Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

   Борискина Галина Георгиевна

Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  дистанционного урока

Учебный предмет:  русский язык

Класс: 11

Тип урока: урок новых знаний и первичного их закрепления.

Форма урока: дистанционный урок

Технические средства обучения и оборудование: специализированный программно-технический комплекс ученика с ограниченными возможностями здоровья
-
 Компьютер Apple Mac mini, Мышь Logitech RX250, Клавиатура Apple Keyboard, Монитор LG W2043T, Системное программное обеспечение Apple Mac OS X Snow Leopard, Наушники DIALOG M-881HV, Микрофон USB Desktop Microphone, Колонки Dialog W-203, Веб-камера CNR-WCAM820; компьютерные программы — Skype,  презентация,   электронные файлы таблица «Постановка двоеточия в БСП»

Тема урока:  Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цели урока:

Обучающая:формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания

Развивающая:формирование у обучающейся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

Воспитательная:воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Тезаурус: сложные предложения, бессоюзные сложные предложения (БСП), двоеточие, функция  разъяснительно-пояснительная.

                     Сценарий дистанционного урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационно-мотивационный этап (1 мин)

Подготовка к уроку: перед уроком учитель загружает презентацию к уроку,    отправляет учащейся в скайпе пронумерованные файлы, необходимые для работы на уроке.

Начало урока: Приветствие учителя

Ученица приветствует учителя и  сообщает  о  своем  настрое  и готовности к уроку.

Актуализация знаний

(2 мин)

Слайд № 1

 [ ], [ ], [  ].

[  ] ;  [.-.-.-.-.].

На предыдущих занятиях ты  познакомилась с понятием «бессоюзное сложное предложение», разобрала случаи постановки запятой и точки с запятой между частями БСП.

Напомни, какие сложные предложения называются бессоюзными?

 прочитай схемы (слайд1)

Ученица рассказывает правило. Читая схемы, повторяет правило, объясняет постановку

запятой и точки с запятой между частями БСП?

Приводит устно примеры.

Повторение пройденного (3 мин)

В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые тюки. (М.Лермонтов)

Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (И.С.Тургенев)

Учитель диктует предложения,  просит ученицу объяснить знаки препинания

Ученица записывает в скайпе предложения, объясняет орфограммы,  пунктограммы

( части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений)

( точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке)

                   Новая тема. Создание проблемной ситуации ( 3 -4 мин)

Слайд № 2

  1. Однажды Анатоль Франс сказал Словарь является вселенной, уложенной в алфавитном порядке.
  2. В моей домашней библиотеке находятся книги разных жанров исторические, научные, фантастика, классика.
  3. Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей

Учитель: «реши 1 учебную задачу»

определи структуру предложений;-

объясни постановку двоеточия в первых двух предложениях;

-можешь ли ты объяснить постановку двоеточия в последнем предложении

Ученица  объясняет знаки препинания в первых двух  предложениях. В 3 предложении ставит двоеточие, не может назвать условие постановки знака препинания.

  1. Определение темы урока (1 м)

Учитель просит ученицу сформулировать тему урока,   проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП. Определить учебную задачу

Тема нашего урока: «Двоеточие в БСП», проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП? Задача- совершенствовать пунктуационные умения.

Изучение нового материала  (10-13  мин)

1. Народ без книги похож на человека без зеркала  так как ему нельзя увидеть свое лицо.

Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами он не видит мира

2.А.Моруа верил в то что время – самый честный критик

А.Моруа верил время – самый честный критик

Учитель просит ученицу сопоставить предложения (Файл)

 сопоставляя предложения, объясняет знак препинания

Сделай, пожалуйста, вывод: какую функцию выполняют БСП?

При каком условии ставится двоеточие в БСП?

Учитель дополняет ответ ученицы. Вторая часть БСП может во всех падежах и числах отвечать на вопросы: а какой именно? А какая именно?, определяя признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части. Вторая часть относится к определению, стоящему в первой

А свойство чудное имеет ( а какое именно?):

Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет.

Ученица  делает вывод: СБП выполняет свою обычную функцию – разъяснительно-пояснительную. Смысл один и тот же, а знаки препинания разные. Употребление БСП в тексте украшают нашу речь выразительностью.

Ученица  называет условия.  

Учитель просит ученицу заполнить таблицу (файл)

Ученица заполняет таблицу (самопроверка по слайду презентации)

Заполнение таблицы (слайд № 3)

Схемы

Каковы отношения между частями

Какие слова можно вставить между частями

[ ] : [ причина] (потому что)

Вторая часть раскрывает причину происходящего в первой

Потому что

 ] : [дополнение ] (что)

Вторая часть раскрывает содержание первой

Что? О чем?

 ] : [ пояснение] (а именно)

Вторая часть поясняет содержание первой

А как именно

Закрепление изученного материала

Контроль полученных знаний  (20 -22 мин)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3e2e556-556a-4604-aae0-0cd654ddcffd/%5BRUS9_216%5D_%5BIA_076%5D.swf

   Устное закрепление по  электронному учебнику i-klasse   (2-3 мин)

Ученица работает с таблицей, объясняя постановку двоеточия в БСП

Тестовое задание из  i-klasse упр. 459

Литературная викторина «Угадай произведение» (5 -6 мин)

http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/attempt.php?attempt=1455734

Учитель проверяет название произведений по скриншоту, отправленному ученицей

Ученица выполняет тест, самостоятельно проверяет. Если есть ошибки,  выполняется работа над ошибками. Делает скриншот  

  1. Динамическая пауза (1м)

Упражнение «Ритмы свободы»

-Хлопни в ладоши три раза.

-Топни правой ногой.

-Топни левой ногой.

-Поднимись.

-Помаши руками.

-Глубоко вдохни, задержи дыхание.

-Сделай полный выдох.

-Медленно, как сдувшийся шарик , опустись на стул.

- Медленно поднимись.

-Повернись три раза вокруг себя.

-Громко скажи : «Я свободна».

Учитель предлагает выполнить следующую динамическую паузу

Ученица выполняет упражнение

  Слайд № 4

«Игра «Третий лишний»

(3 мин)   

 Все хорошие книги похожи друг на друга они правдивее жизни.  Я убежден лишь в одном  вдохновение приходит во время труда. Грамоте учиться   всегда пригодится.

  Найти лишнее предложение, доказать.Записать  2 предложения в тетрадь, объяснить орфограммы и пунктограммы

Ученица пишет в тетради, объясняет  орфограммы и пунктограммы

Работа с текстом.

Выборочный диктант

(5-6  мин)

  Говорят, что человек создан для счастья, как птица для полета. Важно еще и другое человек создан для того, чтобы жить окруженным природой. В одной книжке написано про революционера-узника, томившегося в одиночной камере царской тюрьмы. Книги радовали его. Но вот он нашел прилипшее к странице книги крохотное зернышко неведомого пока для него растения. Он посадил это зернышко в зем-лю, поливал его, вызрела веточка лесной земляники с крупными ягодами. Узник признавался  радость невозможно измерить никакой человеческой мерой. Какими бы стенами не отделялись мы от природы, природа всегда будет властно и требовательно звать нас к себе она наша мать, а мы ее дети.

Учитель отправил файл с текстом, в котором не расставлены знаки препинания. Просит ученицу назвать БСП с постановкой двоеточия, выписать 1-2 предложения на выбор

Ученица читает выразительно текст. Находит предложения, записывает  1 предложение, объясняет знаки препинания.

Подведение итогов урока.  Домашнее задание    (3-5  мин)

         Технология правильного утверждения:

Какое утверждение верно:

1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно.

2) В БСП смысловые отношения выражаются менее четко, чем в союзных.

3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями.

4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.

Домашнее задание: сочинение   «Природа всегда   будет звать нас к себе» с использованием БСП с разными знаками препинания (запятой, точки с запятой, двоеточием, тире) Подумать над проблемой: когда ставится тире в БСП?

      При подведении итогов урока учитель использовал    

технологию правильного утверждения:

- При каких условиях ставится двоеточие в БСП

В скайпе учитель прописывает домашнее задание:

« Тебе понятно домашнее задание? Какие у тебя остались вопросы по данной теме урока? Какое задание, выполняемое тобой на уроке, показалось тебе самым трудным, интересным?  Ты довольна своей работой на уроке?»

Учитель: «Какую бы ты сегодня поставила себе оценку по 5-ти  бальной шкале?» Учитель выставляет оценку за урок, комментирует и проговаривает свое отношение к работе учащейся «Молодец!Ты сегодня хорошо работала!» Благодарит за урок.

     

 

       

Ученица  отвечает

 

       

Девочка ещё раз перечисляет 3 условия постановки двоеточия в БСП

     

 Ученица записывает домашнее задание в тетрадь.

Ученица отвечает на вопросы учителя.

 

Ученица оценивает свою работу на уроке

Ученица благодарит учителя за урок, прощается



Подписи к слайдам:

Слайд 1

[ ] , [ ] , [ ] [ ] ; [ -.-.-.-.-]

Слайд 2

1 Однажды Анатоль Франс сказал Словарь является вселенной, уложенной в алфавитном порядке. 2 В моей домашней библиотеке находятся книги самых разных жанров исторические научные фантастика классика. 3 Любите книгу она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей

Слайд 3

Схемы Каковы отношения между частями Какие слова можно вставить между частями [ ]: [потому что] (причина) Вторая часть раскрывает причину Потому что [ ]: [ дополнение] (что) Вторая часть раскрывает содержание первой Что? О чём? [ ]: [пояснение] ( а именно) Вторая часть поясняет содержание первой А как именно

Слайд 4

1 Все хорошие книги похожи друг на друга они правдивее жизни. 2 Я убеждён лишь в одном вдохновение приходит во время труда. 3 Грамоте учиться всегда пригодится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Сложное предложение"

Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".

Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....