Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме

Галиевская Татьяна Алексеевна

Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bessoyuznoe_slozhnoe_predlozhenie_urok.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННЫЙ КОНКУРС  «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК»

МКОУ «Ложкинская основная общеобразовательная школа»

с.Ложкино Целинного района Алтайского края

Номинация «Урок русского языка»

ТЕМА:

«БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

                                   

                                                                  Автор :

                                       Галиевская Татьяна Алексеевна,

                         учитель русского языка

                              МКОУ «Ложкинская ООШ»

                                                     

 2011-2012уч.год

Пояснительная записка

Предмет: русский язык

Тема: Бессоюзное сложное предложение

Класс: 9

Продолжительность: 40 минут

Технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося;    

                       информационно-коммуникационная технология

Данный урок проведён в 9 классе.  Программа данного предмета разработана на основе учебника Бархударова С.Г. Урок первый в теме «Бессоюзное сложное предложение». При современных подходах к обучению я построила урок, выдержанный в технологии встречных усилий учителя и учащегося.

Что такое обучение? Это – процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий - эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика. Субъект – это тот, кто активно, сознательно включается в деятельность, несет ответственность за ее процесс и результат. Если формирующаяся личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха.

Следовательно, ученик изначально должен быть поставлен в такие условия, чтобы прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и делать шаг навстречу в умении строить отношения со своими учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и ученика.

     Урок, построенный на технологии встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, “вызов”, “сотворчество” и рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности.

    Компьютерная презентация способствует системному освоению темы, поэтому уместно применение ИКтехнологии на уроке. Презентация используется на всех этапах урока.

Цели:

  1. Образовательные:
  1. обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
  2. совершенствование умения находить БСП в тексте
  1. Развивающие:
  1. развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  2.  развитие умения аргументировать, доказывать;
  3. развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
  4. правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
  1. Воспитательные:
  1. формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
  2. активизирование познавательной деятельности учащихся;
  3. обеспечивание благоприятной психологической обстановки.

Методы: диалогический, коллективный,  самостоятельный.

Тип: комбинированный        

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация MS Power Point , карточки.

Используемая литература:

  1. Анненкова И. .Русский язык в тестах и упражнениях «Литера»2004
  2. Бархударов С.Г. Учебник. Русский язык. 9 класс

М. «Просвещение»2006

  1. Егораева Н.В. Интенсив.Русский язык. М.,»ВАКО» 2005
  2. Жагорина А.С. Нестандартные уроки русского языка «Корифей» 2008
  3. И.В.Миловидова. Тесты по русскому языку. «Экзамен» 2007
  4. Сорокина С. Русский язык. Тесты. «Педагогическое общество Россия» 2005

Ход урока

I этап. Начало урока. «Разминка».

 Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

 Приём «Кроссворд»  (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)

Учитель:  отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока  неизвестной темой урока.

Б

Е

С

С

О

Ю

З

Н

О

Е

  1. Приставка в слове беспокойный (бес-)
  2. Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).
  3. Суффикс как в слове сонный (-Н-)
  4. Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?

- Ответы учащихся.

Учитель: сформулируйте тему урока.

- Ответы учащихся.

 Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение»

II этап. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

 Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.

1. Приём «Цель и цели»

Учитель: сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:

1)Познакомиться с …

 2)Учиться …

Учащиеся формулируют цели урока.

-Сообщение целей урока учителем.

III этап. Контрольно-подготовительный

  1. Приём «Знаю – не знаю»

Соединить стрелками соответствие, проверяем через слайд №3

Сложносочинённое предложение

Вы должны были, братья, устоять, как стена.

Простое предложение

Садков одинаково хорошо писал не только городские , но и сельские пейзажи.

Бессоюзное сложное предложение

Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня..

Предложение с однородными членами

Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.

Сложноподчиненное предложение

Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.

Предложение с обращением

Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.

Учитель: что вы знаете по теме? (что я знаю?)

- Ответы учащихся.

2. Приём «Согласен – не согласен». Работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу с тезисами, которые можно принять или не принять. Учитель: видите, в вашей памяти это хранится, значит вам это нужно.

IV этап. Сотворчество.

Цель: поддержка активности, интереса учащихся, совместное решение задачи урока.

  1. Изучение новой темы.

Учитель: обратимся к схеме:

                                              Предложение

                                          Сл                                Пр

                                    С                                   Б

ССП                                            СПП                                                          БСП

Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал на ваших столах и отметить знакомую информацию +, незнакомую -, знаком ? информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях

( + материал слайда 4)

(приложение 1) Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.

В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:

1. Между частями наблюдается смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).

Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.

2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:

а) вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно):

Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи.

б) вторая часть дополняет смысл первой (= что):

Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.

в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что):

Я удивился: в двери торчала записка.

Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения).

3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая — резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный:

а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:

Тише едешь — дальше будешь.

Прихожу к колодцу — никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).

В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть — аналогом главной части.

б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:

Не успел я моргнуть — мяч уже в воротах.

в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:

Молвит слово — соловей поет.

г) вторая часть содержит противопоставление:

Семь раз примерь — один раз отрежь.
Учитель:  

-Что в тексте показалось вам понятным?

-Что оказалось новым, совсем непонятным?

-Что требует дополнительных разъяснений?

А теперь всю полученную информацию попробуйте занести в кластер, систематизировать её. Для этого помещаем изучаемое понятие в центр листа.(слайд 5)

Игровая пауза. Встаньте, кто определил, где БСП. (слайд №6)

  1. Закрепление

1)Разберём отрывок из «Бежина луга» И.С.Тургенева (приложение2)

 Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кой-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розоватыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда.

-Для чего в этом отрывке так много БСП?

Ответ учащихся: для создания цельной картины природы

2) Групповая деятельность. КИМы задание В 13(слайд 7)

3) упр.214 (с последующей взаимопроверкой)

4) Работа в парах. Рабочая тетрадь стр.69 №73

(Учащиеся, быстро справившиеся с предыдущими заданиями, получают тесты по теме урока)

3) Выполнение теста с последующей проверкой (приложение 3)

V. Рефлексивный этап урока 

  1. Чему научились сегодня на уроке?
  2. Какое задание было самым интересным для вас? Почему?
  3. Какое задание показалось трудным и почему?
  4. Чему вы учились, работая в паре?

Приём «Синквейн»

По итогам урока составьте синквейн о БСП. (Синквейн, пятистишие, по содержанию отвечающее теме). Поскольку синквейн –творческое задание, можно излишне не канонизировать его форму.

VI. Итог урока:

  1. Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
  2. Достигли ли вы их?

Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – розовые и голубые цветы. Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе розовый цветок, если не понравилось –голубой (приём «Букет настроения»)

VII. Определение домашнего задания.

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

Варьирую задание на дом по уровням. Первый уровень, обязательный, - то, что должны знать все члены учебной группы. Домашнее задание второго уровня (понятийного) выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Всем: 1. Выучить правило на стр.94-95, упр. 72 р\т.

На выбор: 2. Написать сочинение по данному тексту (приложение 4) «Роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложении»

                   3.Кроссворд по теме «Бессоюзное сложное предложение»

VIII. Выставление оценок.

Список слайдов

№1 – кроссворд

№2 – тема урока

№3 – найди соответствие

№4 – значения БСП

№5 – кластер

№6 – тренажёр

№7 – задания из варианта ГИА

№8 – ответы на тест

№9 – букет настроений

№10 – спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи", 9 класс

Тема урока раскрывается на языковом материале одного предложения Л.Н. Толстого "Война и мир"...

Урок русского языка "Сложное предложение"

Урок - смотр знаний. Повторение видов сложного предложения, интересные задания на перестройку разных осложнённых предложений. Все предложения для урока подобраны на одну тему "Судьба"...

Конспект урока "Понятие о сложном предложении в 9 классе

Урок русского языка с применением современных технологий...

План-конспект урока "Синтаксический разбор сложного предложения"

Открытый урок по русскому языку в 5 классе.Тема урока «Синтаксический разбор сложного предложения»Тип урока- урок–рефлексии.Технологии здоровьесбережения,  педагогики сотрудничества, индивидуальн...

Конспект урока на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по рускому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи" ....

План-конспект урока по бессоюзным сложным предложениям

Комплексное  применение знаний и умений на уроке русского языка по теме "Бессоюзные сложные предложения"...