Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Луговец Лилия Владимировна

Урок- изучения нового материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обращение 5 класс38.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок русского языка в 5-м классе

по теме "Обращение"

разработала учитель русского языка и литературы МКОУ «Подстепновская СОШ» Луговец Лилия Владимировна

Цели урока:

Познавательные: узнать, что такое обращение, какова его функция и как использовать обращение в речи.

Развивающие: развивать логическое мышление; развивать умение работать в команде.

Воспитательные: воспитывать умение внимательно прислушиваться к чужому мнение; воспитывать уважение к русскому языку.

Задачи обучения:

1.Формировать умение находить обращения в предложении.

2.Формировать умение отличать обращение от подлежащего.

3.Формировать умение составлять предложения с обращением.

5.Формировать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

6.Формировать умение верно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями

Ход урока

  1. Организационный момент

   Здравствуйте, ребята, я рада всех вас видеть. Как настроение?

 Мы продолжаем с вами изучение раздела  «Синтаксис и пунктуация», и сегодня  мы будем говорить об этикете. Кто знает, что обозначает это слово? А как можно узнать?(Ребята отвечают, что можно посмотреть в толковом словаре. Учитель предлагает одному ученику найти слово и зачитать  вслух толкование слова «этикет»

Этикет,  Установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Дипломатический  этикет Речевой этикет

Мы с вами будем говорить об общегражданском этикете, то есть о правилах поведения людей в различных  местах.

II.Проверка домашнего задания

  1. Мини-тест  (1 для сильных обучающихся: Алексеева В., Герингер Я. 1 — для слабого обучающегося Беззубцев Д. (приложение №1, 2)
  2. Работа у доски: подчеркнуть в предложении все члены, обозначить однородные члены и составить схемы (2 обучающихся со средним уровнем успеваемости — Зиннер Ж., Бакулин А.)  

Этикет — правила поведения людей в гостях, на работе, в школе.

Правила этикета полезны всем: детям, взрослым и старикам.

  1. Проверка   работы ребят у доски ( 2 обучающихся — Сохатюк И., Лончаков Е.).

  1. Актуализация.  Сообщение темы и целей урока

(Слайд-презентация)

1 слайд: На экране Два предложения:  Во время еды не клади ло..ти на стол.

                                                                              Андрей, никогда не разговаривай с набитым ртом.

Прочтиете предложеия. В каком из них понятно, к кому обращаются с речью? Благодаря какому слову?

Такие слова называются обращениями.

                    Что мы должны узнать на уроке?

                  Чему мы должны научиться?

                          (ответы детей)

  1. Изучение новой темы.

Ребята давайте попытаемся сформулировать, что же такое «обращение»

(ответы детей)

Теперь  прочтите определение в учебнике на странице 85. Верно мы сформулировали определение понятия? Что есть в определении из учебника, чего мы не назвали? (дети отвечают, что обращением может быть не только слово, но и сочетанием слов).

     2 слайд:

- Перед вами таблица «Знаки препинания в предложениях с обращениями», но она пустая. Определите задачу для себя (дети отвечают, что они должны заполнить ее примерами). Такие же таблицы учитель раздает детям.(приложение №3)Для работы детей делю на две группы.

3 слайд:  

- Выберите предложения для каждого столбца таблицы.

После заполнения таблицы, детям предлагается сформулировать, правило постановки знаков препинания в предложениях с обращениями. Затем вместе читаем материал учебника на стр. 86.

- Подчеркните в предложениях из таблицы главные члены предложения. Заостряем внимание на том, что обращения не являются никакими членами предложения. Делаем еще один вывод: Обращение не является членом предложения.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

  • По правилам этикета обращаться к человеку нужно исходя из обстановки. Иногда мы допускаем ошибки, подбирая неверное обращение.

(слайд №4) Вставьте на место пропуска обращения из слов для справок, запиши полученные предложения, расставь знаки препинания.

(после выполнения задания обучающиеся обмениваются тетрадями и прверяю правильность выполнения задания по проверочному слайду №5)

Учитель зачитывает критерии оценивания, дети выставляют оценки. Обсуждение оценок.

VII.  Домашнее задание.

§42 правило выучить,  упражнение 211 (составить предложения на тему «Этикет»)

 или написать мини-сочинение «Для чего нужны обращения?»

Итоги урока.

Продолжите синквейн:

Обращение

Дружеское, уважительное.

…...........................................................

…..............................................................................

….............................................

Итак, какие вопросы мы с вами рассмотрели сегодня на уроке?

Что такое обращение? Где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме?

Выставление оценок.

На следующем уроке мы продолжим изучать тему “Обращение”, урок закончен.

Приложение №1

1.Продолжи фразу:

Главные члены предложения - это …....................... и............................ .

Второстепенные члены — это …............................., …..................., …..................... .

  1. В предложении: «Мужчина всегда пропускает даму вперед» выделенное слово является

        а) подлежащим

        б) дополнением

        в) обстоятельством

  1. Запишите предложение, дополнив его обстоятельством, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения: «Лица мужского пола мужчины юноши и мальчики должны снимать головные уборы».

Приложение №2

1.Продолжите фразу

Подлежащее отвечает на вопросы:  …..................? …...................? Сказуемое отвечает на вопросы:  что делает предмет? …...................................? …....................................?

…...................................................?....................................................?

  1. Подчеркните в предложении все члены, напишите на какие вопросы они отвечают.

 Воспитанный человек не перебивает собеседника, не смеется громко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными"

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока с приложениями по русскому языку  в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными», разработ...

Разработка урока русского языка в 5 классе "Сложное предложение"

Работа создана с целью формирования представления о сложном предложении,  формировании способности определять сложное предложение....