Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Главные члены предложения. Подлежащее"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

    Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл glavnye_chleny_predlozheniya._podlezhashchee.docx25.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

    «Главные члены предложения. Подлежащее.»  (5 класс)

    (Авторы учебника: Т.А. Ладыженская,   М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.)

    Тип урока: изучение нового материала.

    Форма урока: традиционный.

    Метод: комбинированный.

    Цель урока: развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора.

    Задачи урока:

    1. Образовательные:
    • развить умение находить грамматическую основу;
    • формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;
    • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
    • обогащать словарный запас учащихся;
    • совершенствовать орфографические   умения.
    1. Развивающие:
    • осуществление системно-деятельностного подхода;
    • развитие критического мышления;
    • развитие внимания;
    • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
    • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
    • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
    • развивать умение применять новые знания;
    • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
    • формирование логических умений;
    • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
    • развитие умения формулировать проблему;
    • развитие умения  работы в парах.
    1. Воспитательные:
    • воспитание интереса и уважения к родному языку;
    • воспитание ценностного отношения к слову;
    • развитие коммуникативных УУД:
    • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
    • взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

    Структура урока:

    1. Организационный этап.
    2. Актуализация знаний.
    3. Обобщение ранее изученного.
    4. Постановка учебной задачи.
    5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
    6. Физ. минутка.
    7. Закрепление изученного материала.
    8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
    9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

     Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

    Приветственное слово учителя:

    Когда мы улыбаемся,

     мы реже ошибаемся.

     И чаще награждаемся

     подарками судьбы.

    Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

    Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

     А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

    Приветствие учащихся.

    Принцип психологической комфортности.

    УУД: личностные, коммуникативные.

    Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

    Обобщение ранее изученного.

    Актуализация

    знаний

    Постановка учебной цели.

    Комментированное письмо. 

    Я н…чую (в)старой бесе…ке. Она (за)росла диким в…ноградом. (По)утрам со…нце б…ет скво…ь л…ству. Вор…бьи с уд…влением заглядыва…т (в) бесе…ку.

    -Спишите, графически объясняя выбор орфограмм. 

    - Ребята, докажите, что данная запись – это текст. Назовите признаки текста.

    - Выпишите словосочетание:

    - Чем предложение отличается от словосочетания?

     - Скажите, а без чего предложение не может существовать? (без грамматической основы)

    - Назовите грамматическую основу записанных вами предложений.

    - Ребята, отгадайте, о чём идет речь:

    Главный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что?

    - Правильно, это подлежащее.

    Сформулируйте тему урока.

     Главные члены предложения. Подлежащее .

    Запишите число, классная работа и тему урока:

    «Главные члены предложения. Подлежащее»

    - Исходя из темы  урока, сформулируйте  цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?

    Вспомним, что такое подлежащее;

    научимся находить подлежащее в предложении;

    узнаем способы выражения подлежащего;.

    Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы

    Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

    Запись учащимися числа,  темы урока

    Формулируют цель урока

    Принцип деятельности.

    УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

    Принцип целостности.

    УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

    ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

    Усвоение новых знаний.

    Первичное закрепление знаний.

    1. Беседа по вопросам. Обобщение ранее изученного.
    • Какие члены предложения составляют его основу?
    • Как называются остальные члены предложения?
    • Что обозначает подлежащее?
    • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
    • В каком падеже стоит подлежащее?
    • На какие вопросы отвечает сказуемое?
    • Какими частями речи может быть выражено сказуемое?
    • Сколько главных членов может быть в предложении?

    (На окне узоры инея).

    1. Упр. 160 (письменно у доски)

    4. Чтение правила в учебнике стр. 76

    Вывод.

    Чем может быть выражено подлежащее?

    Отвечают на вопросы.

    Коллективная работа.

    Записывают предложения из упр. 160, выделяют грамматические основы, обозначают способ выражения подлежащего.

    Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

    ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

    УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

    коммуникативные (взаимодействие, сотрудничество).

    Физ. минутка

    Вновь у нас физкультминутка,

    Наклонились, ну-ка, ну-ка!

    Распрямились, потянулись,

    А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

    Разминаем руки, плечи,

    Чтоб сидеть нам было легче,

    Чтоб писать, читать, считать

    И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

    Голова устала тоже.

    Так давайте ей поможем!

    Вправо-влево, раз и два.

    Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

    Хоть зарядка коротка,

    Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

    Выполняют физкультминутку

    Закрепление изученного материала

    - Чем чаще всего выражено подлежащее?

                  Чаще всего подлежащее выражено существительным. 

    - Ребята, дело в том, что подлежащее не простой член предложения.

    - Как вы думаете, в чем его сложность?

    - В самом деле, не всегда легко найти подлежащее в предложении, потому что оно может быть выражено не только именем существительным.

    Групповая работа.

    -Давайте познакомимся со способами выражения подлежащего, а для этого поработаем в группах.

    Задание:

    1. Проанализируйте предложенные предложения.
    2. Найдите подлежащее, укажите способ выражения.

    1 группа

    1. В жизни хорошее и плохое лежат рядом.
    2. Входят семь богатырей.

    2 группа

    1. Восемь делится на два.
    2. Я люблю читать.

    3 группа

    1. У папы три капли упали со шляпы.
    2. Наступила золотая осень.

    Проверка работы в группах.

    Вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи.

    Выписывают грамматические основы предложений.

    Работают в группах

    Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

    УУД: познавательные (опирается на уже известное);

    УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

    Коммуникативные (умение работать  в группе, развитие уважения друг к другу).

    Рефлексия деятельности.

    Подведение итогов работы.

    Продолжите фразу:

    Грамматическая основа – это….

    Подлежащее – это ….

    Подлежащее может быть выражено……

    - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

    Выставление оценок.

    Продолжают фразу.

    УУД: познавательные, регулятивные

    ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

    Домашнее задание.

    П.32, упр.162

    Запись учащимися задания в дневники.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

    Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

    Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»

    Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ по русскому языку 8 класс по теме Однородные члены предложения

    Презентация предназнчена для объяснения нового материала и закрепления....

    Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

    Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

    конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

    Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

    План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

    Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...