Главные вкладки

    Урок русского языка на тему "Сложное предложение"
    план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

    Квачева Галина Ивановна

    Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_uroka_russkogo_yazyka_v_11_klasse.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План урока русского языка в 11 классе

    Тема: Сложное предложение

    Цель: подготовка к ЕГЭ

    Задачи:

    -повторение изученного по теме;

    -отработка навыка решения заданий ЕГЭ типа А  , В6;

    -формирование умения аргументировать свое мнение при написании части С ЕГЭ;

    -развитие логического мышления, учения формулировать и аргументировать свое мнение;

    -воспитание интереса к изучению истории своей страны, родного края, языка.

    Оборудование: компьютер, экран, проектор, раздаточный дидактический материал.

    Тип урока: урок-практикум обобщения изученного материала с элементами развития речи и комплексного анализа текста.

    Ход урока

    Оргмомент

    1. Погружение в тему.

    Решение лингвистической задачи.

    - Для того чтобы настроиться на рабочий лад, предлагаю вам решить лингвистическую задачу: «Что труднее: бить баклуши или точить лясы?»

    - Ответы учеников.

    - Чтобы правильно решить эту задачу, нам необходимо совершить экскурс в прошлое. Лясы - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить
    их мог только настоящий мастер. Предположительно, изначально «точить
    лясы» означало вести изящную беседу. Но умельцев подобным образом общаться становилось всё меньше и меньше, что и привело к изменению значения выражения на противоположное. И ныне «лясы точить» означает вести пустую болтовню. Баклуши же – это простые в изготовлении деревянные ложки. Изготовить их мог любой, для этого не требовалось особых навыков. Отсюда и значение выражения «бить баклуши» - «бездельничать».

    - Вывод: для чего нам необходимо знать значения слов, которые уже вышли из употребления?

    - Ответы учеников: это помогает лучше понимать свой родной язык и быть грамотным носителем этого языка.

        II.        Постановка учебной цели.

       - Сегодня на уроке мы и постараемся стать немного более грамотными,       вспомнив то, что уже изучили: сложное предложение. Целью нашего урока, как и всех уроков в этом году, является подготовка к ЕГЭ. Для этого мы должны выполнить следующие учебные задачи: повторить изученное о сложном предложении, отработать навык решения заданий ЕГЭ типа А , В6, где требуются знания именно о сложном предложении, кроме того, мы коснемся задания части С, а именно умения аргументировать свое мнение.

      III. Контрольно-подготовительный этап.

    1. Знакомство с текстом В.Ганичева.

    (1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?

    (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

    (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...

    (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…

    (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
    (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого.

       2. Анализ сложных предложений в тексте.

       3. Решение заданий ЕГЭ.

       4. Экскурс в прошлое. «Ф.Ф.Ушаков»

       - О ком идет речь в этом тексте?

       - Ответы учеников.

       - Чтобы вспомнить о личности и заслугах этого человека перед нашей страной, совершим еще один экскурс в прошлое.

    Ушаков Федор Федорович — славный адмирал русского флота. Родился в 1743 или 1745 г. В 1790 г. князь Потемкин вверил контр-адмиралу Ушакову начальство над Черноморским флотом, и отсюда начинается военная слава этого адмирала. Особенно громко зарекомендовал себя Ушаков во время Русско-турецкой войны.

    После деятельной службы и многочисленных почестей с 1801 г. он был как бы на покое, начальствуя Балтийским гребным флотом и всеми морскими командами в Санкт-Петербурге. 21 января 1807 г. он уволен был, по прошению, от службы за болезнью, с мундиром и пенсионом половинного жалованья; он поселился в Темниковском уезде Тамбовской губернии, где и скончался в октябре 1817 г.; похоронен там же, в Санаксарской обители, основанной его дедом.

    Ф. Ф. Ушаков был весьма набожен, очень добр, но вспыльчив, настойчив и справедлив; особенно любим был матросами, но с офицерами был очень строг. Турки уважали и боялись его, они называли его паша Ушак. Знаменитые современники его, герои суши и вод, Суворов и Нельсон отзывались о нем очень оригинально, выставляя его храбрость и самостоятельность в действиях. В 2000 году Русская Православная Церковь причислила к лику святых. Теперь он считается покровителем всех российского флота.

       5. Анализ прочитанного.

     - Какова тема текста?

     - Ответы учеников: Федор Федорович Ушаков.

     - На что автор хотел обратить наше внимание историей об адмирале?

     - Ответы учеников.

     - Так мы вычленяем основную проблему текста, поднятую автором: проблему забвения нашего славного прошлого и настоящего, проблему исторической памяти.

    6. Творческая работа.

    - В 3-х – 5-ти предложениях изложите свой взгляд на эту проблему.

    - Ответы учеников.

      IV. Сотворчество.

     - Выбор аргументов своей позиции.

     - Чьи имена вы могли бы назвать в качестве примера данной проблемы?

     - Ответы учеников: Высоцкий, Солженицын, Шукшин, Джордано Бруно и Галилео Галилей.

    - Продолжите творческую работу, добавив в нее аргументы собственной позиции.

    - Образец творческой работы.

    Разделяя боль автора, я вспоминаю имена людей, заслуги которых не были оценены должным образом при жизни: певца В. Высоцкого и писателя В. Шукшина. Неужели только после смерти приходит осознание заслуг выдающихся людей? К сожалению, так бывает часто. Но история знает немало и других примеров. Имя первого космонавта Земли стало легендарным ещё при жизни. И славу, и почёт, и любовь людей сполна получил он. Человек, ставший символом не только ушедшего века, но и века нынешнего. Как видим, историческая память «избирательна». Кого-то из выдающихся люди почитают и помнят, а кого-то забывают. Причин, объясняющих эту метаморфозу, много. Человеческий фактор, видимо, главный. Одно я, прочитав исходный текст, усвоил твёрдо: надо уметь переступать через раздражение, зависть, корысть… И тогда не будет «забытых адмиралов». И не только адмиралов…

    - Беседа с учащимися.

    - Отдадим и мы с вами дань нашему историческому прошлому, вспомнив некоторые его славные страницы. Этот год  - год великой даты: 200-летия Отечественной войны 1812 года. Весь российский народ поднялся на защиту своей страны, том числе и представители калмыцкого народа внесли свой вклад в великую победу.

    - В этом году наша республика отмечает еще один славный юбилей – 90-летие народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова.

    - Этот материал вы также можете использовать в качестве аргументации собственного мнения по данной проблеме.

    VII. Подведение итога урока.

    - Возвращение к началу.

    - А теперь вернемся к началу нашего урока. Каким образом лингвистическая задача, решенная нами, связана с проблемой, рассмотренной нами сегодня на уроке?

    - Ответы учеников: их объединяет проблема исторической памяти, необходимой каждому из нас, так как только связь с прошлым нашего народа делает нас его неотъемлемой частью.

    VIII. Рефлексивный этап.

    - Выразите свое отношение к сегодняшнему уроку, продолжив следующие сложноподчиненные предложения:

    - Сегодня на уроке я узнал, что…

    - Я думаю, чти знания могут мне пригодиться в …

    IX. Домашнее задание.

    - Написать сочинение по тексту об Ушакове.

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

    Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

    Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

    Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

    Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"

    Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации....

    Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс

    Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...

    Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

    Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

    Урок русского языка "Однородные члены предложения"

    Урок русского языка в 5 классе по теме  "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...