Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
план-конспект урока (русский язык, 11 класс) по теме

Старикова Татьяна Викторовна

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинания в ССП. Закрепление материала с помощью программы "Репетитор".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnoe_predlozhenie._znaki_prepinaniya_v_ssp._11_kl.rar339.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сложное предложение.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Урок русского языка в 11 классе

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Украинская СОШ»

Косихинского района

 Старикова Татьяна Викторовна

Цель: создать условия для совершенствования языковой и лингвистической компетенций уч-ся через повторение, систематизацию и обобщение знаний учащихся о сложном предложении, о постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях, через закрепление и корректировку знаний учащихся об отличии  ССП от ПП с однородными членами предложения  путем выполнения заданий части А кимов  ЕГЭ, через выявление в ходе обсуждения всех случаев, когда запятая в сложносочиненных предложениях не ставится, через повторение правил написания н – нн в прилагательных и причастиях, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к изучению русского языка

Задачи:

- отработка умения классифицировать сложные предложения,

 - развитие навыков определения типов СП,  

- проверить степень сформированности знаний учащихся о сложносочиненном предложении и сочинительной связи,

- закрепить умение отличать сложносочинённые предложения от других сложных предложений,

- осуществить текущий контроль сформированности умений и навыков постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении; 
- совершенствовать  навык  
постановки  знака препинания  в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами через решение заданий типа А 10, А20;

- организовать самостоятельную тренировочную работу по закреплению знаний о постановке запятой  в сложносочиненном предложении

 Ход урока:

1. Орфоэпическая разминка.

2. Орфографическая разминка  (повторение правописания н – нн в прилагательных и причастиях)

3. Объявление темы урока. Постановка задач урока уч-ся.

Повторить, какие предложения называются сложными?

Повторить типы сложных предложений.

Повторить, какие предложения называются сложносочиненными? Какие союзы связывают части ССП?

На какие  разряды по значению делятся сочинительные союзы?

ВЫЗОВ  

- актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний по данной теме;

- пробуждение интереса к изучаемой теме;

- обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

- побуждение уч-ся к активной деятельности

4. Прием “Я уже знаю”. Бортовой журнал.

- Вызов индивидуальных имеющихся знаний по изучаемой теме.

- Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.

- Вспомните, что вы знаете по теме «Сложное пр-е»? Запишите кратко информацию в Бортовой журнал.        Обсудите полученные записи в парах.

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

5. “Сброс идей в корзину”. Каждая пара поочередно характеризует сложное пр-е. Не повторять то, что уже было сказано другими. 1 уч-ся на доске записывает в виде кластера услышанную информацию, при необходимости может дополнить ответы одноклассников.

(В результате на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной теме, что позволяет диагностировать уровень подготовки класса, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала).

6. Закрепим эту информацию. Слайды  «Сложное пр-е»

7. Составление алгоритма рассуждения при определении типа сложного пр-я.

Вы уже знаете, что умение определять вид пр-я проверяется на ЕГЭ в части А, в зад. 10.

Составьте алгоритм рассуждения при определении вида пр-я: простое, сложное, тип сложного пр-я. (слайд – щелчком несколько раз)

     8. Работа в парах по определению типа пр-я.

    - Для совершенствования умения определять тип  пр-я я предлагаю вам  поработать в парах . (слайд) 1 – указать №  ССП, 2 – СПП, 3 – БСП. Как определили?

- И еще 2 примера. (слайды)

9. Систематизация знаний о ССП, сочинительных союзах.

- Теперь необходимо систематизировать знания о ССП. Назовите еще раз признаки ССП.(слайд) – части равноправны и связываются сочинит союзами. Перечислите их. (слайд – таблица)    Подчинительные союзы вы тоже знаете. Они необходимы, чтобы отличить ССП от СПП. (слайд – таблица). Что еще могут связывать сочинит.союзы? (однородные члены пр-я). Умение отличать ССП от ПП с однородными членами проверяет задание 20 на ЕГЭ.

10. Составление алгоритма рассуждения, как отличить ССП от ПП с однородными членами, связанными союзом и.

Составим алгоритм рассуждения при выполнении задания А 20 на ЕГЭ.(слайд)

11. Тренировочные упражнения.

- Тренируем умение находить ССП и отличать его от ПП с однородными членами, связанными союзом и. ( интерактивный курс -№ 6, тест ,зад 1)

- Какой из вариантов нужно выбрать, чтобы получилось ССП. (ответ -3)

- И еще задания на слайдах.

ОСМЫСЛЕНИЕ  

• активное получение новой информации;

• осмысление новой информации;

• соотнесение новой информации с собственными знаниями;

• отслеживание процесса познания и собственного понимания.

12. Тема нашего урока: Знаки препинания в ССП. Посмотрите на схемы. Правильно ли я их составила? Проблемная ситуация.

Как правило между частями ССП ставится запятая. Но есть несколько условий, при которых она не ставится. Что же это за условия?

13. Задачи урока.

Значит, к тем задачам, которые мы ставили в начале урока добавляется еще одна: узнать, всегда ли ставится запятая в ССП? (слайд с задачами урока)

14. Внимание на слайд.  Запятая в ССП с общим второстепенным членом.

Это правило вы изучали еще в 9 классе.

15. Дополнение алгоритма решения задания А 20.

Дополним  алгоритм рассуждения при решения тестового задания А 20, которое проверяет сформированность умения отличать ССП от ПП с однор. членами. (слайд)

 Запишите в Бортовой журнал , что вы узнали нового.

16. Тренировочные упражнения.

- Для тренировки умения отличать ССП от ПП с однор. членами предлагаю следующие задания

А) (интерактивный курс, зад № 2)  Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.

1) Укажите пр-е, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.(4)

2) Укажите ССП (1,2,3) 4 – с однор. членами.

3) Найдите пр-е с общим второстепенным членом (3)

 

Б) Работаем с тестами, которые лежат у вас на столах.

17. Продолжим разговор о знаках препинания в ССП. Как правило, между частями ССП ставится запятая. Но есть несколько условий, при которых она не ставится. Первое условие мы уже вспомнили.

- Читаем пр-е на слайде и делаем вывод, почему не ставится запятая между частями ССП. (слайды)

- Очень редко в ССП может ставиться знак тире. (слайд)

  Эти условия отсутствия запятой в ССП  напечатаны на листочках, которые вы вставите в свои папки.

18. А сейчас я предлагаю поработать с программой «Репетитор», закрепить полученные знания на практике.

Слабые ребята  работают с учебником: Упр.

РЕФЛЕКСИЯ: Аргументированные ответы на один из вопросов:

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

В чем вы видите собственное приращение?

 Что мы делали нерационально?

Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...