, которые  вы  записали?

 ( одно слово, два слова)

То есть числительные отличаются по своему строению. Числительные  разные  по  составу, одни  пишутся  в  одно  слово,  другие  в несколько  слов. И какой  вывод  можете  сделать? Решите  эту  проблему и  предположите, как могут называться числительные, состоящие из одного слова и нескольких слов?

Записывают  тему  урока «Простые  и  составные  числительные»

Какую  задачу  вы  ставите  перед  собой? (Сформировать понятие о простых  и составных числительных, научиться правописанию простых и составных числительных, научиться склонять простые, составные числительные)

IV. Открытие новых знаний.

1.Да, мы сегодня  научимся определять  имена числительные по  составу.  Будем учиться находить простые и составные числительные.

-Чтобы легче было запомнить материал этого урока, составьте алгоритм  своих  рассуждений. Как  вы  определите  , какое  по  составу  числительное? Слайд 2.

Ответы  учащихся

2.Чтение теоретических сведений на с. 46 учебника..Сравните текст правила с полученной информацией.

Ответы  учащихся

3.Выпонение упр. 398.  (Определить разряд  числительных, найти простые и составные числительные, включающие в свой состав сложные слова) 

Читают примеры  по  цепочке.

  V. Закрепление  изученного  и  контроль  за  усвоением  темы.

  1. Работа в группах. Укажите вид числительных  по составу и  распределите  по  столбикам   по  мере  возрастания(связь  с  математикой):  1 ряд –простые; 2 ряд –составные.

Учащиеся  выбирают  числительные  и  распределяют  по  столбикам  . Если  задание  выполнено  правильно,  1 команда  получает  ответ «ОТЛИЧНО»(буквы написаны  на  обратной  стороне карточки  с  числительными); 2  команда- «ПРАВИЛЬНО». При  оценивании  учитывается  и время  выполнения задания.

  1. Физминутка.  Учитель  называет  числительные. Простое   - приседают, составное -хлопают.
  2. Языковая разминка. «Составь шифр.» (Учитель читает имена числительные,  учащиеся в ответе пишут  только  буквы  С , П)

 Восьмидесятый, двенадцать, сорок восемь, триста пять, восемьсот, две тысячи шесть, тридцать два, восемь, двадцать один, тринадцать.

 Ответ: ППССПССПСП  Слайд 3.

4.Выборочный  диктант.  Выписать  числительные , определить  состав. Слайд 4.


1) 15 февраля 1906 года родился известный татарский поэт Муса Джалиль. 
2) Мусе не было и шести лет, когда он стал проситься в школу. 
3) Муса за один год овладел программой всех четырех классов сельской школы. 
4) В  1941  году  Муса   добровольцем  отправляется на фронт. (Почему  текст  о  Мусе  Джалиле?)

  Взаимопроверка.  Слайд 5.

5. Взаимный  тренинг: учащиеся записывают 5—6  цифр, передают соседу по парте, определяют разряд  по  составу , проводят взаимопроверку.

IV.Итог урока.

1. Что  нового  узнали  сегодня  на  уроке?

2.Эту  новую  информацию  о  числительном мы   добавим  на  «Страничку  числительного  « В контакте» .

3. Домашнее  задание. Разноуровневое.

Кто  с  уверенностью  хочет добавить  числительное  к  себе   в «Друзья»  на  дом  получает задания в зелёной   карточке.  А кто  ещё  немного  сомневается ,  получает  задания в жёлтой   карточке. ( учитель  объясняет  задание  на  дом)

4.Рефлексия.  Незаконченное  предложение.  Слайд. 6.

Продолжите  предложение.

 1.Сегодня я узнал…2.Было интересно…

3.Было сложно…

4.Я выполнял задание…

5.Я понял, что могу…

6. Свою  работу  на  уроке  я  оцениваю  на….

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имена числительные 6 класс Интересные факты о числах

Слайд 2

Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. В середине ХVIII века М.В.Ломоносов в своей грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи . По частоте употребления в речи занимает 8 место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительные, самыми частотными из них являются один, два, три, четыре, пять, шесть, семь , десять .

Слайд 3

Имена числительные По строению числительные могут быть простыми , составными : простое числительное – состоит из одного слова : пять , десять , сорок , сто , пятый , сотый . составное числительное состоит из нескольких слов , каждое из которых может быть как простым , так и сложным : сто пять , сто пятый , шестьсот восемьдесят , шестьсот восемьдесят первый .

Слайд 4

ППССПССПСП

Слайд 5

15 февраля 1906 года родился известный татарский поэт Муса Джалиль . 2) Мусе не было и шести лет, когда он стал проситься в школу. 3) Муса за один год овладел программой всех четырех классов сельской школы. 4) Первый его сборник был опубликован в 1925, а спустя 10 лет было издано еще два сборника поэта: «Орденоносные миллионы», «Стихи и поэмы» 5) В 1941 году Муса добровольцем отправляется на фронт.

Слайд 6

Пятнадцатое ( п ), тысяча девятьсот шестой ( с) шесть( п ), один( п ) , четыре ( п ), первый ( п ), тысяча девятьсот двадцать пятый (с), десять ( п ), тысяча девятьсот сорок первый (с),

Слайд 7

1) 1.Сегодня я узнал … 2.Было интересно … 3.Было сложно … 4.Я выполнял задание … 5.Я понял, что могу … 6. Свою работу на уроке я оцениваю на … .