Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

sozinova-inna-nikolaevna

Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к                  

            учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей                   

      учащихся.

          2.Организовать деятельность учащихся по ознакомлению  и 

           первичному     закреплению  знаний по теме «Второстепенные

            члены предложения».

         3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.

         4.Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_rus-yaz_vtor.chl_.pr_.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  Кумылженская СОШ №1

Кумылженского района Волгоградской области

Урок русского языка в 5классе

по теме «Второстепенные члены предложения»     (с использованием методики КСО «Взаимопередача темы»»  

по Ривину-Дьяченко)     

 

Учитель русского  

языка и литературы

Созинова И.Н.

Ст.Кумылженская 2012

Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»     (с использованием методики КСО «Взаимопередача темы»»  по Ривину-Дьяченко)      

Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к                  

            учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей                    

      учащихся.

          2.Организовать деятельность учащихся по ознакомлению  и  

           первичному     закреплению  знаний по теме «Второстепенные

            члены предложения».

         3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.

         4.Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.                                  

Ход урока:

(Слайд  1) 1.Оргмомент.Рапорт дежурных.

 У.Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я слушаю дежурных…Спасибо. Итак, мы начинаем урок. Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку, что вы будете внимательны, сосредоточены, и у нас с вами всё получится хорошо. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

2.Вывод темы (Слайд с лингвистической задачей)2

 У: Ребята, узнать, какая тема урока у нас сегодня будет, нам поможет игра  « Знайка». Итак, решите, пожалуйста, лингвистическую задачу:

1)из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее

2) из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство

3)из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое

4)из предложения  На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение

5) из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение

У: Ребята, мы можем её решить? Совершенно верно. Нет, так как мы ещё не изучили обстоятельство, определение и дополнение. А одним словом они называются второстепенные члены предложения. Это и будет тема нашего урока. Давайте её запишем. (Записать на доске тему)

 3. Актуализация темы

У. Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема?

-Да, необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.

У. Молодцы,  эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.

4.Цели, задачи для учащихся

У. Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова. Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке?

Задачи:

  1. Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство.
  2. Научиться  находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении
  3. Тренироваться употреблять  дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

(Слайд-цели)3

У.: Я рада, что ваши цели совпали с моими.

5. Ознакомление с новым материалом (Работа в парах сменного состава  Методика «Взаимопередача темы»)

 У.: Чтобы реализовать 1 задачу, нам понадобятся  малые группы.

 У.:У каждого члена  группы на столе есть карточка с планом работы.

1. При работе в парах сменного состава класс делится на малые группы (по 6 человек).

2.Каждый член малой группы получает свою карточку с заданиями для изучения одной из подтем. ( Карточки дублируются столько раз, сколько малых групп получается в классе. Один комплект карточек остаётся у учителя.)  Каждый ученик самостоятельно изучает указанный в карточке теоретический материал, выполняет своё практическое задание, затем вводит (объясняет свой теоретический вопрос напарнику, приводит примеры(напарник ставит оценку,), выслушивает в свою очередь теоретическое задание напарника (теорию оформляет в таблицу), затем оба меняются практическими заданиями, выполняют их самостоятельно и сверяют правильность выполнения обеих практических работ. Благодарят друг друга за работу.

3. Освободившиеся школьники образуют новые пары для дальнейшего изучения темы. (Каждый за урок образует 2 пары)

Карточка №1 Дополнение

Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что тебе непонятно по её содержанию. Запиши в свою тетрадь № карточки, тему.

1.Теория

  1. Прочитай правило на станице 68, выучи определение дополнения.
  2.  Запиши примеры в свою тетрадь, графически выдели дополнение.

2.Практическое задание

1.Выполни в своей тетради упражнение 176.

3.Взаимопередача темы

1.Расскажи товарищу о дополнении по следующему плану:

      - Что обозначает дополнение?

      - На какие вопросы отвечает?

      - Какой частью речи выражено?

      -Как подчёркивается?

  1. Попроси товарища дать определение дополнения.
  2. Запиши в его тетрадь примеры предложений с дополнениями. Объясни, как их найти и графически выделить в предложении.
  3. Попроси товарища прочитать примеры и объяснить, как  найти дополнения в предложении и графически их выделить.
  4. Поставь оценку напарнику за знание теории и за объяснение примеров.
  5. Выслушай теоретическое задание напарника.
  6. Обменяйтесь практическими заданиями.
  7. Выполните их самостоятельно и сверьте работы.

4.Образуйте новую пару для дальнейшего изучения материала.

Карточка №2 Определение

Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что тебе непонятно по её содержанию. Запиши в свою тетрадь № карточки, тему.

1.Теория

  1. Прочитай правило на станице 71, выучи определение определения.
  2.  Запиши примеры в свою тетрадь, графически выдели определение.

2.Практическое задание

1.Выполни в своей тетради упражнение 181.

3.Взаимопередача темы

1.Расскажи товарищу о дополнении по следующему плану:

      - Что обозначает определение?

      - На какие вопросы отвечает?

      - Какой частью речи выражено?

      -Как подчёркивается?

  1. Попроси товарища дать определение определения.
  2. Запиши в его тетрадь примеры предложений с определениями. Объясни, как их найти и графически выделить в предложении.
  3. Попроси товарища прочитать примеры и объяснить, как  найти определения в предложении и графически их выделить.
  4. Поставь оценку напарнику за знание теории и за объяснение примеров.
  5. Выслушай теоретическое задание напарника.
  6. Обменяйтесь практическими заданиями.
  7. Выполните их самостоятельно и сверьте работы.

4.Образуйте новую пару для дальнейшего изучения материала.

Карточка №3 Обстоятельство

Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что тебе непонятно по её содержанию. Запиши в свою тетрадь № карточки, тему.

1.Теория

  1. Прочитай правило на станице 71, выучи определение обстоятельства.
  2.  Запиши примеры в свою тетрадь, графически выдели обстоятельства.

2.Практическое задание

1.Выполни в своей тетради упражнение 185.

3.Взаимопередача темы

1.Расскажи товарищу о дополнении по следующему плану:

      - Что обозначает обстоятельство?

      - На какие вопросы отвечает?

      - Какой частью речи выражено?

      -Как подчёркивается?

  1. Попроси товарища дать определение обстоятельства.
  2. Запиши в его тетрадь примеры предложений с обстоятельствами. Объясни, как их найти и графически выделить в предложении.
  3. Попроси товарища прочитать примеры и объяснить, как  найти обстоятельства в предложении и графически их выделить.
  4. Поставь оценку напарнику за знание теории и за объяснение примеров.
  5. Выслушай теоретическое задание напарника.
  6. Обменяйтесь практическими заданиями.
  7. Выполните их самостоятельно и сверьте работы.

4.Образуйте новую пару для дальнейшего изучения материала.

6.Закрепление материала (групповая работа)

У. А сейчас всё внимание на экран. (Слайд- проверочное задание)5

Чтобы выполнить 2 задачу, вам нужно

  1. записать  предложения, предназначенные для вашей группы (задания для групп дифференцированные ),
  2. 2 вставить  пропущенные буквы,
  3.  выделить основу предложения,
  4. укажите, каким второстепенным членом является выделенное слово,
  5.   сделать вывод, для чего нужны второстепенные члены в предложении. (

(план вашей работы на экране вверху) На выполнение этой работу вам даётся 3 мин.

1 группа

Дикие гуси г…товились к отлёту.

Деревья постепенно обл…тают.

В  небе в…сят  белые облака.

2 группа

Свежий в…терок играет листьями.

Пошёл ре…кий дождь.

Облака плывут на восток.

3 группа

(Откуда?) Из-за туч)выглянуло солнышко

Листочек оторвался ( от чего?) от дер…ва.

(На какой?) На высокой ели уселась стайка др…здов.

У. Попробуйте сделать вывод.

Вывод: Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие второстепенные члены.

У. А теперь давайте вернёмся к нашей лингвистической задаче. (Слайд-лингвистическая задача)6 Давайте ёё решим вместе. 3 группа работает с 4 предложением, 2группа – с 5, а1группа – со 2.

1)из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее

2) из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство

3)из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое

4)из предложения  На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение

5) из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение

У: Смотрим, что получилось (Ученик записывает на доску) (Слайд-Предложение) 7

Совершено верно. Молодцы. Хорошо справились с работой.

Я осторожно шагнула на лесную тропинку…

7.Творческая работа (Деловая игра)

У. Совершенно верно. Вы заметили, что в конце предложения у меня стоит многоточие. Это говорит о том, что мы ёщё не до конца решили задачу. А  чтобы решить лингвистическую задачку до конца и реализовать 3 задачу урока, мы сейчас мы поиграем. (Слайд-деловая игра)8 Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «ШОК». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты. «Осенние зарисовки» (развернуть листы на доске). Слушайте задания. Найдите на столе лист жёлтого  цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задания на парты , открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.

8. Физминутка.

Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?

Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?

Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?

Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под партой. Нашли? Вот и хорошо.

У.: Мы все с вами отправляемся в осеннюю командировку. (Слайд- осенняя командировка)9 . Задания группам. Инструкция для работы у вас на листах.

3 группа

У: У вас на столе находится текст, написанный  корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Ваша задача:

1Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.

2.Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.

Инструкция для работы на карточке

Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.

Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние  листочки. Редкие  лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к  отдыху.

2 группа

У.:  Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача:

1. Написать текст по аналогии, распространив его второстепенными членами.

2.Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.

Инструкция для работы на карточке.

Наступление весны.

Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок.  На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.

1 группа

У.:А ваше задание - самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны  написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения второстепенными членами.  Я осторожно шагнула на лесную тропинку… Определите, зачем нужны второстепенные члены. В работе вам поможет картина. Инструкция для работы на карточке.

У.: Я желаю вам творческих успехов. А чтобы лучше настроиться на осенний лад,  вы будете работать под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «Осень». ( слайд 9). Я думаю вам это поможет. На выполнение этой работы вам даётся 3-4 мин.

8. Выступления групп. (открыть название газеты)

Выступает 3 группа. (Слайд10)

Алгоритм ответа.

1.Прочитайте задание.

(Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.)

2. Прочитайте исходный текст.

 3.Прочитайте  получившийся текст.

4.  Вывод: сравните исходный  текст и получившийся. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.

Приблизительный вариант

Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние  листочки. Редкие  лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к  отдыху.

(Работу повесить на доску)

Выступает 2 группа. . (Слайд11)

Алгоритм ответа.

1.Прочитайте задание.

( Написать текст по аналогии, распространив предложения второстепенными членами.)

2. Прочитайте исходный текст текст.

 3.Прочитайте  получившийся текст.

4.  Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте. (Работу повесить на доску)

Выступает 1 группа. (Слайд12)

Алгоритм ответа.

1.Прочитайте задание.

(Написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространив предложения второстепенными членами.)

2.Прочитайте  получившийся текст.

3.  Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте

(Работу повесить на доску)

У.: А хотите послушать, что получилось у меня?

Я шагнула на усыпанную листьями тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими ветвями дуб, как будто защищая берёзку от ветра. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивительно прекрасен.

8. Подведение итогов

У.: Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод.

Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

9. Оценки

У.:А теперь давайте подведём итог нашей работы. Кто в группе был самым активным? Кто хорошо работал? (Выставить оценки)

10. Домашнее задание

У.: А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 13) Выберите то, которое вам больше понравилось, и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.

1. Упр. 185 (по заданию)

2. Нарисовать осенний пейзаж и подобрать к нему четверостишие из понравившегося стихотворения об осени.

3. Попытайтесь написать стихотворение об осени.

У.: А чтобы вы работали без затруднений, я хочу раздать вам таблички-определители второстепенных членов предложения. Вложите их в учебник и пользуйтесь, пока полностью не запомните.

11. Рефлексия

У.: Посмотрите, наша газета немного не закончена.В ней есть статьи, но нет ни одного рисунка. И сейчас мы  создадим осеннюю картину. У вас на столах есть различные картинки, выберите ту, которая  вам понравилось и, выходя из класса, прикрепите магнитом на доску, чтобы у нас получилась общая картинка «Лесное озеро».   Прикрепляйте всё аккуратно, чтобы картина наша получилась красивой .3 группа оформляет территорию вокруг озера.  2 группа – лес,  а 3группа - небо. Старайтесь прикреплять аккуратно, чтобы картина наша получилась красивой . Мне сегодня очень понравилось с вами работать, и я хочу начать составление картинки с озера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе составлена по учебнику под редакцией Е.А.Быстровой с учетом требований ФГОС....

План-конспект урока по русскому в 5 классе на тему « Второстепенный член предложения. Определение»

Тема урока: "Определение".  5. Тип урока: Урок общеметодической  направленности. 6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения...

Методическая разработка. Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»

Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме  «Второстепенные члены предложения. Дополнение»...

Конспект урока по русскому языку для 8 класса_ Роль второстепенных членов предложения

Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме: "Роль второстепенных членов предложения"...