Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Мурзина Наталья Борисовна

        Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Библиотечка…» (приложение к журналу " 1 сентября. Русский язык в школе").

       Урок я провела в своем любимом 9 А классе, затем в параллельном, а также  в другой школе района, участвуя в конкурсе «Учитель года». Дети с удовольствием и азартом работали на каждом из этих уроков.

        Мне хотелось бы поделиться этим уроком   с коллегами. Для сопровождения урока и иллюстрирования  мной была подготовлена небольшая компьютерная презентация, которую я также Вам представляю. Данная тема довольно тонкая для девятиклассников. Ребенку сложно сделать выбор  знака препинания, который необходим на границе простых предложений в составе такого сложного предложения, поэтому захотелось сделать этот урок ярким, зрелищным, запоминающимся. Возможно, он заинтересует кого-то из коллег, а может быть, подарит новые мысли, заставит и свои уроки сделать по-новому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bsp_dvoetochie_urok.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 – й класс.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

                             Много знаков, но каждый имеет свое значение и место.

                                                                                                   А.П.Чехов                                                             

Тип урока: урок-исследование с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Работа с информационным текстом.

Триединая цель урока:

образовательная: систематизация сведений о знаке препинания – двоеточие;

развивающая: развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать;

                        умение работать в парах;

воспитательная: воспитание эстетического отношения к родному слову.

Задачи:

- создать условия для усвоения новых знаний о бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования;

- вырабатывать умение видеть местоположение двоеточия в бессоюзном сложном предложении и правильно интонировать;

- формировать умение применять полученные теоретические знания при работе с текстом;

- анализировать предложения с точки зрения смысловых и синтаксических отношений их частей;

Оборудование урока

Компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация, раздаточный материал.

    ХОД УРОКА.

I. Стадия вызова.

У. – Хочу вам рассказать одну необычную историю.

 /Текст распечатан и лежит на парте у каждого ученика/.

Текст 1.

      1. Однажды в чужом городе мне встретился странный человек: он никогда не смеялся и не ругался, говорил тихо, никогда не повышал голоса, он не задавал никаких вопросов и ничего не объяснял. 2. Он был одиноким: с ним никто не общался, и он не стремился обрести друзей. 3. Я подумала: должна быть причина такого необычного поведения странного человека.

 4. Обратилась к главному мудрецу  города.

         5. И вот что поведал мне старец: «Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. 6. За несложными фразами пришли несложные мысли. 7. Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. 8. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало. 9. Он ко всему относился без эмоций.

        10. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. 11. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире.

        12. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

        13. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи. 14. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. 15. Берегите…»

                                                                                                                    / по  Г.Каневскому/

Задания к тексту. (3 -7 оставляем для домашнего задания)

1. Определите жанр текста. (Аллегория, т.е. иносказание)

2. Закончите последнее предложение, не нарушая метафорического строя всего произведения. ( Берегите знаки препинания.)

3. Какова основная мысль текста? Что означает последний призыв?

4. Каких литературных персонажей напоминает герой этого текста?

5. Что означает выражение дойти до точки?

6. В каком словаре можно получить ответ на данный вопрос? (В специализированном – фразеологическом – словаре, а также в толковом словаре, в котором даются самые известные фразеологические обороты в конце словарной статьи.)

7. Вспомните и объясните смысл фразеологизмов, в состав которых входит слово точка (поставить точки над «и», точка зрения, ставить точку, от точки до точки, находиться на мертвой точке, дойти до точки», попасть в самую точку, точка в точку).

У. – Закончите последнее предложение. (Берегите знаки препинания)        

     - Какова основная мысль текста? Что означает последний призыв?

(Знаки препинания имеют значение, они помогают человеку не только выражать свои чувства, но и помогают ему мыслить и правильно оформлять свои мысли. Последний призыв – это предупреждение, предостережение о  необходимости внимательного, бережного отношения к знакам препинания и к языку в целом, т.к. он является хранителем человеческой мысли и человеческих эмоций.)

У. – А какой раздел науки о  русском языке изучает знаки препинания?

(Пунктуация. Синтаксис)        

    -Что является объектом изучения?

(Словосочетания и предложения (простые и сложные)         

   У.  - В 9 классе мы изучаем сложные предложения.

Можете перечислить типы сложных предложений? (ССП, СПП, БСП)

У. – В ССП и СПП взаимосвязи в предложении и их значения нам помогают понять союзы. А что помогает передать значение, если в предложении нет союзов?         

(Интонация и знак препинания).  

У. – Какие знаки препинания в бессоюзном сложном предложении вам известны?

 ( ,  ;  :  - )      

У. – А вот  знак, о котором мы будем сегодня говорить спрятан в загадке.  Но загадка не простая. Она потребует от вас два ответа. Первый нужно дать сейчас, чтобы определить тему и цель нашего урока, а второй -  в конце занятия. Посмотрите на этот рисунок (рисунок с опрокинутым кувшином изображен на слайде) и попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. О чем мы сегодня с вами будем говорить?

(Тема нашего урока: «Двоеточие», цель – систематизация знаний об этом знаке препинания и правила постановки его в бессоюзном сложном предложении).

У. – Двоеточие – это знак препинания. Он вам знаком. В каких языковых ситуациях вы его  встречали? Приведите примеры. В этом вам может помочь текст 1,  о человеке, который потерял знаки препинания.

(Работа в паре. Парная мозговая атака. Учащиеся (по парам) составляют список того, что они знают или думают, что знают, по теме. Парная мозговая атака помогает учащимся,  которым трудно высказывать свое мнение перед большой аудиторией).

II. Стадия осмысления. Составление таблицы.  

Задание: (размещено на слайде)

У. – 1. Найти в тексте 1 все примеры постановки двоеточия,  подчеркните эти предложения.

       - 2. У вас на партах  лист с таблицей, в которой есть колонки «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а), «Примеры»

           Все, что вы знаете об этом знаке препинания, вы можете         оформить,  заполнив колонку «Знаю». 

Можно не прописывать словами, а оформить графической схемой предложения.

     -  3. Найдите в тексте примеры предложений и укажите номер этого предложения в колонке «Примеры».

Знаю

Примеры

Хочу узнать

Узнал(а)

Примеры

Хочу узнать

Узнал(а)

Примеры

Хочу узнать

Узнал(а)

Примеры

ОБСУЖДЕНИЕ результатов поиска. Озвучиваем то, что найдено в парах.

У. -Теперь в колонке «Хочу узнать» запишите свои вопросы.

ОБСУЖДЕНИЕ  вопросов, которые составили и записали в таблицу.

У. -Для того, чтобы найти ответ на ваш вопрос, я предлагаю вам поработать с текстом 2. Все свои находки, т.е. ответы на вопросы заполняйте в колонку «Узнал(а).

Затем учащиеся читают новый текст (заранее распечатанный в нужном количестве экземпляров), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.

Текст 2.  

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится в следующих случаях:

  1. Если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить слова  а именно), например: Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народа (Л.)
  2. Если в первом предложении при помощи глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т.п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь (П.); Павел чувствовал: чьи-то пальцы дотрагиваются до него выше локтя (Н.О.).
  3. Если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что), например: Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (Ч.); Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания (Н.О.); Степан боялся подойти к обрыву: скользко (Шишк.).

В указанных случаях чаще всего основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится в первой части бессоюзного сложного предложения, а во второй части (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) приводится пояснение, раскрытие содержания первой части.

            ОБСУЖДЕНИЕ материалов текста 2.

У. – И снова обращаемся к тексту 1 о потерянных знаках препинания.

III. Этап рефлексии. Осмысление.

Задание 2: (на слайде) Распределите примеры из текста по их значению в таблицу в колонке «Примеры».

У. - А теперь пришло время ответить на второй вопрос моей загадки: что же обозначает опрокинутый кувшин с двоеточием (знаком двоеточие).

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос давайте еще раз прочитаем эти предложения, но обязательно соблюдая интонацию, и попробуем определить смысловую связь этого знака.

- Только прежде скажите, пожалуйста, а как интонационно нужно читать такие предложения?

(Нужно делать паузу)

У. - Итак, читаем, учитывая паузу, наблюдаем, делаем выводы.

(Двоеточие – это ворота неизвестному, таящемуся в предшествующем фрагменте).

 

/Можно предложить еще раз прочитать текст о двоеточии в бессоюзном сложном предложении и найти ответ там./

У. – Ну что ж, а теперь расскажите, что же обозначает опрокинутый кувшин?

(Кувшин стоял, и то, что в нем находилось, скрыто было  от взора. Кувшин лег на бок – и потекло содержимое – стало известным. Так и  в бессоюзном сложном предложении первая часть – это тайна, а вторая раскрывает, объясняет, поясняет эту тайну.)

У. В эти дни, готовясь к урокам, я перечитывала рассказы А.П.Чехова, и мне встретилась такая фраза в одном из его рассказов: «Много знаков, но каждый имеет свое значение и место». Мне показалось, что эти слова стали бы замечательным эпиграфом нашего урока. А как бы вы прокомментировали эти слова?

Дети комментируют, дают свое толкование, опираясь на материал урока.

V. Домашнее задание. (на выбор)        

1.П. №16, теоретический материал с.98, упр.221.

2.Подберите примеры из художественной литературы на разные случаи постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (от 5 до 10).

3.Творческое задание: напишите сочинение с использованием двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

4.Выполните задания к тексту о странном человеке.

VI. Этап оценивания. Анкета – рефлексия.

У каждого на парте лежит лист Анкеты-рефлексии, в течение 3-5 минут они заполняют ее.

1. Назовите тему урока ___________________________________

2. Достигли ли Вы цели, поставленной в начале урока?

(подчеркните выбранный вами ответ)

   Да                                     Нет                                 Частично

  1. Оцените свою деятельность

(что получилось, что нет, что хотелось бы еще сделать, были ли вы активны на уроке)

4.Какая работа на уроке заинтересовала Вас более всего?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Выскажите свои пожелания, рекомендации по проведению урока.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Поставьте себе отметку за работу на уроке.

В конце урока обучающимся можно подарить различные иллюстрации с изображением кувшина,  из которого льется вода, высыпаются драгоценности, выбирается котенок и т.д.

                                     

 Литература:

1. Русский язык:  Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др. -  М.: Просвещение, 2004. – 206 с.: ил.

2. Аксенова Л.А. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: тренировочные упражнения / Л.А. Аксенова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первое сентября», серия «Русский язык». Вып.2. (8)). С. 7-10.

3. Кушевич Т.А. Изучение выразительных возможностей языка: повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах / Т.А.Кушевич. - М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первое сентября», серия «Русский язык». Вып.5. 11)). С. 18.

4. Практические приемы объяснения и закрепления на уроках русского языка. /Авт.-сост. Н.А.Шапиро. - М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первое сентября», серия «Русский язык». Вып.6. (12)). С. 23 - 24.

                                                                             

                                                                                Н.Б.Мурзина

                                                                               МОУ «Белоярская средняя школа №1»,

                                                                               р.п.Белый Яр,

                                                                               Томская обл.