Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Сложносочинённые предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Крюкова Светлана Юрьевна

Урок изучения нового по теме "Сложносочинённые предложения" с использованием дифференцированных заданий и групповой формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnosochinennye_predlozheniya.docx24.14 КБ
Файл slozhnosochinennye_predlozheniya.pptx86.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе

Тема «Сложносочиненные предложения с различными видами

сочинительных союзов»

Цель: Научить распознавать сложносочиненные предложения с различными группами сочинительных союзов, правильно расставлять знаки препинания.

Задачи: 1. Повторить особенности сложносочиненных предложений.

2. Научить конструировать схемы сложносочиненных предложений.

3. Научить различать простые предложения с однородными сказуемыми и сложноподчиненные предложения.

4. Учить выполнять полный пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений.

5. Научить планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

6. Совершенствовать навыки работы в группе.

Тип урока: Изучение нового

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Уметь находить ССП в тексте и выполнять пунктуационный разбор.
  2. Уметь конструировать ССП.

Метапредметные:

  1. Уметь использовать информацию из различных источников.
  2. Уметь формулировать высказывание, аргументируя своё суждение.
  3. Совершенствовать свою речь.

Личностные:

  1. Осознание важности изучаемой темы в общей системе языка.
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию.
  3. Осознание художественной ценности языка.
  4. Развитие кругозора.

Коммуникативные:

  1. Совершенствовать навыки работы в группе: умение слушать партнера, выдвигать свою гипотезу, принимать совместное решение.
  2. Совершенствовать устную и письменную речь.

Технологии: КСО, дифференцированное обучение, здоровьесберегающие, ИКТ.

Ход урока

  1. Этап мотивации к деятельности. (слайд 1)

- Прочитайте эпиграф к уроку – слова русского лингвиста Валентины Даниловны Черняк. Как вы понимаете их смысл?

«В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями»

  1. Этап актуализации знаний.(слайд 2-3)

- Перед вами три предложения. Можно ли считать их текстом? Почему?

  1. За/домом р..сло не/сколько кустов с..рени цв..тущей пор..зительно щедро и красиво.
  2. Перед/домом рос пост…янно цв..тущий конский к..штан который был в пять раз выше самого жилища к..завш..гося игруш..чным.
  3. Мы сн..мали не/больщой но уютный домик а рядом нах..дился прелес..ный садик полный разн..цветья.

- Запишите предложения в нужном порядке, расставьте знаки препинания и укажите вид предложения.

- Какое бы предложение вы бы взяли в качестве примера к рассказу о ССП?

- Что вы знаете о ССП? О группах сочинительных союзов?

  • Соединительные:
  • Разделительные:
  • Противительные:

3. Этап целеполагания и пробного учебного действия. (слайд 4)

-Что общего у предложений, записанных на слайде? Есть ли недостатки? (части ССП соединены сочинительными союзами, отсутствуют знаки препинания)

- Мы продолжаем работать со сложносочиненными предложениями. Сформулируйте проблему урока. (Уметь видеть ССП с различными видами сочинительных союзов)

4. Этап самостоятельной работы со взаимопроверкой. (слайды 4-7)

- Приведите примеры трех групп сочинительных союзов (работа с портфолио)

- Запишите ССП с разными видами сочинительных союзов, составьте схему и объясните постановку знаков препинания.

ССП с соединительными союзами

  1. Оба приятеля очень крепко поцеловались и Манилов увёл своего гостя в комнату.
  2. Ни солнца мне не виден свет ни для корней простора нет.
  3. Сестре оставалось только ждать и мы тоже не могли начать действовать.

ССП с разделительными союзами

  1. То ли день выдался удачный то ли все молитвы моей матери были услышаны .
  2. Либо я всё устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.
  3. То истиной дышит всё в ней то всё в ней притворно и ложно.

ССП с противительными союзами

1) Звёзды ещё сверкали остро и холодно но небо на востоке уже стало светлеть.

2) Под защитой береговых обрывов море сравнительно спокойное зато около устьев рек порывы ветров бывают сильные.

3) Не бывать бы счастью да несчастье помогло.

5. Этап дифференцированного контроля.

- Перед вами лист контроля (Приложение 1), выберите задание для своей группы.

6. Этап рефлексии учебной деятельности.

- Каждая группа сдаёт листы контроля и отчитывается о проделанной работе.

9. Дифференцированное домашнее задание. (Приложение 2)

- Возьмите листы домашнее работы и выберите то задание, которое вы считаете для себя продуктивным. Самое сложное задание помечено звёздочкой.


Приложение 1

Лист контроля

«Сложносочиненное предложение»  9 класс

1 группа

Задание: Выпишите только сложносочиненные предложения, расставляя знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схемы.

  1. Тысячу лет назад на Нижнем Приднепровье распространила своё влияние Киевская Русь и здесь стали возникать славянские поселения.
  2. Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдёт.
  3. Море блестит словно шёлк густо расшитый серебром.
  4. Из низко нависших туч то моросил мелкий дождь то сыпались хлопья мокрого снега.
  5. Бодрящий дух стоял в дубовом лесу жаворонки в небе криками звали лететь за собой.
  6. Жалует царь да не жалует псарь.
  7. Идешь по лесу и радуешься теплу и свету.
  8. Из-за сада поднималась огромна круглая луна и на землю ложились причудливые длинные тени.

2 группа

Задание: Продолжите предложения так, чтобы получились

А) Простое предложение с однородными сказуемыми;

Б) Сложносочиненное предложение.

  1. Взошло горячее летнее солнце…
  2. Директор школы вышел из кабинета…
  3. В зале уже гремел оркестр…

3 группа

Задание: Составьте сложносочиненные предложения с различными союзами, используя словосочетания: сентиментальный роман, литературный талант, жанр баллады, художественное направление в искусстве, бессмертная слава, поэтическое произведение.

Составьте схемы предложений, выделите грамматическую основу.

4 группа

Задание: Выполните пунктуационный разбор текста. Составьте схемы сложносочиненных предложений.

С детства любил Тимофей уйдя в лесную чащу слушать переклички птиц и шум деревьев. Любил гл..деть как в подн..бесье спешат друг за другом тучи-стра..ницы. В юности всё это зам..нил Тимофею мир книг рукописей. Он вошёл в этот чудесный мир и обступили Тимофея г..рои чужие жизни. Уже не листья деревьев ш..лестели а звучали человеческие голоса. Не тучи прон..сились над ним а ст..летия проплывали и открывали не/виданные просторы и не/было им конца и края.


Приложение 2.

Дифференцированное домашнее задание

Задание: Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, выполните пунктуационный разбор предложений.

(1)Три дня св..репствовала буря. (2) На море вздувались и неслись одна за другой горы зелен..ватой воды. (3)Их в..ршины курчавились белой пеной и обруш..вались со страшным грохотом. (4)Ни/что к..залось не/могло устоять против ярости бушующ..го ветра. (5)К..рабли успевшие забл..говреме..но укрыт..ся в гавани были вытаще..ны на берег или пр..вяза..ны двойными канатами к пр..чалам но и сюда докатывались ра..серженные волны.(6) Тогда широко ра..качивались и пл..сали стройные мачты а доски кораблей скр..пели и тр..щали точно готовясь ра..валиться.

Дополнительное задание 1:

  1. Определите тип и стиль текста. Аргументируйте свой ответ.
  2. Предложите свой заголовок текста.

Дополнительное задание 2:

  1. Найдите сложные предложения, определите их вид, составьте схемы.

Дополнительное задание 3:

  1. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.
  2. Укажите номер предложения с вводным словом.
  3. Из предложения 3 выпишите словосочетания с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

Дополнительное задание 4: Выпишите грамматическую основу всех предложений (номер в соответствии с предложением) и укажите вид сказуемого.

Дополнительное задание 5: Докажите справедливость высказывания русского лингвиста Ирины Сергеевны Ильинской («Образность изложения создаётся, как правило, применением различного рода тропов») на примере данного текста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями» В.Д.Черняк Сложносочиненные предложения

Слайд 2

За/домом р.. сло не/сколько кустов с.. рени цв .. тущей пор.. зительно щедро и красиво. Перед/домом рос пост… янно цв .. тущий конский к.. штан который был в пять раз выше самого жилища к.. завш .. гося игруш .. чным . Мы сн .. мали не/ больщой но уютный домик а рядом нах .. дился прелес .. ный садик полный разн .. цветья .

Слайд 3

За домом р о сло не сколько кустов с и рени, цв е тущей пор а зительно щедро и красиво. Перед домом рос пост о янно цв е тущий конский к а штан, который был в пять раз выше самого жилища, к а завш е гося игруш е чным. Мы сн и мали не больщой , но уютный домик, а рядом нах о дился прелес т ный садик, полный разн о цветья.

Слайд 4

Сочинительные союзы Соединительные: Разделительные: Противительные:

Слайд 5

ССП с соединительными союзами Оба приятеля очень крепко поцеловались и Манилов увёл своего гостя в комнату. Ни солнца мне не виден свет ни для корней простора нет. Сестре оставалось только ждать и мы тоже не могли начать действовать.

Слайд 6

ССП с разделительными союзами То ли день выдался удачный то ли все молитвы моей матери были услышаны . Либо я всё устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову. То истиной дышит всё в ней то всё в ней притворно и ложно.

Слайд 7

ССП с противительными союзами 1) Звёзды ещё сверкали остро и холодно но небо на востоке уже стало светлеть. 2) Под защитой береговых обрывов море сравнительно спокойное зато около устьев рек порывы ветров бывают сильные. 3) Не бывать бы счастью да несчастье помогло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...

Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

      Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...