Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Аверина Надежда Петровна

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_odnosostavnye_predlozheniya.docx60.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка  в  8  классе

 

Тема: Обобщение по теме «Односоставные предложения».

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен

для  выражения простых естественных понятий.                                                                                                                       В.Г.Белинский

Цели урока: Повторить и  систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.

Задачи урока:

  1. Обучающие задачи:
  • закрепить полученные знания об односоставных предложениях;
  • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;
  • обучать школьников   анализу текста.
  1. Развивающие задачи:
  • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • развивать умения решать тестовые задания.
  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
  • воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование урока:  учебник: «Русский язык. 8 класс»; авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Раздел: «Простые односоставные предложения»;  компьютер, проектор,  раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Русский язык (1959) (Александр Яшин)
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная - живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!     

- Ребята, этот урок мы посвятим повторению и обобщению материала, изученного по теме «Односоставные предложения».

  1. Орфографическая работа.

Аллеи рек,  зеркальности озер,  хрустальный ключ,  безгласные затоны, живая сказка,  немолкнущие звоны,  мельканье дней,  лучше вас,  ничего не знаю.

- Эти словосочетания взяты из стихотворения К.Бальмонта «Родное».

(Открыть стихотворение, прочесть).

Аллеи рек. Зеркальности озёр.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка – страшный тёмный бор.

Его вершин немолкнувшие звоны.

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

Дополнительные вопросы:

- Какую тему раскрывает поэт в своём стихотворении? (тему Родины)

-Какой тип предложений использует? (Назывные и двусоставное)

-Какое значение придают стихотворению данные предложения? (Передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. «Безглагольность» противопоставлена «целому миру», «мельканию дней».)

- Назовите художественные средства, использованные автором.

( Метафоры: «аллеи рек», «апрельский сон с его улыбкой маю»; эпитеты: «хрустальный ключ», «безгласные затоны», «страшный темный бор»)

  1. Восстановить схему.

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит». (М.Ломоносов)

- О каком из типов односоставных предложений идет речь? (Определенно-личные)

   «Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное» (А.Пешковский)

-- К какому типу односоставных предложений относятся слова ученого А.Пешковского? ( Неопределенно-личные)

- В каких предложениях нет и не может быть подлежащего? (Безличные). (Вывешивается таблица «Односоставные предложения». Остаётся до конца урока.)

  1. Выборочное списывание с одновременным восстановлением текста: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые.

1 ряд выписывает определенно-личные предложения; 2 ряд – неопределенно-личные предложения; 3 ряд – безличные.

  1. Мне в душу пове…ло жизнью и волей. (А.Майков)
  2. Люблю дорожкою лесною (не) зная сам куда брести. (А.Майков)
  3. (Не) торопись (не) спеши подождём . Забудем на миг неотложное дело. (К.Симонов)
  4. Как много дума(н,нн) исполне(н,нн)о так мало. (В.Брюсов)
  5. И на обломках сам…властья напишут наши имена (А.Пушкин)
  6. Снега. Снега.  Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей. (П.Антокольский)
  7. Дни поздней осени бранят обыкнове(н,нн)о. (А.Пушкин)

Проверка: один ученик у доски восстанавливает предложения. Ученики называют номера выписанных предложений.

- Какое предложение не выписали? Почему? (предложение № 6, назывное)

5. Индивидуальная работа по карточкам. Работа у доски.

Карточка 1.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина)_________

  2) Изба лесничего. Медвежье царство.  _____________    

3) Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун)____________  

4) Загляну в глаза волжанки. (А. Пришелец)_________          

5) Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг. (О.Берггольц) _________

 6) Весны без грозы не бывает. (К.Кулиев)_____________

Карточка 2.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Все грущу о шинели.(Ю.Друнина)__________

2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)____________

 3) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер)________    

 4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) ____________    

 5) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна.  (М.Алигер)_________                  

 6) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О.Берггольц) _______________

 Карточка 3.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов). __________            

 2) Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова).  __________              

3) Лес. Палатка. Плеск  речной воды. (А.Яшин).  ______________                          

4) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин).  __________                         5) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин). _____________                          6) У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун) ___________________

6. Синтаксический разбор предложения.

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Вопр., невоскл., простое, односост., опред.-личное, сказуемое выражено глаголом 2 лица ед.числа, распр.,  осл. деепричастием, обращением.)

7. Беседа.

 - Ребята, а если односоставное предложение носит обобщающий характер, к какому типу предложений мы его отнесем? (обобщ.-личн.) в каком жанре они чаще всего встречаются? (пословицы и поговорки). Приведите примеры, продолжив предложения:

- Любишь кататься – люби и саночки возить.

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- После драки кулаками не машут.

- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

- От добра добра не ищут.

- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

- На чужой роток не накинешь платок.

-Береги платье снову, а честь смолоду.

- В пословицах и поговорках заключается мудрость народа и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.

8.  Анализ текста.

- Односоставные предложения могут быть и частью сложного предложения.

Запишите стихотворение Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять».

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

- Какова тема стихотворения? (тема Родины)

- В каких словах выражается любовь к Родине? ( Аршином не измерить, особенная стать, можно верить)

- Что такое аршин? (1.Старая русская мера длины, равная 0,71 м.

 2. Линейка, планка такой длины для измерения).

- Как вы понимаете слово стать? (Телосложение, общий склад фигуры. Перен. Характер, внутренний склад). Какое значение слова используется? (переносное).

- Определите структуру предложений, выделив основы. (1 предл. – простое, односоставное, безличное, сказуемое выражено неопределённой формой глагола. 2 предл. – сложное, бессоюзное, состоит из 3 частей: 1 – односост., безл.;  2 – односост., назывное; 3 – односост., безл.)

9. Физминутка.

 А теперь я буду называть действия , а вы их выполняйте.

- Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и , не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, дверь, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

- Какие предложения по цели высказывания  я  использовала? (Побудительные)  А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).

10.  Контроль знаний.

- Итак,  мы повторили сведения обо  всех типах односоставных предложений. Посмотрим , насколько вы усвоили данный материал. Вам предстоит выполнить тесты.

Тест. Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.

  1. Односоставное определённо-личное предложение.

А) Зима.

Б)  Умную голову почитают смолоду.

В) Как чувствуешь себя?

Г) Светает.

2.   Односоставное неопределённо-личное предложение.

А) На Бога надейся, а сам не плошай.

Б)  Цыплят по осени считают.

В)  Мне грустно.

Г) Тишина.

3.   Односоставное безличное предложение.

А) Вот и мама!

Б) У соседа ума не займёшь.

В) А судьи кто?

Г) В саду темно.

4.   Односоставное назывное предложение.

А) Дрожит как лист на осине.

Б) Сильнее кошки зверя нет.

В) По росту одежду кроят.

Г) Какое дивное утро.

Задание № 2.  В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?

1.  К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением. (В.Гаршин.)

А)  нужно относиться с уважением

Б) нужно

В) относиться

Г) нужно относиться

2.   Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой.)

А) осматривай

Б) осматривай со стороны

В) деяние со стороны

Г) со стороны его вреда и пользы

3.  Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр.)

А) следует доводить

Б) следует доводить до конца

В) следует

Г) доводить

4.   Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов.)

А) никого так не презирают

Б) никого так не презирают в народе

В) не презирают

Г) не презирают в народе

5.   Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов.)

А) нет

Б) нет ничего

В) непреодолимого нет ничего

Г) на свете нет ничего

6.   Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими.  ( Н. Новиков.)

А) презирать и гнушаться

Б) стыдно

В) стыдно презирать

Г) стыдно презирать и гнушаться

11. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Над чем мы сегодня работали на уроке?  Что вам следует повторить, готовясь к контрольной работе?

Закончить наш урок я хочу словами И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

12. Домашнее задание. Повторить параграфы 20-24, составить по ним тестовые задания.  Упражнение 246-247.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой  С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Конспект урока русского языка "Зачем нужны уточняющие члены предложения?"

Конспект урока русского языка "Зачем нужны уточняющие члены предложения?"...

Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...

План-конспект урока русского языка "Наречие. Обобщение." 7 класс

Конспект урока разработан к учебнику 7 класса по программе Т.А. Лодыженской. Предназначен для итогового занятия...

Конспект урока русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"

Конспект урока для 9 класса по учебнику Бархударова С.Г....

Конспект урока русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Заключительный урок после изучения раздела "Бессоюзное сложное предложение" в форме интеллектуальной игры "Умницы и умницы" позволяет не только обобщить и систематизировать пройден...