Главные вкладки

    Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

    Аверина Надежда Петровна

    Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_odnosostavnye_predlozheniya.docx60.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  русского  языка  в  8  классе

     

    Тема: Обобщение по теме «Односоставные предложения».

    Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен

    для  выражения простых естественных понятий.                                                                                                                       В.Г.Белинский

    Цели урока: Повторить и  систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.

    Задачи урока:

    1. Обучающие задачи:
    • закрепить полученные знания об односоставных предложениях;
    • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;
    • обучать школьников   анализу текста.
    1. Развивающие задачи:
    • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
    • развивать умения решать тестовые задания.
    1. Воспитательные задачи:
    • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
    • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
    • воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

    Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).
    Форма проведения урока: урок-практикум.
    Оборудование урока:  учебник: «Русский язык. 8 класс»; авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Раздел: «Простые односоставные предложения»;  компьютер, проектор,  раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Русский язык (1959) (Александр Яшин)
    Я люблю свой родной язык!
    Он понятен для всех,
    Он певуч,
    Он, как русский народ, многолик,
    Как держава наша, могуч.
    Хочешь - песни, гимны пиши,
    Хочешь - выскажи боль души.
    Будто хлеб ржаной, он пахуч,
    Будто плоть земная - живуч.
    Для больших и для малых стран
    Он на дружбу,
    На братство дан.
    Он язык луны и планет,
    Наших спутников и ракет.
    На совете
    За круглым столом
    Разговаривайте на нем:
    Недвусмысленный и прямой,
    Он подобен правде самой.
    Он, как наши мечты, велик,
    Животворный русский язык!     

    - Ребята, этот урок мы посвятим повторению и обобщению материала, изученного по теме «Односоставные предложения».

    1. Орфографическая работа.

    Аллеи рек,  зеркальности озер,  хрустальный ключ,  безгласные затоны, живая сказка,  немолкнущие звоны,  мельканье дней,  лучше вас,  ничего не знаю.

    - Эти словосочетания взяты из стихотворения К.Бальмонта «Родное».

    (Открыть стихотворение, прочесть).

    Аллеи рек. Зеркальности озёр.

    Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

    Живая сказка – страшный тёмный бор.

    Его вершин немолкнувшие звоны.

    Воздушность ив. Цветы родных полей.

    Апрельский сон с его улыбкой маю.

    Я целый мир прошел в мельканье дней,

    Но лучше вас я ничего не знаю.

    Дополнительные вопросы:

    - Какую тему раскрывает поэт в своём стихотворении? (тему Родины)

    -Какой тип предложений использует? (Назывные и двусоставное)

    -Какое значение придают стихотворению данные предложения? (Передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. «Безглагольность» противопоставлена «целому миру», «мельканию дней».)

    - Назовите художественные средства, использованные автором.

    ( Метафоры: «аллеи рек», «апрельский сон с его улыбкой маю»; эпитеты: «хрустальный ключ», «безгласные затоны», «страшный темный бор»)

    1. Восстановить схему.

    «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит». (М.Ломоносов)

    - О каком из типов односоставных предложений идет речь? (Определенно-личные)

       «Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное» (А.Пешковский)

    -- К какому типу односоставных предложений относятся слова ученого А.Пешковского? ( Неопределенно-личные)

    - В каких предложениях нет и не может быть подлежащего? (Безличные). (Вывешивается таблица «Односоставные предложения». Остаётся до конца урока.)

    1. Выборочное списывание с одновременным восстановлением текста: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые.

    1 ряд выписывает определенно-личные предложения; 2 ряд – неопределенно-личные предложения; 3 ряд – безличные.

    1. Мне в душу пове…ло жизнью и волей. (А.Майков)
    2. Люблю дорожкою лесною (не) зная сам куда брести. (А.Майков)
    3. (Не) торопись (не) спеши подождём . Забудем на миг неотложное дело. (К.Симонов)
    4. Как много дума(н,нн) исполне(н,нн)о так мало. (В.Брюсов)
    5. И на обломках сам…властья напишут наши имена (А.Пушкин)
    6. Снега. Снега.  Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей. (П.Антокольский)
    7. Дни поздней осени бранят обыкнове(н,нн)о. (А.Пушкин)

    Проверка: один ученик у доски восстанавливает предложения. Ученики называют номера выписанных предложений.

    - Какое предложение не выписали? Почему? (предложение № 6, назывное)

    5. Индивидуальная работа по карточкам. Работа у доски.

    Карточка 1.

    Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

    1) Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина)_________

      2) Изба лесничего. Медвежье царство.  _____________    

    3) Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун)____________  

    4) Загляну в глаза волжанки. (А. Пришелец)_________          

    5) Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг. (О.Берггольц) _________

     6) Весны без грозы не бывает. (К.Кулиев)_____________

    Карточка 2.

    Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

    1) Все грущу о шинели.(Ю.Друнина)__________

    2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)____________

     3) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер)________    

     4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) ____________    

     5) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна.  (М.Алигер)_________                  

     6) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О.Берггольц) _______________

     Карточка 3.

    Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

    1) Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов). __________            

     2) Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова).  __________              

    3) Лес. Палатка. Плеск  речной воды. (А.Яшин).  ______________                          

    4) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин).  __________                         5) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин). _____________                          6) У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун) ___________________

    6. Синтаксический разбор предложения.

    Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Вопр., невоскл., простое, односост., опред.-личное, сказуемое выражено глаголом 2 лица ед.числа, распр.,  осл. деепричастием, обращением.)

    7. Беседа.

     - Ребята, а если односоставное предложение носит обобщающий характер, к какому типу предложений мы его отнесем? (обобщ.-личн.) в каком жанре они чаще всего встречаются? (пословицы и поговорки). Приведите примеры, продолжив предложения:

    - Любишь кататься – люби и саночки возить.

    - Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

    - После драки кулаками не машут.

    - Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

    - От добра добра не ищут.

    - За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

    - На чужой роток не накинешь платок.

    -Береги платье снову, а честь смолоду.

    - В пословицах и поговорках заключается мудрость народа и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.

    8.  Анализ текста.

    - Односоставные предложения могут быть и частью сложного предложения.

    Запишите стихотворение Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять».

    Умом Россию не понять.

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать –

    В Россию можно только верить.

    - Какова тема стихотворения? (тема Родины)

    - В каких словах выражается любовь к Родине? ( Аршином не измерить, особенная стать, можно верить)

    - Что такое аршин? (1.Старая русская мера длины, равная 0,71 м.

     2. Линейка, планка такой длины для измерения).

    - Как вы понимаете слово стать? (Телосложение, общий склад фигуры. Перен. Характер, внутренний склад). Какое значение слова используется? (переносное).

    - Определите структуру предложений, выделив основы. (1 предл. – простое, односоставное, безличное, сказуемое выражено неопределённой формой глагола. 2 предл. – сложное, бессоюзное, состоит из 3 частей: 1 – односост., безл.;  2 – односост., назывное; 3 – односост., безл.)

    9. Физминутка.

     А теперь я буду называть действия , а вы их выполняйте.

    - Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и , не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, дверь, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

    - Какие предложения по цели высказывания  я  использовала? (Побудительные)  А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).

    10.  Контроль знаний.

    - Итак,  мы повторили сведения обо  всех типах односоставных предложений. Посмотрим , насколько вы усвоили данный материал. Вам предстоит выполнить тесты.

    Тест. Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.

    1. Односоставное определённо-личное предложение.

    А) Зима.

    Б)  Умную голову почитают смолоду.

    В) Как чувствуешь себя?

    Г) Светает.

    2.   Односоставное неопределённо-личное предложение.

    А) На Бога надейся, а сам не плошай.

    Б)  Цыплят по осени считают.

    В)  Мне грустно.

    Г) Тишина.

    3.   Односоставное безличное предложение.

    А) Вот и мама!

    Б) У соседа ума не займёшь.

    В) А судьи кто?

    Г) В саду темно.

    4.   Односоставное назывное предложение.

    А) Дрожит как лист на осине.

    Б) Сильнее кошки зверя нет.

    В) По росту одежду кроят.

    Г) Какое дивное утро.

    Задание № 2.  В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?

    1.  К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением. (В.Гаршин.)

    А)  нужно относиться с уважением

    Б) нужно

    В) относиться

    Г) нужно относиться

    2.   Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой.)

    А) осматривай

    Б) осматривай со стороны

    В) деяние со стороны

    Г) со стороны его вреда и пользы

    3.  Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр.)

    А) следует доводить

    Б) следует доводить до конца

    В) следует

    Г) доводить

    4.   Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов.)

    А) никого так не презирают

    Б) никого так не презирают в народе

    В) не презирают

    Г) не презирают в народе

    5.   Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов.)

    А) нет

    Б) нет ничего

    В) непреодолимого нет ничего

    Г) на свете нет ничего

    6.   Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими.  ( Н. Новиков.)

    А) презирать и гнушаться

    Б) стыдно

    В) стыдно презирать

    Г) стыдно презирать и гнушаться

    11. Подведение итогов. Выставление оценок.

    - Над чем мы сегодня работали на уроке?  Что вам следует повторить, готовясь к контрольной работе?

    Закончить наш урок я хочу словами И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

    12. Домашнее задание. Повторить параграфы 20-24, составить по ним тестовые задания.  Упражнение 246-247.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР

    Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой  С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...

    Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Односоставные предложения. Обобщение"

    Урок обобщающего типа по теме "Односоставные предложения". Может использоваться для повторения и обощения заданной темы в 8- 11 классах....

    Конспект урока русского языка в 9 классе "Обобщение изученного материала по теме "Бессоюзные сложные предложения".

       На уроке подводятся   итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Частично повторяется  теория, развиваются  навыки пунктуационного ана...

    Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

    Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

    Конспект урока русского языка "Зачем нужны уточняющие члены предложения?"

    Конспект урока русского языка "Зачем нужны уточняющие члены предложения?"...

    Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

    Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...

    План-конспект урока русского языка "Наречие. Обобщение." 7 класс

    Конспект урока разработан к учебнику 7 класса по программе Т.А. Лодыженской. Предназначен для итогового занятия...