Урок по русскому языку: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (10 класс) по теме

Хлевная Виктория Николаевна

Урок представляет собой модуль - цикл по представленной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnosoch.predlozhenie.modul_.pptx366.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Схема №1 Предложения простые и сложные

Слайд 2

Определения: 1. Простым называется предложение, в котором содержится одна основа. 2. Сложным называется предложение, в котором содержится две или более основ.

Слайд 3

Дополнительное задание к УЭ № 1: Распределите предложения по группам – простые и сложные (Знаки препинания не расставлены.). 1) Прошел час другой а мальчик всё не возвращался. 2) Задул суховей и высушил землю. 3) Запутавшись в высокой траве я потерял тропинку. 4) Снегирь сидел на ветке плавно качающейся на ветру. 5) Стало совсем темно и улица мало-помалу опустела. 6) Ученые заинтересовались находкой и начали раскопку кургана. 7) Глеб я это знал учился в гимназии. Простые предложения Сложные предложения

Слайд 4

Контрольный лист

Слайд 5

Схема №2. Характер отношений между частями сложного предложения.

Слайд 6

По значению Таблица №1 Союз – неизменяемая часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложног о Разряды союзов По строению

Слайд 7

Подчинительные союзы Союзные слова служебная часть речи: что, чтобы, если, когда, потому что, ибо, так как, едва, как только, будто, словно, хотя, несмотря на то что, как, в то время как и др.; относительные местоимения и местоименные наречия, выполняющие функцию союзов, играют роль скреп частей сложного предложения : который, кто, что, где, когда, как, почему, отчего и др. соединяя части сложноподчиненного предложения, не являются членами предложения соединяя части сложноподчиненного предложения, являются членами предложения легко опустить, трансформируя предложение в бессоюзное опустить нельзя, так как союзное слово является членом предложения можно заменить синонимичным союзом можно заменить синонимичным союзным словом безударны падает логическое ударение Это не могло не укреплять убеждения, что жизнь – одно, а литература – другое. (Федин). Ср.: Это не могло не укреплять убеждения: жизнь – одно, а литература – другое. Вдруг пахнуло чем-то тоскливым, что характерно для ранней весны. ( Дангулов ) Ср.: Вдруг пахнуло чем-то тоскливым, которое характерно для ранней весны. Таблица № 2 Разграничение союзов и союзных слов.

Слайд 9

Контрольный лист

Слайд 10

Таблица №3.

Слайд 11

Задание к УЭ № 3 Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом: ССП - …, СПП - …, БСП - … . 1. Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то прожитые годы. 2. В то время как она выходила из гостей, послышался звонок. 3. По аллее шла та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть. 4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. 5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве. 6. Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит , иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид. 7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще е интересовался мышью. 8. Он внезапно изменился так, что никто не узнавал его. 9. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки. 10. Берег, в виду которого мы шли, зарылся в туманах.

Слайд 12

Контрольный лист

Слайд 13

Схема №3

Слайд 14

!!! Знак не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если: 1) у разных частей сложносочиненного предложения есть один общий второстепенный член, вводное слово или общая придаточная часть: Здесь краски не ярки и звуки не резки. Разумеется , вы с ним знакомы давно и образ мыслей его вам хорошо известен. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату . 2) ССП является вопросительным, побудительным или восклицательным: Это кто такие и что им надобно? Подпустить врага и огонь дать по команде. Как часто мы собирались вместе и какие вели интересные беседы! 3) в состав ССП входят: а) неопределенно-личные предложения, в которых подразумевается один и тот же производитель действия: Стали искать всех и ничего не нашли. б) безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых: Необходимо рассмотреть авторские знаки и надо срочно составить по ним заключения. (Но при отсутствии синонимических слов между двумя безличными предложениями запятая ставится: Нету чудес, и мечтать о них нечего.) в) назывные предложения: Зловещий блеск и пестрота дерев … (Но при повторении союза запятая ставится: Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да желтые поля .)

Слайд 15

Итоговый тест 1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Он замечал её еще издали ( ) и сразу же посылал приветствие. а) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна в) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая г) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая 2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Недавно шел первый снег ( ) и все в природе находилось под властью этого молодого снега. а) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна в) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая г) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая 3 . Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: В окно с улицы лился глухой шум ( ) и летела пыль. а) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как есть общий второстепенный член предложения б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна в) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая г) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая 4 . На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые? Везде слышались (то) звуки пилы (2) то топора. Солнце сильно припекало (3) и от воды шло сверканье. а) 1, 2, 3 б) 2, 3 в) 1, 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 11 классе: Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП.

Урок повторения и обобщения материала по теме: "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП", разбор заданий ЕГЭ....

Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП"

Данный конспект урока поможет учащимся повторить тему " Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП" и подготовиться к ЕГЭ....

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.

Содержание:1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.2. Контрольно – измерительные материалы.3. Список литер...

Урок по теме " Знаки препинания в сложносочинённом предложении (отсутствие запятой; тире между простыми предложениями в составе сложносочинённого)».

Урок руссского языка в 9 классе " Знаки препинания в сложносочинённом предложении (отсутствие запятой; тире между простыми предложениями в составе сложносочинённого)».(составлен на мат...