Разработка урока русского языка в 5 классе "Сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Работа создана с целью формирования представления о сложном предложении,  формировании способности определять сложное предложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnoe_predlozhenie.docx14.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложное предложение

Цель урока: сформировать представление о сложном предложении, сформировать способность определять сложное предложение.

Задачи:

- сформировать умение выделять грамматические основы в составе сложного предложения;

- сформировать умение постановки знаков препинания в сложном предложении;

- сформировать представление о сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.

Ход урока:

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь  «от улыбки станет всем светлей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Учебная ситуация «Директор фирмы выбирает работников»

Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

(По упражнению, выполненному дома, повторяем изученный материал):

- Какие признаки позволили определить, что это простое предложение? (одна грамматическая основа). Благодаря чему простое предложение  становится осложненным?

(Наиболее трудные случаи необходимо прокомментировать. Если возникает необходимость, по выявленным затруднениям провести работу – прокомментировать на других примерах.).

- На доске записаны (или слайд)  предложения: Слово “здоровье” является одним из самых частых, которое использует человек.Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

- Какое предложение называется сложным? (ответ учащихся: «Предложение, в котором две или более грамматических основ, называется сложным»).

- Подумайте, какое определение более правильное: то, которое мы услышали сейчас, или «Предложение, состоящее  из нескольких простых, называется сложным?» 

- Мнения разошлись, какой вариант считать верным? (проблемная ситуация).

- Давайте сформулируем тему урока и определим цель урока.(Понятие о сложном предложении. Цель: сформировать представление о сложном предложении, сформировать способность определять сложное предложение, постановка знаков препинания.)

Изучение нового материала.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний о сложном предложении.

- Для того, чтобы выбрать правильный ответ, обратимся к теории: найдите определение сложного предложения (решение проблемной ситуации).

- Прочитайте определение союзного и бессоюзного сложных предложений и запишите схему классификации сложных предложений.

- На слайде шесть предложений. Выполним цифровой диктант: в первую строчку запишем номера простых предложений, а во вторую- номера сложных предложений.

- Теперь среди этих сложных предложений укажите союзные и бессоюзные? Зачертите схемы предложений. (После выполнения учитель предлагает ученикам назвать грамматические основы, объяснить знаки препинания. Вместе разобрать, комментируя следующее: количество простых предложений в сложном определяется по числу грамматических основ; у каждого из простых предложений своя территория, границы которой отмечаются знаками препинания; смысл, интонация и слова-ориентиры (союзы, местоимения)-вот что подсказывает границы простых предложений в составе сложного.

- Прочитайте определение сложносочиненного и сложноподчиненного предложений и продолжите схему.

- Возвращаемся к предложениям и выясняем, какие союзные предложения сложносочиненные и сложноподчиненные?

!!!Физкультминутка!!!:

- Я вижу, что вы немного устали. Проведем разминку: я буду читать предложения. Если звучит ССП – все приседаем, если СПП – хлопаем в ладоши.

Закрепление учебного материала.

Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию.

- Работаем по предложению все вместе: Ласточка рассказала дюймовочке, как она поранила себе крыло о терновый куст.(нужно подчеркнуть грамматические основы, поставить запятую, составить схему и определить тип союзного предложения).  Как нужно обработать рану, царапину, чтобы избежать заражения?

- Для закрепления знаний  выполним следующее задание. Каждая пара получит карточку. В предложениях нужно подчеркнуть грамматические основы, расставить запятые, составить схемы и определить тип союзного предложения.

!!! Домашнее задание: составьте на тему «Обработка ран, царапин» 5 сложных союзных предложений/

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Какую цель мы ставили на уроке? Удалось ее достичь?

-  Как правильно определить, какое предложение называется сложным?

- Что помогает нам определить границы простых предложений в составе сложного предложения?

- Оцените свою работу на уроке. (Выставление оценок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП"

Данный конспект урока поможет учащимся повторить тему " Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП" и подготовиться к ЕГЭ....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...