Конспект урока "Понятие о сложном предложении в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Чех Мария Игоревна

Урок русского языка с применением современных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия «Тарасовка»

Разработка урока русского языка в 9 классе

Тема:  «Понятие о сложном предложении»

Подготовила: Чех М.И.

учитель русского языка и литературы

2014


Понятие о сложном предложении (9 класс)

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технологии: Здоровьесбережения, самодиагностики, развития критического мыщления, развития исследовательских навыков, индивидуального проектирования, личносто-ориентированнного обучения, ИКТ.

Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой; самостоятельное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Посмотрите на доску, где записана тема урока. Каким разделом науки о языке мы будем заниматься?

Что изучает синтаксис?

Попробуйте сформулировать цели урока.

  • Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.
  • Знать особенности сложных предложений.
  • Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

От того, как мы усвоим эту тему, зависит и результат ГИА, так как 4 задания в нем на тему  «Сложное предложение».

А более глубокие мотивы изучения родного языка сформулированы в высказывании А.Куприна.  Запишите его, оформив как прямую речь, вставьте пропущенные знаки и буквы, подчеркните основы.

«Язык  это история народа. Язык  это путь цивилизации и культуры. (По)этому (то) изучение и (с,з)бережение русского языка являет..ся (не) праз..ным занятием от нечего делать но насущной необходимостью».  А. Куприн

Проверьте правильность выполнения задания. (Объясение пунктограмм и орфограмм учеником.) К этому высказыванию мы ещё вернемся. А теперь обратимся непосредственно к теме нашего урока.

  1. Этап освоения нового знания с применением ТРКМ.

Перед вами текст (распечатать на парту по 1 экземпляру). Объединившись в пары, проработайте его таким образом:

-отметьте знаком «+» то, что знали, знаком «-»   то, что было новым, но понятным,  знаком «V» то, что непонятно и требует более детального объяснения;

- запишите к тексту вопросы;

-подготовьте ответы на эти вопросы.

-постарайтесь проиллюстрировать каждое утверждение, используя предложения, записанные на доске (экране) или придуманные вами самостоятельно:

Ветер усиливался и нагонял тучи. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами.

Ему послышалось, что у двери разговаривают. Море бушевало, лодку швыряло в стороны.

Мальчик мечтал о ружье, а его сестра -  о новой кукле.

Как долго тянулось время, как мучительно было ожидание!

Ученики задают друг другу вопросы, отвечают на них, приводя примеры.

Что требует разъяснения, помечено «V»?

На доске сведения о видах связи частей сложного предложения (на партах распечатанные листы со схемой). Однако в схеме допущены ошибки. Вы должны их исправить. (Работа в парах.)

Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:

                                           Союзной                                                                         Бессоюзной

Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Гроза прошла, и выглянуло солнце.


Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов.

Мы не пошли гулять, потому что началась гроза. (Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.)


Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

Тренер заболел, однако занятие не отменили.

Проверка задания. Исправление ошибок.

Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал урока, проверим свои знания с помощью небольшого теста.

  1. Сколько грамматических основ в сложном предложении?

А) одна       Б) две    В) две и более

  1. Как связаны между собой части в сложном предложении?

А) по смыслу

Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)

  1. Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

              А) Да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение

              Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением

  1. Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?

А) да     Б)нет

  1. Могут ли сложные предложения быть восклицательными?

А) да     Б)нет

  1. Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?

А) да     Б)нет

  1. Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?

А) главной

Б) придаточной

            В) сочинительной и подчинительной

  1. Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?

А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь

Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь

  1. Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?

             А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь

             Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

       10.  Определите вид сложного предложения  Мы хорошо работаем на уроке, потому что           хотим разобраться в новой теме.

      А) сложносочиненное

      Б) сложноподчиненное

      В) бессоюзное

10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал!

9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал.

7 и менее – необходимо выполнить дополнительное задание в домашней работе.

Ответы:

1.В        6.Б

2.Б        7.В

3.Б        8.Б

4.А        9.А

5.А        10.Б

  1. Этап закрепления знания. 

На доске предложения. Ваша задача – определить вид предложения. Каков алгоритм определения вида сложного предложения?

1.Прочти с правильной интонацией.

2.Выдели грамматическую основу (основы).

            3.Обрати внимание на средство связи.

            А. Союзов нет – бессоюзное.

            Б.  Союз сочинительный - ССП.

            В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.

Кроме того, мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, кто автор этих строк и продолжили их по памяти. (Предложения выводятся на экран)

 Гр..дущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе. («Песнь о вещем Олеге»)

Люблю (не)молчный говор твой
И поэтические слезы. («Бахчисарайский фонтан»)

Прозрач..ный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка (подо) льдом бл..стит. («Зимнее утро»)

Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года (не)заметных. (Можно спросить ребят, о каком уголке идет речь.)

Любви, надежды, тихой славы
(Не)долго тешил нас обман,
Исчезли милые забавы,
Как сон, как утренний туман. («К Чаадаеву»)

Если жизнь тебя обман..т,
(Не) печалься, (не) сердись.

Сначала ребята работают самостоятельно, записывая предложения и выполняя задания к ним. Потом каждый проверяет себя, сравнивая свои ответы со слайдами, на которых предложения разобраны, или сверяя написанное с комментариями учеников и учителя. За каждое правильнее предложение учащиеся добавляют себе 1 балл к баллам за тест. Попутно комментируем орфографию. Делаем вывод о том, что чаще всего части сложного предложения отделяются друг от друга запятой. Однако учитель сообщает, что это не единственный знак, возможный в сложном предложении:  части могут отделяться тире, двоеточием или не разделяться вообще. Об этом ученики узнают на следующих занятиях, но могут узнать и самостоятельно, воспользовавшись портфолио ученика.

  1. Минутка подготовки к  ГИА.

Вернёмся к предложению, которое мы записали в начале урока.

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал  А. Куприн.

На ГИА вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста – это конструирование из нескольких простых предложений одного сложного. Для этого важно выделить в этих предложениях главную мысль (она заключена в основе), опустить то, что несет добавочную информацию и грамотно оформить сложное предложение.  Попробуйте высказывание Куприна оформить как косвенную речь. Кому трудно, можете воспользоваться схемой:

 [     ], что(      -       ,        ), поэтому(     ).

Заслушивание возможных вариантов.

Один из возможных вариантов:

Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

  1. Этап рефлексии.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями сложного предложения. Без умения строить сложные предложения невозможно выразить сложную мысль, передать многообразие мира. Надеюсь, что сегодняшний урок стал ещё одной ступенькой в изучении родного языка  и в нелёгком деле его сбережения. Ведь, как утверждает Куприн, язык – это история народа и путь цивилизации. Какой язык мы передадим потомкам, богатый, яркий, точный или бледный, невыразительный, зависит  во многом от вас, друзья мои.

 Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.

1.На уроке я работал                 активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я      доволен / не доволен
3.Урок для меня показался       коротким / длинным
4.За урок я                                  не устал / устал
5.Мое настроение                      стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был       понятен / не понятен
                                                    полезен / бесполезен
                                                    интересен / скучен

Домашнее задание.

1 группа (те, кто получил 16-15 баллов за урок) выписать из «Евгения Онегина» по 2 предложения с разными вилами связи, выделить в них грамматические основы, подчеркнуть союзы,  в скобках указать вид сложного предложения.

2 группа (14-12 баллов) ещё раз пройти тест. Выполнить упражнение из учебника.

3 группа  (11 баллов и менее) подготовить устное сообщение о сложном предложении и видах связи в сложном предложении и выполнить упражнение из учебника.

Всем: теоретический материал урока добавить в «Портфолио ученика».

Приложение у уроку №1 Таблица «Понятие о сложном предложении»

Приложение №2 Презентация к уроку.


Сложное предложение

Сложное предложение. Общие понятия

Сложное предложение – это единица синтаксиса.

Сложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно.


От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – более одной. Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.


Но сложное предложение – это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой
по смыслу и синтаксически, с помощью синтаксических связей. Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью. Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом.

Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.

В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части.

 Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:

                                           Союзной                                                                         Бессоюзной

(Союзная связь) – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: сочинительных союзов.

Гроза прошла, и выглянуло солнце.


Подчинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью

 специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Мы не пошли гулять, потому что началась гроза. (Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.)


Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

Тренер заболел, занятие перенесено на следующую неделю


.Характер синтаксической связи между частями сложного предложения – это важнейший классификационный признак сложных предложений.

Классификация сложных предложений

Классификация сложных предложений – это классификация по синтаксической связи между его частями. Сложные предложения делятся:

на 1) союзные и 2) бессоюзные, а союзные, в свою очередь - на 1) сложносочинённые и 2) сложноподчинённые.

Следовательно, выделяются три типа сложных предложений:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные

Каждый из этих типов подлежит дальнейшей классификации по значению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие о сложном предложении Цели урока : Закрепить умение отличать простые предложения от сложных. Знать особенности сложных предложений. Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях .

Слайд 2

Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По)этому (то) изучение и (с,з) бережение русского языка являет.. ся (не) праз .. ным занятием от (не)чего делать но насущ ..ной (не) обходимостью . А. Куприн

Слайд 3

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и с бережение русского языка являе тся не праз д ным занятием от нечего делать , но насу щн ой не обходимостью », - писал А. Куприн .

Слайд 4

А.Куприн писал: «Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Слайд 5

Общие понятия Сложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ , связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно . От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – более одной . Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение. Но сложное предложение – это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой по смыслу и синтаксически , с помощью синтаксических связей . Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью . Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом. Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными. В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части.

Слайд 6

Ветер усиливался и нагонял тучи. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами. Ему послышалось, что у двери разговаривают. Море бушевало, лодку швыряло в стороны. Мальчик мечтал о ружье, а его сестра - о новой кукле. Как долго тянулось время, как мучительно было ожидание!

Слайд 7

[ Ветер усиливался и нагонял тучи ] . ( ПП ) [ Ветер усиливался ] , и [ небо затягивалось мрачными тучами ] .( СПП, так как 2 основы связаны сочинительным союзом )

Слайд 8

[ Ему послышалось ] , что ( у двери разговаривают ) .

Слайд 9

[ Море бушевало ] , [ лодку швыряло в стороны ] . ( БСП, так как между частями предложения нет союза. )

Слайд 10

[ Мальчик мечтал о ружье ] , а [ его сестра - о новой кукле ] . (ССП, так как части сложного предложения равноправны и связаны сочинительным союзом.)

Слайд 11

[ Как долго тянулось время ] , [ как мучительно было ожидание! ] (БСП, части предложения связаны без союза, предложение восклицательное.)

Слайд 12

Найди ошибки и исправь их! Виды синтаксической связи частей сложного предложения Союзная Бессоюзная Сочинительная Подчинительная Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов. Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт . связи с неравноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов. Гроза прошла, и выглянуло солнце. Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов. Мы не пошли гулять, потому что началась гроза . ( Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.) Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно . Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример: Тренер заболел, однако занятие не отменили .

Слайд 13

Проверь себя ! Виды синтаксической связи частей сложного предложения Союзная Бессоюзная Сочинительная Подчинительная Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов. Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт . связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов Гроза прошла, и выглянуло солнце. Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с не равноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов . . Мы не пошли гулять, потому что началась гроза . ( Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.) Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно . Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример: Тренер заболел, занятие отменили .

Слайд 14

Ответь на вопросы теста и проверь, как ты усвоил теоретический материал по теме «Понятие о сложном предложении». Желаю успеха!!!

Слайд 15

Вопрос №1 Сколько грамматических основ в сложном предложении? А) одна Б) две В) две и более

Слайд 16

Вопрос№2 Как связаны между собой части в сложном предложении? А) по смыслу Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)

Слайд 17

Вопрос№3 Обладает ли завершённостью часть сложного предложения? А) Да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением

Слайд 18

Вопрос№4 Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания? А) да Б)нет

Слайд 19

Вопрос№5 Могут ли сложные предложения быть восклицательными? А) да Б)нет

Слайд 20

Вопрос№6 Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной? А) да Б)нет

Слайд 21

Вопрос№7 Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения? А) главной Б) придаточной В) сочинительной и подчинительной

Слайд 22

Вопрос№8 Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения? А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь

Слайд 23

Вопрос№9 Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения? А )неравноправное отношение характеризует подчинительную связь Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

Слайд 24

Вопрос№10 Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме. А) сложносочиненное Б) сложноподчиненное В) бессоюзное

Слайд 25

Проверь себя! Ответы: 1.В 6.Б 2.Б 7.В 3.Б 8.Б 4.А 9.А 5.А 10.Б

Слайд 26

10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал! 9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал. 7 и менее – необходимо дома ещё раз пройти тест (будет размещён на сайте) и приготовиться в начале следующего урока рассказать теоретический материал классу.

Слайд 27

1. Гр.. дущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе. 2. Люблю (не) молчный говор твой И поэтические слезы. 3. Прозрач .. ный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка (подо) льдом бл .. стит 4. Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года (не)заметных.

Слайд 28

5. Любви, надежды, тихой славы (Не)долго тешил нас обман, Исчезли милые забавы, Как сон, как утренний туман. 6. Если жизнь тебя обман..т, (Не) печалься, (не) сердись.

Слайд 29

1. Гр я дущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе. (ССП) 2. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. (ПП) 3. Прозра чн ый лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом бл е стит. (ССП) 4. Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года не з аметных. (СПП)

Слайд 30

5. Любви, надежды, тихой славы Не д олго тешил нас обман, Исчезли милые забавы, Как сон, как утренний туман. (БСП) 6. Если жизнь тебя обман е т, Не печалься, не сердись. (СПП)

Слайд 31

ГИА! Сжатие текста. Сделай из нескольких простых предложений одно сложное. Оставь главное (основы), убери второстепенное.

Слайд 32

А.Куприн писал: «Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (29 слов) А.Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью. (21 слово)

Слайд 33

Домашнее задание 1 группа (те, кто получил 16-15 баллов за урок) выписать из «Евгения Онегина» по 2 предложения с разными видами связи, выделить в них грамматические основы, подчеркнуть союзы, в скобках указать вид сложного предложения. 2 группа (14-12 баллов) ещё раз пройти тест. Выполнить упражнение из учебника (по усмотрению учителя). 3 группа (11 баллов и менее) подготовить устное сообщение о сложном предложении и видах связи в сложном предложении и выполнить упражнение из учебника (по усмотрению учителя). Всем!!! Т еоретический материал урока добавить в « Портфолио ученика». (Размещён на сайте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе (конспект)" Простые и сложные предложения"

Урок проводится после изучения темы "Сложные предложения"...

Конспект урока "Повторение простых и сложных предложений" 5 класс

Урок, в ходе которого учащиеся смогут проверить свои знания по теме, а также закрепить их. Занятие объединено общей темой - сказкой про Буратино Толстого, что также очень нравится детям....

Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

В данной методической  разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...

Знаки препинания в сложном предложении. 5 класс. Конспект урока.

Конспект составлен по учебнику русского языка для 5 класса под ред. А.Д. Шмелева, изд. "Вентана-Граф"-М,, 2013....

Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс

Урок в 11 классе  с использованием Сингапурских структур с презентацией....