Главные вкладки

    Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
    план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

       Борискина Галина Георгиевна

    Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая  карта  дистанционного урока

    Учебный предмет:  русский язык

    Класс: 11

    Тип урока: урок новых знаний и первичного их закрепления.

    Форма урока: дистанционный урок

    Технические средства обучения и оборудование: специализированный программно-технический комплекс ученика с ограниченными возможностями здоровья
    -
     Компьютер Apple Mac mini, Мышь Logitech RX250, Клавиатура Apple Keyboard, Монитор LG W2043T, Системное программное обеспечение Apple Mac OS X Snow Leopard, Наушники DIALOG M-881HV, Микрофон USB Desktop Microphone, Колонки Dialog W-203, Веб-камера CNR-WCAM820; компьютерные программы — Skype,  презентация,   электронные файлы таблица «Постановка двоеточия в БСП»

    Тема урока:  Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

    Цели урока:

    Обучающая:формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания

    Развивающая:формирование у обучающейся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

    Воспитательная:воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

    Тезаурус: сложные предложения, бессоюзные сложные предложения (БСП), двоеточие, функция  разъяснительно-пояснительная.

                         Сценарий дистанционного урока

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащегося

    Организационно-мотивационный этап (1 мин)

    Подготовка к уроку: перед уроком учитель загружает презентацию к уроку,    отправляет учащейся в скайпе пронумерованные файлы, необходимые для работы на уроке.

    Начало урока: Приветствие учителя

    Ученица приветствует учителя и  сообщает  о  своем  настрое  и готовности к уроку.

    Актуализация знаний

    (2 мин)

    Слайд № 1

     [ ], [ ], [  ].

    [  ] ;  [.-.-.-.-.].

    На предыдущих занятиях ты  познакомилась с понятием «бессоюзное сложное предложение», разобрала случаи постановки запятой и точки с запятой между частями БСП.

    Напомни, какие сложные предложения называются бессоюзными?

     прочитай схемы (слайд1)

    Ученица рассказывает правило. Читая схемы, повторяет правило, объясняет постановку

    запятой и точки с запятой между частями БСП?

    Приводит устно примеры.

    Повторение пройденного (3 мин)

    В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые тюки. (М.Лермонтов)

    Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (И.С.Тургенев)

    Учитель диктует предложения,  просит ученицу объяснить знаки препинания

    Ученица записывает в скайпе предложения, объясняет орфограммы,  пунктограммы

    ( части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений)

    ( точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке)

                       Новая тема. Создание проблемной ситуации ( 3 -4 мин)

    Слайд № 2

    1. Однажды Анатоль Франс сказал Словарь является вселенной, уложенной в алфавитном порядке.
    2. В моей домашней библиотеке находятся книги разных жанров исторические, научные, фантастика, классика.
    3. Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей

    Учитель: «реши 1 учебную задачу»

    определи структуру предложений;-

    объясни постановку двоеточия в первых двух предложениях;

    -можешь ли ты объяснить постановку двоеточия в последнем предложении

    Ученица  объясняет знаки препинания в первых двух  предложениях. В 3 предложении ставит двоеточие, не может назвать условие постановки знака препинания.

    1. Определение темы урока (1 м)

    Учитель просит ученицу сформулировать тему урока,   проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП. Определить учебную задачу

    Тема нашего урока: «Двоеточие в БСП», проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП? Задача- совершенствовать пунктуационные умения.

    Изучение нового материала  (10-13  мин)

    1. Народ без книги похож на человека без зеркала  так как ему нельзя увидеть свое лицо.

    Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами он не видит мира

    2.А.Моруа верил в то что время – самый честный критик

    А.Моруа верил время – самый честный критик

    Учитель просит ученицу сопоставить предложения (Файл)

     сопоставляя предложения, объясняет знак препинания

    Сделай, пожалуйста, вывод: какую функцию выполняют БСП?

    При каком условии ставится двоеточие в БСП?

    Учитель дополняет ответ ученицы. Вторая часть БСП может во всех падежах и числах отвечать на вопросы: а какой именно? А какая именно?, определяя признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части. Вторая часть относится к определению, стоящему в первой

    А свойство чудное имеет ( а какое именно?):

    Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет.

    Ученица  делает вывод: СБП выполняет свою обычную функцию – разъяснительно-пояснительную. Смысл один и тот же, а знаки препинания разные. Употребление БСП в тексте украшают нашу речь выразительностью.

    Ученица  называет условия.  

    Учитель просит ученицу заполнить таблицу (файл)

    Ученица заполняет таблицу (самопроверка по слайду презентации)

    Заполнение таблицы (слайд № 3)

    Схемы

    Каковы отношения между частями

    Какие слова можно вставить между частями

    [ ] : [ причина] (потому что)

    Вторая часть раскрывает причину происходящего в первой

    Потому что

     ] : [дополнение ] (что)

    Вторая часть раскрывает содержание первой

    Что? О чем?

     ] : [ пояснение] (а именно)

    Вторая часть поясняет содержание первой

    А как именно

    Закрепление изученного материала

    Контроль полученных знаний  (20 -22 мин)

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3e2e556-556a-4604-aae0-0cd654ddcffd/%5BRUS9_216%5D_%5BIA_076%5D.swf

       Устное закрепление по  электронному учебнику i-klasse   (2-3 мин)

    Ученица работает с таблицей, объясняя постановку двоеточия в БСП

    Тестовое задание из  i-klasse упр. 459

    Литературная викторина «Угадай произведение» (5 -6 мин)

    http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/attempt.php?attempt=1455734

    Учитель проверяет название произведений по скриншоту, отправленному ученицей

    Ученица выполняет тест, самостоятельно проверяет. Если есть ошибки,  выполняется работа над ошибками. Делает скриншот  

    1. Динамическая пауза (1м)

    Упражнение «Ритмы свободы»

    -Хлопни в ладоши три раза.

    -Топни правой ногой.

    -Топни левой ногой.

    -Поднимись.

    -Помаши руками.

    -Глубоко вдохни, задержи дыхание.

    -Сделай полный выдох.

    -Медленно, как сдувшийся шарик , опустись на стул.

    - Медленно поднимись.

    -Повернись три раза вокруг себя.

    -Громко скажи : «Я свободна».

    Учитель предлагает выполнить следующую динамическую паузу

    Ученица выполняет упражнение

      Слайд № 4

    «Игра «Третий лишний»

    (3 мин)   

     Все хорошие книги похожи друг на друга они правдивее жизни.  Я убежден лишь в одном  вдохновение приходит во время труда. Грамоте учиться   всегда пригодится.

      Найти лишнее предложение, доказать.Записать  2 предложения в тетрадь, объяснить орфограммы и пунктограммы

    Ученица пишет в тетради, объясняет  орфограммы и пунктограммы

    Работа с текстом.

    Выборочный диктант

    (5-6  мин)

      Говорят, что человек создан для счастья, как птица для полета. Важно еще и другое человек создан для того, чтобы жить окруженным природой. В одной книжке написано про революционера-узника, томившегося в одиночной камере царской тюрьмы. Книги радовали его. Но вот он нашел прилипшее к странице книги крохотное зернышко неведомого пока для него растения. Он посадил это зернышко в зем-лю, поливал его, вызрела веточка лесной земляники с крупными ягодами. Узник признавался  радость невозможно измерить никакой человеческой мерой. Какими бы стенами не отделялись мы от природы, природа всегда будет властно и требовательно звать нас к себе она наша мать, а мы ее дети.

    Учитель отправил файл с текстом, в котором не расставлены знаки препинания. Просит ученицу назвать БСП с постановкой двоеточия, выписать 1-2 предложения на выбор

    Ученица читает выразительно текст. Находит предложения, записывает  1 предложение, объясняет знаки препинания.

    Подведение итогов урока.  Домашнее задание    (3-5  мин)

             Технология правильного утверждения:

    Какое утверждение верно:

    1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно.

    2) В БСП смысловые отношения выражаются менее четко, чем в союзных.

    3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями.

    4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.

    Домашнее задание: сочинение   «Природа всегда   будет звать нас к себе» с использованием БСП с разными знаками препинания (запятой, точки с запятой, двоеточием, тире) Подумать над проблемой: когда ставится тире в БСП?

          При подведении итогов урока учитель использовал    

    технологию правильного утверждения:

    - При каких условиях ставится двоеточие в БСП

    В скайпе учитель прописывает домашнее задание:

    « Тебе понятно домашнее задание? Какие у тебя остались вопросы по данной теме урока? Какое задание, выполняемое тобой на уроке, показалось тебе самым трудным, интересным?  Ты довольна своей работой на уроке?»

    Учитель: «Какую бы ты сегодня поставила себе оценку по 5-ти  бальной шкале?» Учитель выставляет оценку за урок, комментирует и проговаривает свое отношение к работе учащейся «Молодец!Ты сегодня хорошо работала!» Благодарит за урок.

         

     

           

    Ученица  отвечает

     

           

    Девочка ещё раз перечисляет 3 условия постановки двоеточия в БСП

         

     Ученица записывает домашнее задание в тетрадь.

    Ученица отвечает на вопросы учителя.

     

    Ученица оценивает свою работу на уроке

    Ученица благодарит учителя за урок, прощается


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока в 11 классе "Виды сложных предложений"

    Разработка урока по русскому языку в 11 классе с использованием новых технологий...

    Урок русского языка на тему "Сложное предложение"

    Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

    Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".

    Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...

    Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»

    Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...

    Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

    Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

    Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"

    Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....