Главные вкладки

    План-конспект урока русского языка (11 класс) по теме:
    Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП"

    Данный конспект урока поможет учащимся повторить тему " Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП" и подготовиться к ЕГЭ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_podgotovki_k_ege__po_russkomu_yazyku.docx31.56 КБ

    Предварительный просмотр:

               Муниципальное образовательное  учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №1»                                                                                

    Разработка урока русского языка подготовки к ЕГЭ

    Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП.

                                                             

                             

    Разработала

    учитель русского языка и литературы Ι кв. категории

    САГИРОВА АЛСУ РАДИКОВНА

    Нурлат 2011

    Цель урока: повторить сведения о сложносочинённом предложении, о видах  сочинительных союзов; усвоить особенности сложносочинённого предложения,  отличие  ССП от ПП с однородными членами предложения; закрепить умение отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами; воспитывать любовь к русской литературе, её связь с историей создания Царскосельского лицея.

    Оборудование: компьютеры, интерактивная  доска, презентация,  мультимедийная установка, раздаточный материал, учебник (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы, 2009 г.

    Ход урока

    1. Вступительное слово.

       - Добрый день. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами А.С.Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Эти слова произносились не одним поколением людей.  В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы.                                                                                                                                                                                                                    Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на уроке.

    1. Объявление темы, постановка цели урока.

        - Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам. Итак, мы будем повторять  сведения о сложносочинённом предложении, сочинительных союзах; усваивать  особенности сложносочинённого предложения; отличие  ССП от ПП с однородными членами предложения; и, наконец, мы вновь будем учиться - отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

            Откройте тетради и запишите дату 20 октября, тему урока «Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП».

    - Ребята, я сегодня не случайно начала урок со слов А.С.Пушкина. Вам ни о чём не говорит дата 19 октября?

    - Это дата открытия Царскосельского лицея, где учился А.С.Пушкин.

    -Верно, поэтому сегодня мы не только будем повторять изученный материал по теме урока, но и непременно обратимся к этой знаменательной дате.

    3. Проверка домашнего задания

    - Итак, теорию о ССП нам напомнит Сидорова Алена. У неё было индивидуальное домашнее задание: обобщить материал в виде презентации. В ходе её сообщения мы будем обращаться к примерам из домашней работы. Несколько учеников получали индивидуальное задание: выписать из произведений А.С.Пушкина примеры ССП и простых предложений с однородными членами. Остальные подбирали свои примеры на предложенные схемы. Презентация с рассказом (в ходе презентации читаются примеры из домашней работы).

     - Сделаем вывод.  Какие же предложения мы называем ССП?  Какими союзами связываются ССП? На какие группы делятся сочинительные союзы?

    4.Графический диктант    (1 человек у доски)

    1. 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. (ПП)
    2. Их величали «первый курс Царскосельского Лицея», и они могли считать себя и школьниками, и студентами. (ССП)
    3. Еще более года назад царь Александр I подписал проект, составленный всесильным в ту пору министром Михаилом Сперанским, о создании в двадцати верстах от столицы особого учебного заведения. ( ПП)
    4. Там небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, а  потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России. (ПП)
    5. Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского шли далеко, и он возлагал большие надежды на это закрытое учреждение. (ССП)
    6. Царь Александр одно время поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи, но «прекрасное начало» имело невзрачное продолжение. (ССП)
    7. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи и самых знатных людей Российского государства. (ПП)
    8. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, а по другую находились  профессора. (ССП)
    9. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором, и перед ними торжественную речь произнесли  директор Лицея В. Малиновский и профессор Куницын. (ССП)
    10. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея. (ССП)

    5.  Слово учителя: Это торжественное событие произошло 200 лет назад. День 19 октября вошел в нашу культуру как день открытия Царскосельского Лицея . Этот день стал символом духовного единения не только первых воспитанников Лицея и других его выпусков, но и всех людей последующих поколений, вплоть до нашего времени, кто разделяет ценности свободы, братства, просвещения. Многие лицеисты, как и А. С.Пушкин, вспоминали годы обучения в Лицее, посвящали этому времени произведения. А другие поколения обращались к этой теме, вспоминая жизнь гения русской литературы А.С. Пушкина.

    6. Следующий вид работы - осложнённое списывание (работа с интерактивной доской, учащиеся вставляют пропущенные буквы и знаки препинания, объясняя свой выбор)

    Шесть лет промчалось как мечтанье
    В объятьях сла…кой т…шины
    И уж отечества призванье
    Гремит нам: шествуйте, сыны! (А.Дельвиг)

     Шесть лет промчалось, как мечтанье,
    В объятьях сладкой тишины,
    И уж отечества призванье
    Гремит нам: шествуйте, сыны!  

    Среди св…тых во…поминаний
     Я с детских лет …десь во…р…стал
    А глухо между тем поток народной брани   Уж бесновался и р…птал. (А.С.Пушкин)

    Среди святых воспоминаний
      Я с детских лет здесь возрастал,
    А глухо между тем поток народной брани
     Уж бесновался и роптал.

    Смуглый отрок бродил по а…еям
    У озёрных грустил берегов              
    И столетие мы лелеем                  
    Еле слышный шелест шагов.
                                             ( Анна Ахматова) 

    Смуглый отрок бродил по аллеям,
      У озёрных грустил берегов,             
    И столетие мы лелеем                  
    Еле слышный шелест шагов.

    7. Слово учителя  Много лет прошло с тех пор, и сегодня мы  вспомним, с чего всё начиналось…Давайте  познакомимся с  текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят, среди которых был и Саша Пушкин, в учебное заведение, где они проживут шесть лет. Текст на интерактивной доске и на партах учеников.

                                               Анализ текста.

    1. С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление.2.  Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики- подростки в сопровождении родных. 3. Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьезны. 4. Они приехали не в гости.5.  Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6. Кто привез Александра Пушкина – неизвестно.  7. Встречал приезжающих сам директор – Василий Федорович Малиновский. 8.  Было ему уже за сорок, и  его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их успокоить.11. «Новобранцы» прибывали по одному.12.  Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня  пословицу «Долгие проводы – лишние слезы».13. Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором.14. После вечернего чая всех повели переодеваться и  мальчики преобразились. 15.На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки.16. Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17. Одни уже воображали себя министрами, а другие  просто наслаждались своим парадным видом. 18. Довольны были все.  (М.Басина)

    Задания к тексту.

    1. Найдите в тексте сложносочиненные предложения. Укажите их номера. (2,3,8,13,14,17)
    2. Определите вид 14 предложения. (ССП с общим второстепенным членом)

    Проблемная  задача: «Всегда ли нужно ставить запятую в сложносочиненном предложении?»

    Для этого необходимо знать и уметь:

    1. Определять вид сложных предложений;
    2. Составлять схемы предложений;
    3. Уметь расставлять знаки препинания.

    7.Закрепление пройденного материала.

    1) Работа  с интерактивной доской.

             а) Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

    Соревнования из-за дождя не состоялись ( ) и решено было перенести их на ближайшее воскресенье.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.  

              б) Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

    В лесу ещё снег лежит нетронутый ( ) и деревья стоят в снежном плену.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна, т.к. есть общий второстепенный член.  

                в) Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

    Стволы деревьев, освещенные огнем костра, шевелятся ( ) и тоже напоминают монахов.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    2)  Индивидуальная  тестовая работа на компьютерах:

             1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

    Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.    

                 2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

    Уже давно стемнело ( ) и звезды ярко засияли на бархатном тёмно-синем покрывале небосвода.

    1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

    2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.    

                    3.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

    Далекие страны и таинственные названия манили его к себе ( ) и невероятно будоражили воображение.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

    2) Предложение сложносочиненное, перед союзом И ставится запятая.

    3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    4) предложение сложносочиненное, запятая перед союзом И не ставится.  

               4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

    Русская правдивая, горячая душа звучала, дышала в песне ( ) и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.

    1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

    2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

            5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

    За околицей запели ( ) и мелодия старинной русской песни неожиданной болью отозвалась в душе Владимира.

    1) Предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая ставится.

    2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    3) Предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая не ставится.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.  

           6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

    Страна наша богата истинными талантами ( ) и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом.

    1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

    2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

    3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общий второстепенный член.

    4) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И присоединяет повторяющиеся однородные члены предложения.  

           7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

    Старые, загорелые, широкоплечие, дюженогие запорожцы, с проседью в усах и черноусые, засучив шаровары, стояли по колено в воде ( ) и стягивали челны с берега крепким канатом.

    1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

    2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

    3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

    4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член.    

                 8. Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении:

    Всем хотелось спать ( ) и теплая, ласковая ночь с мягким шелестом трав располагала к этому.

    1) Предложение сложносочиненное, поэтому перед союзом И нужна запятая.

    2) Предложение простое с однородными членами, поэтому перед союзом И нужна запятая.

    3) Части сложносочиненного предложения связаны союзом И, поэтому запятая не ставится.

    4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая не нужна.  

                9. Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении.

    Во дворе посадили деревья ( ) и к вечеру в новый дом уже приехали первые жильцы.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

             10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

    Начинало светать ( ) и разведчики, прячась в густой траве, потащили связанного немца к своим окопам.

    1) Предложение сложносочиненное, поэтому нужна запятая перед союзом И.

    2) Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому не нужна запятая.

    3) Части сложного предложения связаны союзом И, поэтому запятая не ставится.

    4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая нужна.

    8. Подведение итогов. Что нового  вы узнали сегодня на уроке? Заполнение таблицы «Пишите без запятой, если простые предложения в составе сложного». Выставление оценок.

    9. Домашнее задание. 1. Подобрать из художественных произведений А.С.Пушкина сложносочиненные предложения (10 предложений). 2. Индивидуальное задание: подготовить презентацию «Сложноподчиненные предложения».

    10. Слово учителя: Спасибо вам за урок, закончить который я хочу теми же словами, что и в начале:  Друзья мои, прекрасен наш союз! Ведь он даёт нам возможность общаться, узнавать новое, совершенствоваться, творить! Надеюсь, что и наша школа оставит в вашей душе такие же светлые воспоминания, как Царскосельский Лицей у своих воспитанников.

    Литература

    1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений М.«Русское слово»2010 г.
    2. Гольцова Н.Г.,  Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя..М. «Русское слово»2009
    3. Владимирская Г.Н.  Тренажёр для подготовки к экзамену.  Русский язык. 10-11 классы. /   Владимирская Г.Н , Райский С.И. М.  Новый учебник, 2004.
    4. Егораева Г.Т., Иванова С.Ю. Русский язык. Тематические задания уровня А,В, С. М. Экзамен, 2009г
    5. Войлова. К.А., Леденёва В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 10-11 классы. М. Дрофа. 2004г.

    Ресурсы:

    1. http://rus.1september.ru/index.php?year=2009&num=08 - Газета "Русский язык" и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
    2. http://www.gramota.ru  - Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык«
    3. http://www.edu.ru/moodle/
    4. http://school-collection.edu.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест по русскому языку в 11 классе для подготовки к ЕГЭ

    тест позволит проверитьзнания учащихся по основным разделам языка...

    Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»

    Урок рассчитан на 2 часа,  состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...

    Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста."

    Урок посвящен систематизации теоретических знаний по развитию речи, умению работя с тестами ЕГЭ, комплексному анализу текста....

    Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме Сложносочинённые предложения.

    Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме Сложносочинённые предложения....

    Методическая разработка урока русского языка в 11 кл по подготовке к ЕГЭ

    Методическая разработка урока русского языка  в 11 кл по подготовке к ЕГЭ...

    Урок русского языка в 9 классе по теме "СПП с несколькими видами придаточных. Знаки препинания в СПП".

    На уроке по теме "СПП с несколькими видами придаточных" учитель формирует у обучающихся умение видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить в них знаки препинания, а также умение ко...