Главные вкладки

    Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

    sozinova-inna-nikolaevna

    Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к                  

                учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей                   

          учащихся.

              2.Организовать деятельность учащихся по ознакомлению  и 

               первичному     закреплению  знаний по теме «Второстепенные

                члены предложения».

             3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.

             4.Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 5_klass_rus-yaz_vtor.chl_.pr_.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ  Кумылженская СОШ №1

    Кумылженского района Волгоградской области

    Урок русского языка в 5классе

    по теме «Второстепенные члены предложения»     (с использованием методики КСО «Взаимопередача темы»»  

    по Ривину-Дьяченко)     

     

    Учитель русского  

    языка и литературы

    Созинова И.Н.

    Ст.Кумылженская 2012

    Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»     (с использованием методики КСО «Взаимопередача темы»»  по Ривину-Дьяченко)      

    Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к                  

                учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей                    

          учащихся.

              2.Организовать деятельность учащихся по ознакомлению  и  

               первичному     закреплению  знаний по теме «Второстепенные

                члены предложения».

             3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.

             4.Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.                                  

    Ход урока:

    (Слайд  1) 1.Оргмомент.Рапорт дежурных.

     У.Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я слушаю дежурных…Спасибо. Итак, мы начинаем урок. Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку, что вы будете внимательны, сосредоточены, и у нас с вами всё получится хорошо. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

    2.Вывод темы (Слайд с лингвистической задачей)2

     У: Ребята, узнать, какая тема урока у нас сегодня будет, нам поможет игра  « Знайка». Итак, решите, пожалуйста, лингвистическую задачу:

    1)из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее

    2) из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство

    3)из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое

    4)из предложения  На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение

    5) из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение

    У: Ребята, мы можем её решить? Совершенно верно. Нет, так как мы ещё не изучили обстоятельство, определение и дополнение. А одним словом они называются второстепенные члены предложения. Это и будет тема нашего урока. Давайте её запишем. (Записать на доске тему)

     3. Актуализация темы

    У. Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема?

    -Да, необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.

    У. Молодцы,  эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.

    4.Цели, задачи для учащихся

    У. Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова. Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке?

    Задачи:

    1. Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство.
    2. Научиться  находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении
    3. Тренироваться употреблять  дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

    (Слайд-цели)3

    У.: Я рада, что ваши цели совпали с моими.

    5. Ознакомление с новым материалом (Работа в парах сменного состава  Методика «Взаимопередача темы»)

     У.: Чтобы реализовать 1 задачу, нам понадобятся  малые группы.

     У.:У каждого члена  группы на столе есть карточка с планом работы.

    1. При работе в парах сменного состава класс делится на малые группы (по 6 человек).

    2.Каждый член малой группы получает свою карточку с заданиями для изучения одной из подтем. ( Карточки дублируются столько раз, сколько малых групп получается в классе. Один комплект карточек остаётся у учителя.)  Каждый ученик самостоятельно изучает указанный в карточке теоретический материал, выполняет своё практическое задание, затем вводит (объясняет свой теоретический вопрос напарнику, приводит примеры(напарник ставит оценку,), выслушивает в свою очередь теоретическое задание напарника (теорию оформляет в таблицу), затем оба меняются практическими заданиями, выполняют их самостоятельно и сверяют правильность выполнения обеих практических работ. Благодарят друг друга за работу.

    3. Освободившиеся школьники образуют новые пары для дальнейшего изучения темы. (Каждый за урок образует 2 пары)

    Карточка №1 Дополнение

    Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что тебе непонятно по её содержанию. Запиши в свою тетрадь № карточки, тему.

    1.Теория

    1. Прочитай правило на станице 68, выучи определение дополнения.
    2.  Запиши примеры в свою тетрадь, графически выдели дополнение.

    2.Практическое задание

    1.Выполни в своей тетради упражнение 176.

    3.Взаимопередача темы

    1.Расскажи товарищу о дополнении по следующему плану:

          - Что обозначает дополнение?

          - На какие вопросы отвечает?

          - Какой частью речи выражено?

          -Как подчёркивается?

    1. Попроси товарища дать определение дополнения.
    2. Запиши в его тетрадь примеры предложений с дополнениями. Объясни, как их найти и графически выделить в предложении.
    3. Попроси товарища прочитать примеры и объяснить, как  найти дополнения в предложении и графически их выделить.
    4. Поставь оценку напарнику за знание теории и за объяснение примеров.
    5. Выслушай теоретическое задание напарника.
    6. Обменяйтесь практическими заданиями.
    7. Выполните их самостоятельно и сверьте работы.

    4.Образуйте новую пару для дальнейшего изучения материала.

    Карточка №2 Определение

    Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что тебе непонятно по её содержанию. Запиши в свою тетрадь № карточки, тему.

    1.Теория

    1. Прочитай правило на станице 71, выучи определение определения.
    2.  Запиши примеры в свою тетрадь, графически выдели определение.

    2.Практическое задание

    1.Выполни в своей тетради упражнение 181.

    3.Взаимопередача темы

    1.Расскажи товарищу о дополнении по следующему плану:

          - Что обозначает определение?

          - На какие вопросы отвечает?

          - Какой частью речи выражено?

          -Как подчёркивается?

    1. Попроси товарища дать определение определения.
    2. Запиши в его тетрадь примеры предложений с определениями. Объясни, как их найти и графически выделить в предложении.
    3. Попроси товарища прочитать примеры и объяснить, как  найти определения в предложении и графически их выделить.
    4. Поставь оценку напарнику за знание теории и за объяснение примеров.
    5. Выслушай теоретическое задание напарника.
    6. Обменяйтесь практическими заданиями.
    7. Выполните их самостоятельно и сверьте работы.

    4.Образуйте новую пару для дальнейшего изучения материала.

    Карточка №3 Обстоятельство

    Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что тебе непонятно по её содержанию. Запиши в свою тетрадь № карточки, тему.

    1.Теория

    1. Прочитай правило на станице 71, выучи определение обстоятельства.
    2.  Запиши примеры в свою тетрадь, графически выдели обстоятельства.

    2.Практическое задание

    1.Выполни в своей тетради упражнение 185.

    3.Взаимопередача темы

    1.Расскажи товарищу о дополнении по следующему плану:

          - Что обозначает обстоятельство?

          - На какие вопросы отвечает?

          - Какой частью речи выражено?

          -Как подчёркивается?

    1. Попроси товарища дать определение обстоятельства.
    2. Запиши в его тетрадь примеры предложений с обстоятельствами. Объясни, как их найти и графически выделить в предложении.
    3. Попроси товарища прочитать примеры и объяснить, как  найти обстоятельства в предложении и графически их выделить.
    4. Поставь оценку напарнику за знание теории и за объяснение примеров.
    5. Выслушай теоретическое задание напарника.
    6. Обменяйтесь практическими заданиями.
    7. Выполните их самостоятельно и сверьте работы.

    4.Образуйте новую пару для дальнейшего изучения материала.

    6.Закрепление материала (групповая работа)

    У. А сейчас всё внимание на экран. (Слайд- проверочное задание)5

    Чтобы выполнить 2 задачу, вам нужно

    1. записать  предложения, предназначенные для вашей группы (задания для групп дифференцированные ),
    2. 2 вставить  пропущенные буквы,
    3.  выделить основу предложения,
    4. укажите, каким второстепенным членом является выделенное слово,
    5.   сделать вывод, для чего нужны второстепенные члены в предложении. (

    (план вашей работы на экране вверху) На выполнение этой работу вам даётся 3 мин.

    1 группа

    Дикие гуси г…товились к отлёту.

    Деревья постепенно обл…тают.

    В  небе в…сят  белые облака.

    2 группа

    Свежий в…терок играет листьями.

    Пошёл ре…кий дождь.

    Облака плывут на восток.

    3 группа

    (Откуда?) Из-за туч)выглянуло солнышко

    Листочек оторвался ( от чего?) от дер…ва.

    (На какой?) На высокой ели уселась стайка др…здов.

    У. Попробуйте сделать вывод.

    Вывод: Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие второстепенные члены.

    У. А теперь давайте вернёмся к нашей лингвистической задаче. (Слайд-лингвистическая задача)6 Давайте ёё решим вместе. 3 группа работает с 4 предложением, 2группа – с 5, а1группа – со 2.

    1)из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее

    2) из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство

    3)из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое

    4)из предложения  На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение

    5) из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение

    У: Смотрим, что получилось (Ученик записывает на доску) (Слайд-Предложение) 7

    Совершено верно. Молодцы. Хорошо справились с работой.

    Я осторожно шагнула на лесную тропинку…

    7.Творческая работа (Деловая игра)

    У. Совершенно верно. Вы заметили, что в конце предложения у меня стоит многоточие. Это говорит о том, что мы ёщё не до конца решили задачу. А  чтобы решить лингвистическую задачку до конца и реализовать 3 задачу урока, мы сейчас мы поиграем. (Слайд-деловая игра)8 Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «ШОК». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты. «Осенние зарисовки» (развернуть листы на доске). Слушайте задания. Найдите на столе лист жёлтого  цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задания на парты , открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.

    8. Физминутка.

    Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?

    Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?

    Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?

    Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под партой. Нашли? Вот и хорошо.

    У.: Мы все с вами отправляемся в осеннюю командировку. (Слайд- осенняя командировка)9 . Задания группам. Инструкция для работы у вас на листах.

    3 группа

    У: У вас на столе находится текст, написанный  корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Ваша задача:

    1Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.

    2.Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.

    Инструкция для работы на карточке

    Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.

    Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние  листочки. Редкие  лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к  отдыху.

    2 группа

    У.:  Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача:

    1. Написать текст по аналогии, распространив его второстепенными членами.

    2.Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.

    Инструкция для работы на карточке.

    Наступление весны.

    Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок.  На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.

    1 группа

    У.:А ваше задание - самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны  написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения второстепенными членами.  Я осторожно шагнула на лесную тропинку… Определите, зачем нужны второстепенные члены. В работе вам поможет картина. Инструкция для работы на карточке.

    У.: Я желаю вам творческих успехов. А чтобы лучше настроиться на осенний лад,  вы будете работать под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «Осень». ( слайд 9). Я думаю вам это поможет. На выполнение этой работы вам даётся 3-4 мин.

    8. Выступления групп. (открыть название газеты)

    Выступает 3 группа. (Слайд10)

    Алгоритм ответа.

    1.Прочитайте задание.

    (Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.)

    2. Прочитайте исходный текст.

     3.Прочитайте  получившийся текст.

    4.  Вывод: сравните исходный  текст и получившийся. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.

    Приблизительный вариант

    Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние  листочки. Редкие  лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к  отдыху.

    (Работу повесить на доску)

    Выступает 2 группа. . (Слайд11)

    Алгоритм ответа.

    1.Прочитайте задание.

    ( Написать текст по аналогии, распространив предложения второстепенными членами.)

    2. Прочитайте исходный текст текст.

     3.Прочитайте  получившийся текст.

    4.  Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте. (Работу повесить на доску)

    Выступает 1 группа. (Слайд12)

    Алгоритм ответа.

    1.Прочитайте задание.

    (Написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространив предложения второстепенными членами.)

    2.Прочитайте  получившийся текст.

    3.  Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте

    (Работу повесить на доску)

    У.: А хотите послушать, что получилось у меня?

    Я шагнула на усыпанную листьями тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими ветвями дуб, как будто защищая берёзку от ветра. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивительно прекрасен.

    8. Подведение итогов

    У.: Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод.

    Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

    9. Оценки

    У.:А теперь давайте подведём итог нашей работы. Кто в группе был самым активным? Кто хорошо работал? (Выставить оценки)

    10. Домашнее задание

    У.: А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 13) Выберите то, которое вам больше понравилось, и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.

    1. Упр. 185 (по заданию)

    2. Нарисовать осенний пейзаж и подобрать к нему четверостишие из понравившегося стихотворения об осени.

    3. Попытайтесь написать стихотворение об осени.

    У.: А чтобы вы работали без затруднений, я хочу раздать вам таблички-определители второстепенных членов предложения. Вложите их в учебник и пользуйтесь, пока полностью не запомните.

    11. Рефлексия

    У.: Посмотрите, наша газета немного не закончена.В ней есть статьи, но нет ни одного рисунка. И сейчас мы  создадим осеннюю картину. У вас на столах есть различные картинки, выберите ту, которая  вам понравилось и, выходя из класса, прикрепите магнитом на доску, чтобы у нас получилась общая картинка «Лесное озеро».   Прикрепляйте всё аккуратно, чтобы картина наша получилась красивой .3 группа оформляет территорию вокруг озера.  2 группа – лес,  а 3группа - небо. Старайтесь прикреплять аккуратно, чтобы картина наша получилась красивой . Мне сегодня очень понравилось с вами работать, и я хочу начать составление картинки с озера.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

    Урок русского языка в 5 классе. Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ по русскому языку 8 класс по теме Однородные члены предложения

    Презентация предназнчена для объяснения нового материала и закрепления....

    Урок по русскому языку в 11 классе. Тема: «Обособленные члены предложения».

    Урок№13 по русскому языку в 11 классе.Тема: «Обособленные члены предложения»....

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе составлена по учебнику под редакцией Е.А.Быстровой с учетом требований ФГОС....

    Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Причастие как член предложения».2017

    Тема: Причастие как член предложенияТип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования,  извлекать, анализир...

    План-конспект урока по русскому в 5 классе на тему « Второстепенный член предложения. Определение»

    Тема урока: "Определение".  5. Тип урока: Урок общеметодической  направленности. 6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения...