Урок русского языка на тему "Сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Квачева Галина Ивановна

Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_russkogo_yazyka_v_11_klasse.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока русского языка в 11 классе

Тема: Сложное предложение

Цель: подготовка к ЕГЭ

Задачи:

-повторение изученного по теме;

-отработка навыка решения заданий ЕГЭ типа А  , В6;

-формирование умения аргументировать свое мнение при написании части С ЕГЭ;

-развитие логического мышления, учения формулировать и аргументировать свое мнение;

-воспитание интереса к изучению истории своей страны, родного края, языка.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, раздаточный дидактический материал.

Тип урока: урок-практикум обобщения изученного материала с элементами развития речи и комплексного анализа текста.

Ход урока

Оргмомент

  1. Погружение в тему.

Решение лингвистической задачи.

- Для того чтобы настроиться на рабочий лад, предлагаю вам решить лингвистическую задачу: «Что труднее: бить баклуши или точить лясы?»

- Ответы учеников.

- Чтобы правильно решить эту задачу, нам необходимо совершить экскурс в прошлое. Лясы - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить
их мог только настоящий мастер. Предположительно, изначально «точить
лясы» означало вести изящную беседу. Но умельцев подобным образом общаться становилось всё меньше и меньше, что и привело к изменению значения выражения на противоположное. И ныне «лясы точить» означает вести пустую болтовню. Баклуши же – это простые в изготовлении деревянные ложки. Изготовить их мог любой, для этого не требовалось особых навыков. Отсюда и значение выражения «бить баклуши» - «бездельничать».

- Вывод: для чего нам необходимо знать значения слов, которые уже вышли из употребления?

- Ответы учеников: это помогает лучше понимать свой родной язык и быть грамотным носителем этого языка.

    II.        Постановка учебной цели.

   - Сегодня на уроке мы и постараемся стать немного более грамотными,       вспомнив то, что уже изучили: сложное предложение. Целью нашего урока, как и всех уроков в этом году, является подготовка к ЕГЭ. Для этого мы должны выполнить следующие учебные задачи: повторить изученное о сложном предложении, отработать навык решения заданий ЕГЭ типа А , В6, где требуются знания именно о сложном предложении, кроме того, мы коснемся задания части С, а именно умения аргументировать свое мнение.

  III. Контрольно-подготовительный этап.

  1. Знакомство с текстом В.Ганичева.

(1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?

(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...

(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…

(15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого.

   2. Анализ сложных предложений в тексте.

   3. Решение заданий ЕГЭ.

   4. Экскурс в прошлое. «Ф.Ф.Ушаков»

   - О ком идет речь в этом тексте?

   - Ответы учеников.

   - Чтобы вспомнить о личности и заслугах этого человека перед нашей страной, совершим еще один экскурс в прошлое.

Ушаков Федор Федорович — славный адмирал русского флота. Родился в 1743 или 1745 г. В 1790 г. князь Потемкин вверил контр-адмиралу Ушакову начальство над Черноморским флотом, и отсюда начинается военная слава этого адмирала. Особенно громко зарекомендовал себя Ушаков во время Русско-турецкой войны.

После деятельной службы и многочисленных почестей с 1801 г. он был как бы на покое, начальствуя Балтийским гребным флотом и всеми морскими командами в Санкт-Петербурге. 21 января 1807 г. он уволен был, по прошению, от службы за болезнью, с мундиром и пенсионом половинного жалованья; он поселился в Темниковском уезде Тамбовской губернии, где и скончался в октябре 1817 г.; похоронен там же, в Санаксарской обители, основанной его дедом.

Ф. Ф. Ушаков был весьма набожен, очень добр, но вспыльчив, настойчив и справедлив; особенно любим был матросами, но с офицерами был очень строг. Турки уважали и боялись его, они называли его паша Ушак. Знаменитые современники его, герои суши и вод, Суворов и Нельсон отзывались о нем очень оригинально, выставляя его храбрость и самостоятельность в действиях. В 2000 году Русская Православная Церковь причислила к лику святых. Теперь он считается покровителем всех российского флота.

   5. Анализ прочитанного.

 - Какова тема текста?

 - Ответы учеников: Федор Федорович Ушаков.

 - На что автор хотел обратить наше внимание историей об адмирале?

 - Ответы учеников.

 - Так мы вычленяем основную проблему текста, поднятую автором: проблему забвения нашего славного прошлого и настоящего, проблему исторической памяти.

6. Творческая работа.

- В 3-х – 5-ти предложениях изложите свой взгляд на эту проблему.

- Ответы учеников.

  IV. Сотворчество.

 - Выбор аргументов своей позиции.

 - Чьи имена вы могли бы назвать в качестве примера данной проблемы?

 - Ответы учеников: Высоцкий, Солженицын, Шукшин, Джордано Бруно и Галилео Галилей.

- Продолжите творческую работу, добавив в нее аргументы собственной позиции.

- Образец творческой работы.

Разделяя боль автора, я вспоминаю имена людей, заслуги которых не были оценены должным образом при жизни: певца В. Высоцкого и писателя В. Шукшина. Неужели только после смерти приходит осознание заслуг выдающихся людей? К сожалению, так бывает часто. Но история знает немало и других примеров. Имя первого космонавта Земли стало легендарным ещё при жизни. И славу, и почёт, и любовь людей сполна получил он. Человек, ставший символом не только ушедшего века, но и века нынешнего. Как видим, историческая память «избирательна». Кого-то из выдающихся люди почитают и помнят, а кого-то забывают. Причин, объясняющих эту метаморфозу, много. Человеческий фактор, видимо, главный. Одно я, прочитав исходный текст, усвоил твёрдо: надо уметь переступать через раздражение, зависть, корысть… И тогда не будет «забытых адмиралов». И не только адмиралов…

- Беседа с учащимися.

- Отдадим и мы с вами дань нашему историческому прошлому, вспомнив некоторые его славные страницы. Этот год  - год великой даты: 200-летия Отечественной войны 1812 года. Весь российский народ поднялся на защиту своей страны, том числе и представители калмыцкого народа внесли свой вклад в великую победу.

- В этом году наша республика отмечает еще один славный юбилей – 90-летие народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова.

- Этот материал вы также можете использовать в качестве аргументации собственного мнения по данной проблеме.

VII. Подведение итога урока.

- Возвращение к началу.

- А теперь вернемся к началу нашего урока. Каким образом лингвистическая задача, решенная нами, связана с проблемой, рассмотренной нами сегодня на уроке?

- Ответы учеников: их объединяет проблема исторической памяти, необходимой каждому из нас, так как только связь с прошлым нашего народа делает нас его неотъемлемой частью.

VIII. Рефлексивный этап.

- Выразите свое отношение к сегодняшнему уроку, продолжив следующие сложноподчиненные предложения:

- Сегодня на уроке я узнал, что…

- Я думаю, чти знания могут мне пригодиться в …

IX. Домашнее задание.

- Написать сочинение по тексту об Ушакове.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"

Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации....

Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс

Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Урок русского языка "Однородные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе по теме  "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...