Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
    методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

    Хлевная Виктория Николаевна

    Методическая разработка модульного урока - цикла.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл slozhnoe_predlozhenie._urok-modul.docx32.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Город: Гулькевичи

    ОУ: ГОУ НПО ПУ № 26 КК  

    Преподаватель: Хлевная Виктория Николаевна

    Курс: первый

    Тема учебного занятия: Сложные предложения,  знаки препинания в сложносочинённом предложении.

    Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

    Основа современного учебного плана – урок. Модуль должен соответствовать по времени его освоения уроку или занятию, так как эффективность работы с одним модулем может быть снижена при его разрыве на несколько уроков или занятий. Системная работа по модульной программе предусматривает четкое структурирование курса по темам, урокам и количеству часов.

            Внутри отдельной темы модульные уроки автономны и в то же время взаимозаменяемы, то есть представляют собой цикл.

    Учащийся может начинать освоение с любого из модулей (уроков), например с третьего, затем осваивать шестой, пятый и так весь цикл. Если при этом организовать работу в малых группах (3 – 6 человек), то значительно сокращается работа преподавателя по подготовке и распечатке модулей. Кроме того, при нехватке средств обучения (компьютеров, карт, словарей, справочников и других пособий) преподаватель может составить модули таким образом, чтобы задания, выполняемые на одиночных средствах обучения, предназначались бы для одного «пакета» модуля.

    Тип учебного занятия: Модульный блок – цикл

    Комплексная дидактическая цель: овладение содержанием МБЦ, обеспечивающее качественное повторение учащимися основных понятий  синтаксиса сложносочинённого предложения.

            Учащиеся должны усвоить: ведущие идеи темы, главные научные знания темы, практические навыки, изложенные в методических ключах к теме.

    УЭ 0 – интегрирующая цель.

    УЭ 1 – понятие простого и сложного предложения

    УЭ 2 – способы  связи простых предложений в составе сложного

    УЭ 3 – классификация сложных предложений

    УЭ 4– знаки препинания в сложносочинённом предложении

    УЭ 5 – резюме.

    УЭ 6 –выходной контроль

    УЭ 7 – рефлексия.

    УЭ

    Учебный материал

    Содержание занятия

    Рекомендации

    УЭ 0

    Введение. Преподаватель знакомит учащихся с целями и задачами темы, изложенными в методических ключах, со структурой МБЦ и организацией работы по его освоению, с организацией промежуточного и заключительного контроля.

    Интегрирующая цель.

    По завершении работы над учебными элементами учащийся должен:

    знать: понятие простого и сложного предложения; классификацию сложных предложений; возможные смысловые отношения частей сложного предложения; классификацию видов придаточных предложений; правила расстановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов;

    уметь: отличать простое предложение от сложного; различать виды сложных предложений; устанавливать смысловые связи между частями сложного предложения; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях; распределять время; осуществлять контроль и взаимоконтроль, работать на доверии; соотносить результаты своей работы с поставленными целями;

    УЭ 1

    1. Учебник - практикум (стр. 229)

    Схема № 1

    Частная дидактическая цель (ЧДЦ): повторить теоретические сведения о синтаксисе простого и сложного предложения.

    Задания:

    1.   Рассмотрите схему № 1.

    2. Повторите теоретические сведения о синтаксисе простого и сложного предложения.

    3.  Выучите (если это необходимо) определения простого и сложного предложения.

    Контроль: взаимопроверка  (старший группы проверит и поставит оценку)

    Устно

    Приложение №1

    Дополнительное задание к УЭ № 1: распределите предложения по 2 группам – простые и сложные

    Контроль: сверка по контрольному листу (самопроверка)

    Работа в тетради

    УЭ 2

    Учебник-практикум (стр. 308)

    Схема № 2.

    Таблицы № 1, № 2.

     ЧДЦ: повторить материал о характере связи частей сложного предложения; отрабатывать умение  устанавливать смысловые отношения между частями сложного предложения.

    Задания:

    1. Рассмотрите схему  № 2.

    2. Повторите теоретический материал о характере связи между частями сложного предложения.

    3. Выучите (если это необходимо) определения типов сложных предложений.

    4. Рассмотрите таблицы № 1 и № 2. Повторите теоретический материал о союзах.

    Контроль: взаимопроверка по устному заданию; самопроверка по письменному заданию (см. контрольный лист № 2)

    1 – 4 - устно

    УЭ 3

    Таблица № 3

    Задание к таблице № 3

    ЧДС: закрепить умение различать типы сложных предложений.

    Задания:

    1. Изучите содержание таблицы № 3.

    2. Повторите материал о типах сложных предложений.

    3. Определите тип данных сложных предложений, оформив ответ следующим образом: ССП - …, СПП - …,  БСП - … . (Задание к УЭ № 3)

    Контроль: самопроверка по контрольному листу № 3

    Устно

    Работа в тетради

    УЭ 4

    Схема 3

     Учебник-практикум

    (стр. 312 упр. 436)

    ЧДЦ: систематизировать знания правил расстановки знаков препинания в сложном предложении; отрабатывать умение правильно расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

    Задания:

    1. Рассмотрите схему № 3

    2. Повторите правила расстановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях.

    3. Расставьте знаки препинания в упр. 436.

    Контроль: сдать тетради на проверку учителю.

    Устно

    Работа в тетради

    УЭ 5

    Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь к началу и прочтите, какие цели перед вами стояли. Посмотрите вопросы семинара и выясните, какие из них были рассмотрены сегодня. Как вы можете на них ответить?

    УЭ 6

    Выходной контроль: тестирование (Приложение № 2)

    Работа с тестами и бланком

    УЭ 7

    Рефлексия:

    1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

    2. При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?

    3. Что вызвало наибольшую трудность?

    4. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?

    5. С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем не интересно)?

    Приложение 1

    Схема № 1

    Предложение простые и сложные.

    Определите количество основ в предложении

    одна                                                                 две и более

                Я долго сидел над задачей,                                        Допевали петухи, ночь мешалась с днем

                но все-таки решил ее сам.

             

                          простое предложение                                            сложное предложение

    Определения:

    1. Простым называется предложение, в котором содержится  одна основа.

    2. Сложным называется  предложение, в котором содержится две или более основ.

    Дополнительное задание к УЭ № 1:

    Распределите предложения по группам – простые и сложные (Знаки препинания не расставлены.).

    1) Прошел час другой а мальчик всё не возвращался.

    2) Задул суховей и высушил землю.

    3) Запутавшись в высокой траве я потерял тропинку.

    4) Снегирь сидел на ветке плавно качающейся на ветру.

    5) Стало совсем темно и улица мало-помалу опустела.

    6) Ученые заинтересовались находкой и начали раскопку кургана.

    7) Глеб я это знал учился в гимназии.


    Схема № 2

    Характер отношений между частями сложного предложения.

    Сложное предложение

    по типу связи

        по смыслу, интонационно,                                                                     по смыслу и интонационно

        с помощью союзов и союзных слов

                               союзное                                                                                       бессоюзное

    Исправьте общество, и болезней не будет.                     Было темно, сеялся мелкий теплый дождь.

    Таблица № 1

    Союз

    неизменяемая часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

    Разряды союзов

    По значению

    По строению

    Сочинительные (служат для связи синтаксически равноправных единиц; однородных членов предложения и частей сложносочиненного предложения)

    Подчинительные (служат для связи синтаксически неравноправных единиц: главной и придаточной части сложноподчиненного предложения)

    Простые 

    (состоят из одного слова)

    Составные 

    (состоят из двух или более слов)

    1. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

    (= «и это и то»):

    и; да (= и); и… и; ни… ни; также; тоже; не только…, но и; как… так и

    1. ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ:

    что, чтобы, как…

    что

    чтобы

    и

    да

    также

    тоже

    едва

    когда

    будто

    однако

    словно

    не только…но и

    в связи с тем что

    в то время как

    потому что

    так как

    несмотря на то что

    как будто

    оттого что

    ради того чтобы

    2. ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ

    (= «не то, а это»):

    но, а, да (= но); зато; однако

    2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ:

    - времени: когда; едва; как только; прежде чем

    - причины: потому что; так как; ибо

    - цели: для того чтобы; с тем чтобы

    - условия: если (бы), раз

    - уступки: хотя; несмотря на то, что

    - следствия: так что, поэтому

    - сравнения: как; будто; точно; словно; как будто

    3. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

    (= «или то или это»):

    или; или… или; либо; либо…либо; то…то; не то… не то; то ли… то ли

    Таблица № 2

    Разграничение союзов и союзных слов.

    Подчинительные союзы

    Союзные слова

    служебная часть речи:

      что, чтобы, если, когда, потому что, ибо, так как, едва, как только, будто, словно, хотя, несмотря на то что, как, в то время как и др.;

    - относительные местоимения и местоименные наречия, выполняющие функцию союзов, играют роль скреп частей сложного предложения: который, кто, что, где, когда, как, почему, отчего и др.

    соединяя части сложноподчиненного предложения, не являются членами предложения

    соединяя части сложноподчиненного предложения, являются членами предложения

    легко опустить, трансформируя предложение в бессоюзное

    опустить нельзя, так как союзное слово является членом предложения

    можно заменить синонимичным союзом

    можно заменить синонимичным союзным словом

     безударны

    падает логическое ударение

    Это не могло не укреплять убеждения, что жизнь – одно, а литература – другое. (Федин).

    Ср.: Это не могло не укреплять убеждения: жизнь – одно, а литература – другое.

    Вдруг пахнуло чем-то тоскливым, что характерно для ранней весны. (Дангулов)

    Ср.: Вдруг пахнуло чем-то тоскливым, которое характерно для ранней весны.

    Дополнительное задание к УЭ №2:

    1. За витриной мелькнул огонёк, и на потолке заиграл свет.

    2. Я слышал, как ко мне ещё раз постучал хозяин.

     

    3. Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи.

    4. Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.

    5. Экипаж въехал во двор - господин был встречен трактирным слугою, живым и вертлявым до такой степени, что нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо.

    6. Сияет солнце, звёзды блещут, на всём улыбка, жизнь во всём, деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом.


    Таблица № 3

    Сложные предложения

    по типу связи

    Бессоюзные

    Союзные

                               по типу отношений

    Сложносочиненные

    части относительно автономны и связаны сочинительными союзами:

    Не место красит человека, а человек место

    Сложноподчиненное

    части зависят одна от другой и связаны подчинительными союзами и союзными словами:

    Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л.Т.)

    части относительно автономны и связаны по смыслу и интонационно;

    на письме связь отражена при помощи знаков препинания:

    Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

    Не плюй в колодец: пригодиться воды напиться.

    Задание к УЭ № 3

    Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом: ССП - …, СПП - …, БСП - … .

    1. Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то прожитые годы.

    2. В то время как она выходила из гостей, послышался звонок.

    3. По аллее шла та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть.

    4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

    5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.

    6. Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.

    7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще е интересовался мышью.

    8. Он внезапно изменился так, что никто не узнавал его.

    9. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.

    10. Берег, в виду которого мы шли, зарылся в туманах.


     

    Схема № 3

    Точка с запятой

    Тире

    Запятая

    Если части предложения далеки друг от друга по смыслу или содержат собственные знаки.

    Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление.

    В остальных случаях

    Сидел рыбак весёлый на берегу реки; и перед ним по ветру кудрявились, набегая, волны.

    К морю князь – а лебедь там уж гуляет по волнам.

    Сыпались иглы, да звёзды звенели.

    !!! Знак не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если:

    1) у разных частей сложносочиненного предложения есть один общий второстепенный член, вводное слово или общая придаточная часть: Здесь краски не ярки и звуки не резки. Разумеется, вы с ним знакомы давно и образ мыслей его вам хорошо известен. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

    2) ССП является вопросительным, побудительным или восклицательным: Это кто такие и что им надобно? Подпустить врага и огонь дать по команде. Как часто мы собирались вместе и какие вели интересные беседы!

    3) в состав ССП входят:

         а) неопределенно-личные предложения, в которых подразумевается один и тот же производитель действия: Стали искать всех и ничего не нашли.

         б) безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых: Необходимо рассмотреть авторские знаки и надо срочно составить по ним заключения. (Но при отсутствии синонимических слов между двумя безличными предложениями запятая ставится: Нету чудес, и мечтать о них нечего.)

    в) назывные предложения: Зловещий блеск и пестрота дерев… (Но при повторении союза запятая ставится: Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да желтые поля.)

    Приложение № 2

    1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

                Он замечал её еще издали ( ) и сразу же посылал приветствие.

         а) сложное предложение,  перед союзом И запятая не нужна

         б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

         в) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

         г) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

               Недавно шел первый снег ( ) и все в природе находилось под властью этого молодого снега.

         а) сложное предложение,  перед союзом И запятая не нужна

         б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

         в) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

         г) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

              В окно с улицы лился глухой шум ( ) и летела пыль.

          а) сложное предложение,  перед союзом И запятая не нужна, так как есть общий

              второстепенный член предложения

         б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

         в) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

         г) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    4. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

            Везде слышались (1) (то) звуки пилы (2) то топора.

            Солнце сильно припекало (3) и от воды шло сверканье.

                           а) 1, 2, 3                  б) 2, 3                    в) 1, 3

    5. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении:

            Ввысь взлетает Сокол ( ) жмется Уж к земле.

        а) ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие события

        б) ставится точка с запятой, так как части предложения мало связаны по смыслу

        в) ставится двоеточие, так как вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой

        г) ставится тире, так как части противопоставлены друг другу


    Контрольный лист

    УЭ № 1:

    простые – 2, 3, 4, 6

    сложные – 1, 5, 7, 8

    УЭ № 2:

    союзы – 1, 2, 4

    союзные слова – 3

    бессоюзная – 6

    союзы, союзные слова, бессоюзная – 5

    УЭ № 3:

    ССП – 1, 5, 6

    СПП – 2, 3, 7, 8, 10

    БСП – 4, 9

    Итоговый тест.

    1. б

    2. в

    3. а

    4. б

    5. г

    Баллы

     «5» - 28,27

    «4» - 26,25

    «3» - 24,20

    «2» - менее 20


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

    Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

    Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

    В разработке представлен подробный конспект урока, указаны цели, нормы ЗУН к данной теме.  Во время урока учитель обращается к тексту о казанских театрах с целью воспитания самоидентификации учащ...

    Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.

    Содержание:1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.2. Контрольно – измерительные материалы.3. Список литер...

    Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"

    Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....