Главные вкладки

    Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме

     «Знаки препинания в простом предложении»

    1. Предмет:   Русский язык

    2. Класс:   5

    3. Автор УМК:    С.И.Львова, В.В. Львов

    4. Тема урока:  Знаки препинания в простом предложении

    5. Тип урока:  Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

    6. Цель урока:   Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация».  

    7. Задачи урока:

    образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация» (основные понятия синтаксиса:  простое  предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения,  обращение; постановка знаков препинания на  письме);

    развивающие: развивать интерес к предмету; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное (составление схем предложений); развивать речь (учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему); учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки;

    воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания; формировать правильное отношение к слову.

    8. Планируемые результаты:

    Предметные:

       Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, при вводных словах;

      Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение, определять однородные члены предложения, обращения, вводные слова; ставить знаки препинания при письме; выполнять   пунктуационный разбор.

    Личностные:   Уважительное отношение к родному языку;  самооценка учебной деятельности, умение связывать  цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

    Метапредметные:  Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь других; учиться работать в паре, в малой группе; формулировать собственное мнение и позицию,  строить логическую цепь рассуждения;   использовать полученные на уроке знания в жизни.

    9. Основные понятия темы:   Синтаксис, пунктуация,   простое предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, вводные слова; знаки препинания;   пунктуационный разбор.  

    10. Межпредметные связи:      Литература

    11. Ресурсы:  

    основные   Учебник «Русский язык», 5 класс.  Авторы С.И.Львова, В.В. Львов;

    дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук;   карточки со знаками препинания, индивидуальные карточки с   заданиями; электронная физкультминутка.

    12. Организация пространства:      Работа фронтальная Ф, индивидуальная И, групповая Г.

    Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в простом предложении»

    п/п

    Этап урока

    Деятельность педагога

    Деятельность обучающихся

    УУД

    1

    Организационный этап

    Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

    Создает эмоциональный настрой на урок.

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

    Действие смыслообразования (Л).

    2

    Постановка цели и задач урока.

    Мотивация учебной деятельности обучающихся.

      Предлагает обучающимся  выполнить задание (Слайд №1). Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока.

    (Слайд №2)

    Обучающиеся выполняют задания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях; составляют схемы предложений в тетрадях (один ученик составляет схемы предложений у доски). Делают выводы о необходимости знаков препинания в тексте. Называют тему урока «Знаки препинания внутри простого предложения».

    Целеполагание, планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция  (Р). Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П).

    Умение оформлять свои мысли в устной форме (К).

    3

    Актуализация знаний.

     Учитель предлагает еще раз вспомнить, в каких случаях ставятся знаки препинания внутри простого предложения.

    Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

     Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К).

    Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П).

    Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

    4

    Обобщение и систематизация знаний.

    Предлагает учащимся исправить пунктуационные ошибки ( работа в рабочих листах). Организовывает работу по взаимопроверке (слайд 3)

    Находят и исправляют ошибки в постановке знаков препинания, обмениваются рабочими листами, проверяют, опираясь на образец, объясняют постановку знаков препинания, составляют схемы.

    Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция

    Организует работу по рядам.

    Составьте и запишите предложения, графически объясните знаки препинания, составьте схемы. ( слайд 4)

     

     

    Работают по рядам, составляют и записывают предложения, подчеркивают грамматические основы, составляют схемы.

    Контроль, коррекция прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

    Моделирование-преобразование объекта (предложения) в модель (схему) (П).

    Организует работу в парах.  

    - Какие слова вежливости или речевого этикета вы знаете?

    -Какую роль в предложении они могут выполнять?

    Составьте и запишите предложения, используя слова речевого этикета в роли вводных слов.

    Работают в парах. Вспоминают слова речевого этикета. Составляют и записывают предложения, объясняя знаки препинания.

    Контроль. Коррекция. Прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    5

    Применение знаний и умений в новой ситуации.

    Организует работу в малых группах.

    Составить и записать небольшой текст на заданную тему, включив в него предложения с однородными членами, с вводными словами, обращениями.

     

    Работают в малых группах. Составляют небольшие тексы по заданиям на карточках.

     

    Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П).

    Умение оценивать действия одноклассников  (К).

    6

    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    Организует проверку работы в группах по критериям.

     

     Выслушивают полученные тексты. Обсуждают их. Оценивают по критериям.

      Оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р).

    Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П).

    Умение оценивать действия одноклассников  (К).

    7

    Домашнее задание (записано на доске).

    Комментирует ДЗ  

    Записывают ДЗ в дневниках.

    8

    Рефлексия учебной деятельности.

    Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд №11)

    Оценивает работу на уроке.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

    Поднимают руку.

    Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П).

    Умение выражать свои мысли (К).

    Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р).

    Приложение 1. Презентация «Знаки препинания внутри простого предложения».

    Слайд №1.  Спишите, расставьте недостающие знаки препинания.

                          Пожелай нам ветер светлого пути.

                          Пляшут искорки рассвета на деревьях и кустах.

                          Чтение вот лучшее учение.

                          Мы конечно верим в чудеса.

    Слайд №2. Знаки препинания внутри простого предложения.

    Слайд №3. Охотник отправился в лес и взял с собой собаку.

                         Под глубоким снегом спят реки, озера, пруды.

                         И сад, и степь, и двор – все было в холодной тени.

    Слайд №4. Продолжите предложения

    1. Фонетика это….
    2. Словосочетание это…
    3. Морфема это…

    Слайд №5.  Составьте тексты, включив в них предложения  с однородными членами, с обращениями, с вводными словами.

     Слайд № 6. Рефлексия и итоги урока.

    • В каких случаях внутри простого предложения ставятся знаки препинания?
    •  Какие задачи ставили? Достигли цели?
    • Мне понравилось …, потому что...
    • Мне не понравилось..., потому что...

     

                   

    Приложение 2. Рабочие листы

     

    Исправьте пунктуационные ошибки

    Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку.

    Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.

    И сад, и степь, и двор все было в холодной тени.

    Приложение 3. Карточки с заданиями.

     1 группа.

    Составьте и запишите текст на тему «В цирке». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.

    2 группа.

    Составьте и запишите текст на тему «Прогулка по зимнему лесу». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.

     3 группа

    Составьте и запишите текст на тему «Экскурсия в музей». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.

    4 группа

    Составьте и запишите текст на тему «Новый год». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.

    5 группа

    Составьте и запишите текст на тему «Наступили каникулы».  Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.

    6 группа

    Составьте и запишите текст на тему «На уроке». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.

     

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Спишите, расставьте недостающие знаки препинания Пожелай нам ветер светлого пути. Пляшут искорки рассвета на деревьях и кустах. Чтение вот лучшее учение. Мы конечно верим в чудеса.

    Слайд 2

    Знаки препинания внутри простого предложения

    Слайд 3

    Охотник отправился в лес и взял с собой собаку. Под глубоким снегом спят реки, озера, пруды. И сад, и степь, и двор - все было в холодной тени.

    Слайд 4

    Составьте и запишите предложения 1. Фонетика это…. 2. Словосочетание это… 3. Морфема это…

    Слайд 5

    Придумайте тексты, включив в них предложения: 1. с однородными членами; 2. с обращениями; 3. с вводными словами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе" Простые и сложные предложения"

    Урок проводится после изучения темы " Сложные предложения"...

    Урок в 4 классе по русскому языку "Отработка грамматической характеристики простого предложения"

    На уроке закрепляется умение составлять грамматическую характеристику предложения по алгоритму и применять знания на предложенном материале. Учащиеся составляют алгоритм разбора предложения и по нему ...

    Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»

    Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...

    Конспект УЗ по русскому языку "Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"

    Данный материал можно использовать при подготовке к учебному занятию по теме"Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"...

    Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения

    Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....

    Урок русского языка в 5 классе "Простое и сложное предложение"

    Урок изучения нового материала в 5 классе "Простое и сложное предложение"....

    Открытый урок русского языка в 5 классе "Простое и сложное предложение"

    Урок углубляет знания обучающихся о простом и сложном предложениях, знакомит с делением сложных предложений в зависимости от средств связи в них....