Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Методическая разработка модульного урока - цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnoe_predlozhenie._urok-modul.docx | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Город: Гулькевичи
ОУ: ГОУ НПО ПУ № 26 КК
Преподаватель: Хлевная Виктория Николаевна
Курс: первый
Тема учебного занятия: Сложные предложения, знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Основа современного учебного плана – урок. Модуль должен соответствовать по времени его освоения уроку или занятию, так как эффективность работы с одним модулем может быть снижена при его разрыве на несколько уроков или занятий. Системная работа по модульной программе предусматривает четкое структурирование курса по темам, урокам и количеству часов.
Внутри отдельной темы модульные уроки автономны и в то же время взаимозаменяемы, то есть представляют собой цикл.
Учащийся может начинать освоение с любого из модулей (уроков), например с третьего, затем осваивать шестой, пятый и так весь цикл. Если при этом организовать работу в малых группах (3 – 6 человек), то значительно сокращается работа преподавателя по подготовке и распечатке модулей. Кроме того, при нехватке средств обучения (компьютеров, карт, словарей, справочников и других пособий) преподаватель может составить модули таким образом, чтобы задания, выполняемые на одиночных средствах обучения, предназначались бы для одного «пакета» модуля.
Тип учебного занятия: Модульный блок – цикл
Комплексная дидактическая цель: овладение содержанием МБЦ, обеспечивающее качественное повторение учащимися основных понятий синтаксиса сложносочинённого предложения.
Учащиеся должны усвоить: ведущие идеи темы, главные научные знания темы, практические навыки, изложенные в методических ключах к теме.
УЭ 0 – интегрирующая цель.
УЭ 1 – понятие простого и сложного предложения
УЭ 2 – способы связи простых предложений в составе сложного
УЭ 3 – классификация сложных предложений
УЭ 4– знаки препинания в сложносочинённом предложении
УЭ 5 – резюме.
УЭ 6 –выходной контроль
УЭ 7 – рефлексия.
№ УЭ | Учебный материал | Содержание занятия | Рекомендации |
УЭ 0 | Введение. Преподаватель знакомит учащихся с целями и задачами темы, изложенными в методических ключах, со структурой МБЦ и организацией работы по его освоению, с организацией промежуточного и заключительного контроля. Интегрирующая цель. По завершении работы над учебными элементами учащийся должен: знать: понятие простого и сложного предложения; классификацию сложных предложений; возможные смысловые отношения частей сложного предложения; классификацию видов придаточных предложений; правила расстановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов; уметь: отличать простое предложение от сложного; различать виды сложных предложений; устанавливать смысловые связи между частями сложного предложения; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях; распределять время; осуществлять контроль и взаимоконтроль, работать на доверии; соотносить результаты своей работы с поставленными целями; | ||
УЭ 1 | 1. Учебник - практикум (стр. 229) Схема № 1 | Частная дидактическая цель (ЧДЦ): повторить теоретические сведения о синтаксисе простого и сложного предложения. Задания: 1. Рассмотрите схему № 1. 2. Повторите теоретические сведения о синтаксисе простого и сложного предложения. 3. Выучите (если это необходимо) определения простого и сложного предложения. Контроль: взаимопроверка (старший группы проверит и поставит оценку) | Устно |
Приложение №1 | Дополнительное задание к УЭ № 1: распределите предложения по 2 группам – простые и сложные Контроль: сверка по контрольному листу (самопроверка) | Работа в тетради | |
УЭ 2 | Учебник-практикум (стр. 308) Схема № 2. Таблицы № 1, № 2. | ЧДЦ: повторить материал о характере связи частей сложного предложения; отрабатывать умение устанавливать смысловые отношения между частями сложного предложения. Задания: 1. Рассмотрите схему № 2. 2. Повторите теоретический материал о характере связи между частями сложного предложения. 3. Выучите (если это необходимо) определения типов сложных предложений. 4. Рассмотрите таблицы № 1 и № 2. Повторите теоретический материал о союзах. Контроль: взаимопроверка по устному заданию; самопроверка по письменному заданию (см. контрольный лист № 2) | 1 – 4 - устно |
УЭ 3 | Таблица № 3 Задание к таблице № 3 | ЧДС: закрепить умение различать типы сложных предложений. Задания: 1. Изучите содержание таблицы № 3. 2. Повторите материал о типах сложных предложений. 3. Определите тип данных сложных предложений, оформив ответ следующим образом: ССП - …, СПП - …, БСП - … . (Задание к УЭ № 3) Контроль: самопроверка по контрольному листу № 3 | Устно Работа в тетради |
УЭ 4 | Схема 3 Учебник-практикум (стр. 312 упр. 436) | ЧДЦ: систематизировать знания правил расстановки знаков препинания в сложном предложении; отрабатывать умение правильно расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Задания: 1. Рассмотрите схему № 3 2. Повторите правила расстановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях. 3. Расставьте знаки препинания в упр. 436. Контроль: сдать тетради на проверку учителю. | Устно Работа в тетради |
УЭ 5 | Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь к началу и прочтите, какие цели перед вами стояли. Посмотрите вопросы семинара и выясните, какие из них были рассмотрены сегодня. Как вы можете на них ответить? | ||
УЭ 6 | Выходной контроль: тестирование (Приложение № 2) | Работа с тестами и бланком | |
УЭ 7 | Рефлексия: 1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня? 2. При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали? 3. Что вызвало наибольшую трудность? 4. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)? 5. С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем не интересно)? |
Приложение 1
Схема № 1
Предложение простые и сложные.
Определите количество основ в предложении
одна две и более
Я долго сидел над задачей, Допевали петухи, ночь мешалась с днем
но все-таки решил ее сам.
простое предложение сложное предложение
Определения:
1. Простым называется предложение, в котором содержится одна основа.
2. Сложным называется предложение, в котором содержится две или более основ.
Дополнительное задание к УЭ № 1:
Распределите предложения по группам – простые и сложные (Знаки препинания не расставлены.).
1) Прошел час другой а мальчик всё не возвращался.
2) Задул суховей и высушил землю.
3) Запутавшись в высокой траве я потерял тропинку.
4) Снегирь сидел на ветке плавно качающейся на ветру.
5) Стало совсем темно и улица мало-помалу опустела.
6) Ученые заинтересовались находкой и начали раскопку кургана.
7) Глеб я это знал учился в гимназии.
Схема № 2
Характер отношений между частями сложного предложения.
Сложное предложение
по типу связи
по смыслу, интонационно, по смыслу и интонационно
с помощью союзов и союзных слов
союзное бессоюзное
Исправьте общество, и болезней не будет. Было темно, сеялся мелкий теплый дождь.
Таблица № 1
Союз – неизменяемая часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного. | |||
Разряды союзов | |||
По значению | По строению | ||
Сочинительные (служат для связи синтаксически равноправных единиц; однородных членов предложения и частей сложносочиненного предложения) | Подчинительные (служат для связи синтаксически неравноправных единиц: главной и придаточной части сложноподчиненного предложения) | Простые (состоят из одного слова) | Составные (состоят из двух или более слов) |
1. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ (= «и это и то»): и; да (= и); и… и; ни… ни; также; тоже; не только…, но и; как… так и | 1. ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ: что, чтобы, как… | что чтобы и да также тоже едва когда будто однако словно | не только…но и в связи с тем что в то время как потому что так как несмотря на то что как будто оттого что ради того чтобы |
2. ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ (= «не то, а это»): но, а, да (= но); зато; однако | 2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ: - времени: когда; едва; как только; прежде чем - причины: потому что; так как; ибо - цели: для того чтобы; с тем чтобы - условия: если (бы), раз - уступки: хотя; несмотря на то, что - следствия: так что, поэтому - сравнения: как; будто; точно; словно; как будто | ||
3. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ (= «или то или это»): или; или… или; либо; либо…либо; то…то; не то… не то; то ли… то ли |
Таблица № 2
Разграничение союзов и союзных слов.
Подчинительные союзы | Союзные слова |
служебная часть речи: что, чтобы, если, когда, потому что, ибо, так как, едва, как только, будто, словно, хотя, несмотря на то что, как, в то время как и др.; | - относительные местоимения и местоименные наречия, выполняющие функцию союзов, играют роль скреп частей сложного предложения: который, кто, что, где, когда, как, почему, отчего и др. |
соединяя части сложноподчиненного предложения, не являются членами предложения | соединяя части сложноподчиненного предложения, являются членами предложения |
легко опустить, трансформируя предложение в бессоюзное | опустить нельзя, так как союзное слово является членом предложения |
можно заменить синонимичным союзом | можно заменить синонимичным союзным словом |
безударны | падает логическое ударение |
Это не могло не укреплять убеждения, что жизнь – одно, а литература – другое. (Федин). Ср.: Это не могло не укреплять убеждения: жизнь – одно, а литература – другое. | Вдруг пахнуло чем-то тоскливым, что характерно для ранней весны. (Дангулов) Ср.: Вдруг пахнуло чем-то тоскливым, которое характерно для ранней весны. |
Дополнительное задание к УЭ №2:
1. За витриной мелькнул огонёк, и на потолке заиграл свет.
2. Я слышал, как ко мне ещё раз постучал хозяин.
3. Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи.
4. Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.
5. Экипаж въехал во двор - господин был встречен трактирным слугою, живым и вертлявым до такой степени, что нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо.
6. Сияет солнце, звёзды блещут, на всём улыбка, жизнь во всём, деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом.
Таблица № 3
Сложные предложения
по типу связи
Бессоюзные
Союзные
по типу отношений
Сложносочиненные части относительно автономны и связаны сочинительными союзами: Не место красит человека, а человек место | Сложноподчиненное части зависят одна от другой и связаны подчинительными союзами и союзными словами: Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л.Т.) | части относительно автономны и связаны по смыслу и интонационно; на письме связь отражена при помощи знаков препинания: Не стыдно не знать – стыдно не учиться. Не плюй в колодец: пригодиться воды напиться. |
Задание к УЭ № 3
Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом: ССП - …, СПП - …, БСП - … .
1. Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то прожитые годы.
2. В то время как она выходила из гостей, послышался звонок.
3. По аллее шла та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть.
4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
6. Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.
7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще е интересовался мышью.
8. Он внезапно изменился так, что никто не узнавал его.
9. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.
10. Берег, в виду которого мы шли, зарылся в туманах.
Схема № 3
Точка с запятой | Тире | Запятая |
Если части предложения далеки друг от друга по смыслу или содержат собственные знаки. | Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление. | В остальных случаях |
Сидел рыбак весёлый на берегу реки; и перед ним по ветру кудрявились, набегая, волны. | К морю князь – а лебедь там уж гуляет по волнам. | Сыпались иглы, да звёзды звенели. |
!!! Знак не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если:
1) у разных частей сложносочиненного предложения есть один общий второстепенный член, вводное слово или общая придаточная часть: Здесь краски не ярки и звуки не резки. Разумеется, вы с ним знакомы давно и образ мыслей его вам хорошо известен. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
2) ССП является вопросительным, побудительным или восклицательным: Это кто такие и что им надобно? Подпустить врага и огонь дать по команде. Как часто мы собирались вместе и какие вели интересные беседы!
3) в состав ССП входят:
а) неопределенно-личные предложения, в которых подразумевается один и тот же производитель действия: Стали искать всех и ничего не нашли.
б) безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых: Необходимо рассмотреть авторские знаки и надо срочно составить по ним заключения. (Но при отсутствии синонимических слов между двумя безличными предложениями запятая ставится: Нету чудес, и мечтать о них нечего.)
в) назывные предложения: Зловещий блеск и пестрота дерев… (Но при повторении союза запятая ставится: Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да желтые поля.)
Приложение № 2
1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Он замечал её еще издали ( ) и сразу же посылал приветствие.
а) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна
б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
в) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
г) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Недавно шел первый снег ( ) и все в природе находилось под властью этого молодого снега.
а) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна
б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
в) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
г) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
В окно с улицы лился глухой шум ( ) и летела пыль.
а) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как есть общий
второстепенный член предложения
б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
в) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
г) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
4. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Везде слышались (1) (то) звуки пилы (2) то топора.
Солнце сильно припекало (3) и от воды шло сверканье.
а) 1, 2, 3 б) 2, 3 в) 1, 3
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении:
Ввысь взлетает Сокол ( ) жмется Уж к земле.
а) ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие события
б) ставится точка с запятой, так как части предложения мало связаны по смыслу
в) ставится двоеточие, так как вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой
г) ставится тире, так как части противопоставлены друг другу
Контрольный лист
УЭ № 1:
простые – 2, 3, 4, 6
сложные – 1, 5, 7, 8
УЭ № 2:
союзы – 1, 2, 4
союзные слова – 3
бессоюзная – 6
союзы, союзные слова, бессоюзная – 5
УЭ № 3:
ССП – 1, 5, 6
СПП – 2, 3, 7, 8, 10
БСП – 4, 9
Итоговый тест.
1. б
2. в
3. а
4. б
5. г
Баллы
«5» - 28,27
«4» - 26,25
«3» - 24,20
«2» - менее 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Урок представляет собой модуль - цикл по представленной теме....
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...
Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.
Содержание:1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.2. Контрольно – измерительные материалы.3. Список литер...
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"
Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Сложносочинённые предложения"
Урок изучения нового по теме "Сложносочинённые предложения" с использованием дифференцированных заданий и групповой формы работы....