Урок в 4 классе по русскому языку "Отработка грамматической характеристики простого предложения"
методическая разработка по русскому языку по теме

Смирнова Елена Георгиевна

На уроке закрепляется умение составлять грамматическую характеристику предложения по алгоритму и применять знания на предложенном материале. Учащиеся составляют алгоритм разбора предложения и по нему дают характеристику нескольким предложениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_kl..docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №2 г. Серпухова Московской области

Урок в 4 классе по русскому языку

«Отработка грамматической характеристики простого предложения»

(в рамках преемственности между начальной школой и средним звеном)

Учитель начальных классов: Смирнова Е.Г.

10 апреля 2012 г.

Тема: «Отработка грамматической характеристики простого предложения».

Цель: закрепить умение составлять грамматическую характеристику предложения по алгоритму и применять знания на предложенном материале.

Тип урока: контроль и оценка.

Ход урока:

  1. Создание учебной ситуации.

- Какую тему мы с вами заканчиваем изучать?  (Какие бывают предложения)

- Значит, нашей целью было…(Разбирать предложение по алгоритму)

- Хорошо. Давайте вспомним и обобщим наши знания по этой теме.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- На доске задание. Что это такое?  (Словосочетания)

- А что такое словосочетание?  (Это синтаксическая единица, слова в которой связаны между собой какой-то связью)

- Какое задание можно выполнить, глядя на эти словосочетания? (Определить вид связи, вставить пропущенные буквы)

     пос-дить дер-во

          в-твится дер-во

               з-лёный и голубой цв-ток

                    к-пать в огороде

- Что можно составить из  словосочетаний?  (Предложения)

- Что такое предложение?  (Это синтаксическая единица, которая образуется с помощью взаимной связи)

      2. Контроль и оценка использования способа действия.

- На доске записаны предложения:

   Высоко  настарой  бирёзе  седел  любопытный  скварец.

   Он  синтересом  на  блюдал  за  дитьми  поддеривом.

- Что здесь необычного?  (Ловушки)

- Исправьте ошибки.

- Как вы думаете, чем могли заниматься дети внизу? Какие у вас есть варианты?

- Ребята, я хочу вам немножко помочь. Давайте вспомним, что сейчас весна. А что могут делать дети весной? Чем дети могут помочь скворушке?

- Запишем полученное предложение (Ребята делали маленькие домики для птиц) и посмотрим, какой рассказ у нас получился.  (Читаем текст)

- Спишите текст в тетради.  (Дети записывают текст в тетради)

- А теперь давайте составим грамматическую характеристику первого предложения. В этом нам поможет составленный нами ранее алгоритм.

Алгоритм разбора предложения.

  1. Найти сказуемое (выражает грамматическое значение предложения).
  2. Найти подлежащее (от него зависят грамматические формы сказуемого).
  3. Найти второстепенные члены:

1) дополнение – отвечает на падежные вопросы, кроме Им.п.

2) определение – отвечает на вопросы какой? который? чей?

3) обстоятельство – отвечает на вопросы где? когда? куда? как? зачем? почему? откуда?

- Кто хочет попробовать свои силы?  (Дети выходят поочерёдно и разбирают предложения)

- Но мы с вами на прошлых уроках составили ещё один план разбора предложения.

Типы предложений.

  1. По цели высказывания: повествовательное или вопросительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. Простое или сложное.
  4. Сколько главных членов.
  5. Распространённое или нераспространённое.

- Сейчас вы поработаете со второй схемой в парах.

- Что интересного вы заметили?  (Все три предложения разбираются одинаково)

- Верно. Чья пара разберёт нам эти предложения?

- Хорошо. Но мы с вами знаем, что бывают и другие виды предложений. Придумайте противоположное

*по цели высказывания - вопросительное

*по эмоциональной окраске - восклицательное

*сложное

*чтобы был один главный член предложения

*нераспространённое

    3.Рефлексия.

- Давайте обобщим. Какую мы ставили цель?

- Что было полезным на уроке?

- Получается у вас работать по алгоритму?

- Вот мы завтра и посмотрим, как вы справитесь с контрольной работой, где обязательно будет разбор предложений.

- Спасибо за вашу работу.

Домашнее задание: упр.303 (2 часть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта на уроках русского языка "Это непростое простое предложение"

материал для организации и внедрения метода проекта на уроках русского языка...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе (ДЦП) по теме: "Пунктуационный разбор простого предложения"

 Данный урок русского языка проведён в 5 классе с обучающимися с диагнозом ДЦП и ставит своей целью  повторение и закрепление изученного на уроках материала по теме “Синтаксис п...

Урок русского языка в 10 классе по теме "Постановка тире в простом предложении"

Данный материал используется в 10 классе при повторении темы"постановка тире в простом предложении"...

Урок -презентация русского языка в 5 классе на тему "Порядок синтаксического разбора простого предложения"

Презентация содержит материал ,который может быть полезным учителям русского языка , работающим в 5 классе...

8 класс Практикум по темам: «Словосочетание». «Грамматическая основа простого предложения»

8 класс Практикум по темам: «Словосочетание». «Грамматическая основа простого предложения»  ...

Проверочная работа по теме "Характеристика простого предложения. 5 класс"

В данной работе проверяется сформированность умения давать характеристику простому предложению по цели высказывания, интонации, количеству грамматических основ, наличию второстепенных членов. Также пр...

Конспект урока по русскому языку на тему "Простое предложение" (8 класс)

Цели:- закрепить изученное о предложении;- закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно ч...