Конспект урока "Повторение простых и сложных предложений" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок, в ходе которого учащиеся смогут проверить свои знания по теме, а также закрепить их. Занятие объединено общей темой - сказкой про Буратино Толстого, что также очень нравится детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Простые и сложные предложения. Закрепление. 5 класс | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по
русскому языку в 5 классе
Учителя русского языка и литературы
Лицея №369
Ждановской Кристины Олеговны
2010
Тема урока: Простые и сложные предложения.
Тип урока по цели: повторение.
Тип урока по содержанию: синтаксис и пунктуация.
Цели урока:
- Обобщить изученный материал по теме «Простые и сложные предложения»:
- Уметь различать в тексте простые и сложные предложения;
- Отрабатывать навык синтаксического разбора предложения и построение схем.
- Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.
- Развивать у учащихся умения обобщать изучаемый материал, выделять главное, развивать культуру общения.
- Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: раздаточный материал, схема
Структура урока:
- Орг. момент
- Сообщение темы и цели урока
- Словарная работа
- Контроль за степенью усвоения учащимися того, в чем они будут тренироваться
- Тренировочные упражнения
- Самостоятельная работа
- Домашнее задание (диф. подход)
- Подведение итогов урока
Система упражнений:
- Опознавательные (распознавание данного синт. явления)
- Упражнения, активизирующие умение анализировать особенности данных конструкций – выборочный диктант, осложненное списывание
- Упражнения, связанные с развитием речи – конструирование предложений, преобразование конструкций
Методы:
- Наблюдение и анализ языковых явлений
- Лингвистический эксперимент (трансформация)
- Метод самостоятельной работы
- Метод подбора примеров
- Элементы беседы
- Слово учителя
Ход урока.
- Орг. момент.
- Сообщение темы и цели урока.
Сегодняшний наш урок будет посвящен повторению темы «Простые и сложные предложения». Мы с вами должны будем усовершенствовать навык различения простых и сложных предложений и правильно расставлять знаки препинания в них. Но наш урок будет необычным: весь материал взят из сказки «Золотой ключик»
- Начнем со словарной работы.
- Контроль за степенью усвоения учащимися того, в чем они будут тренироваться.
Перейдем к работе над темой нашего урока.
Перед вами два предложения. Прочитайте их.
- Буратино знакомится с обитателями пруда и получает от черепахи Тортилы золотой ключик.
- Буратино знакомится с обитателями пруда и он получает от черепахи Тортилы золотой ключик.
Сравните эти два предложения.
Выпишите основы этих предложений.
Посмотрите на первое предложение, давайте его охарактеризуем. (тоже сделаем со вторым)
Вывод: чем отличаются простые предложения от сложных? Что такое грамматическая основа? Может ли грамматическая основа состоять из одного члена? Приведите пример.
- Тренировочные упражнения.
Посмотрим, как вы умеете различать простые и сложные предложения, выполним следующее упражнение.
А) Выборочный диктант.
Прочитайте диалог Тортилы и Буратино.
- Я хороший и благоразумный. Что я теперь буду делать? Ой-ой-ой! Как я вернусь к папе Карло? Ай-ай-ай!
- Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! Если бы ты сидел дома и хорошо учился, то не оказался бы без денег в Стране Дураков. Деньги твои украли кот и лиса. Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор. Но ты не горюй, человечек, я помогу тебе. Этот ключ обронил человек с такой бородой, что он засовывал ее в карман, чтобы она ему не мешала. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне золотой ключик!
Почему Тортила назвала Буратино «безмозглым мальчишкой с коротенькими мыслями»?
В каких предложениях Буратино выражал свои «коротенькие» мысли, а в каких выражает свои мысли Тортила?
Выпишите из текста одно простое и одно сложное предложение. Выделите грамматические основы, в сложном обозначьте границы частей.
Б) Допишите предложения дважды, чтобы в одном случае союз и связывал однородные члены, а в другом части сложного предложения. Подчеркните основы.
1. Черепаха долго глядела на луну и …
Черепаха долго глядела на луну, и …
2. Буратино тер кулаками глаза и …
Буратино тер кулаками глаза, и …
3. Тортила вздохнула, помолчала и …
Тортила вздохнула, помолчала и …
У вас получились простые и сложные предложения. На какие две группы делятся предложения? В чем их различие? (схема на доске) В данном случае, какие предложения у вас получились? Докажите.
В) Следующее упражнение будет связано с СПП.
Соберите «рассыпанные» отрывки
А) так, чтобы в предложениях части располагались одна за другой.
лягушки кричали ему вслед
снова заколебалась зеленая ряска
потому что появилась черепаха
когда Буратино черненькой тенью показался на краю берега
Б) так, чтобы получилось два предложения – одно простое, а другое СПП
я слышала
кот и лиса пробегали мимо пруда
что выкопали свои деньги
остановились попить
и
как они хвастались
Какое из предложений должно следовать за другим, почему? Выделите грамматические основы, докажите, что получившиеся предложения СПП.
- Самостоятельная работа.
Продолжим конструкторскую деятельность и соберем предложение из кусочков.
- Из пр-ния Буратино, не потеряй ключик! возьмите обращение.
- Из пр-ния Мальвина вложила свою маленькую ладошку в руку Пьеро и повела его к друзьям. возьмите первое сказуемое и поставьте его в пр. время, ед. ч. и м.р.
- Из пр-ния Я даю тебе этот ключик. возьмите дополнение, выраженное сущ. В ед.ч. и м.р.
- Возьмите предлог из пр-ния В Стране Дураков есть волшебное поле.
- Из пр-ния В небольшой дверце была вырезана замочная скважина. возьмите словосочетание прил.+сущ., где средством связи является только окончание прил., и поставьте это словосочетание в В.п., ж.р., ед.ч.
- Прибавьте соединительный сочинительный союз.
- Из пр-ния Пьеро услышал стук и повернул голову. возьмите второе сказуемое.
Прочитайте получившееся предложение. (Буратино вложил ключик в замочную скважину и повернул.) Выполните синтаксический разбор этого предложения.
А сейчас проведем небольшой эксперимент, проверим, насколько, хорошо вы усвоили эту тему. Выполните небольшой тест.
Найдите соответствия между предложениями и схемами.
- Дуремар начал есть свинину, лицо у него сжималось и растягивалось.
- Пьеро потихоньку отогнул угол занавески и просунул голову в комнату.
- Когда топот и лай ушли далеко, Буратино припустился бежать.
- Вдруг сыщики подняли собачьи морды, и они увидели наверху обрыва белый колпачок Буратино.
- Лиса Алиса думала, что Буратино крепко спит.
- [ - = и = ].
- [ - = ], и [ - = ].
- (когда - и - = ),[ - = ].
- [ - = ], (что - = ).
- [ - = ],[ - = и = ].
Самопроверка. (ответы на доске)
- Объяснение домашнего задания, которое зависит от результатов теста. (диф. подход)
- Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе (конспект)" Простые и сложные предложения"
Урок проводится после изучения темы "Сложные предложения"...
Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"
Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...
конспект урока русского языка"Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения" 6 класс
Конспект урока русского языка 6 класс...
План-конспект урока "Простые и сложные предложения"
Приводится план-конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ...
Рабочая программа индивидуально - групповых занятий "От простого к сложному" 7 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с использованием: Занимательные математические задачи....
Конспект урока "Простые и сложные предложения" 5 класс
Урок - исследование нового материала...
Конспект урока Простые и сложные предложения
предоставляю конспект урока для детей с овз...