Главные вкладки

    разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
    методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

    Селезнева Ольга Константиновна

    Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

     

    Цель урока:

    • Проверить знания теоретического материала по теме.
    • Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.
    • Воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес к изучению русского языка и литературы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_8_klass_odnosostavnye_predlozheniyarar.rar154.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

    Цель урока:

    1. Проверить знания теоретического материала по теме.
    2. Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.
    3. Воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес к изучению русского языка и литературы  

     

      Добрый день, друзья.

    В древние времена жил человек Чжу. Однажды он узнал, что старый охотник Ма Тэн умеет убивать драконов. Чжу пришел к нему и попросил научить убивать драконов.

    — Это трудное искусство. Готов ли ты без отдыха пять лет учиться с утра до вечера? Есть ли у тебя деньги, чтобы заплатить за учение ?

    — Да, — сказал Чжу и приступил к учению. Прошло пять долгих лет. Все эти годы он прилежно учился побеждать драконов. Он вернулся в деревню без копейки в кармане, но зато мог победить любого дракона. Чжу прожил долгую жизнь, но ни разу не повстречался с драконом. И так как он ничего не умел делать, то жизнь его протекала в горести и нужде. И только состарившись, Чжу понял простую истину: познания хороши те, которые нужны людям и приносят им пользу.

    Я рада  всех вас видеть на занятии  русского языка. Знания, полученные вами на предыдущих уроках  помогут точнее, грамотнее, лаконичнее выражать свои мысли

    Я вам прочту стихотворные строки, а вы мне скажете, что общего, с точки зрения русского языка,  лежит в   построении предложений.

    Слайд 1.                                                           Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья.

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца,

    Ряд волшебных изменений милого лица.

    В дымных тучках пурпур розы,

    Отблеск января,

    И лобзания, и слезы,

                                                                             И заря, заря! А.Фет

    Плетемся по грибы.

     Шоссе. Леса.  Канавы.

    Дорожные столбы

    Налево и направо.

    С широкого шоссе

    Идем во тьму лесную.

    По щиколку в росе

    Плутаем врассыпную

    Б. Пастернак

    Не видно птиц. Покорно чахнет

       Лес, опустевший и больной.

        Грибы сошли, но крепко пахнет

                                                                         В овраге сыростью грибной. И.Бунин

     Ответ: Они построены при помощи односоставных предложений.

    - Определите, какой вид односоставных предложений используется в стихотворении А.Фета. (Назывные)

    - В стихотворении  Б. Пастернака  (Назывные, опред - личн)

    - В стихотворении И.Бунина (безличные)

    Это новая тема? Нет

    Значит тема урока:

     слайд №2           Повторение по теме: Односоставные предложения

    Оформить тетради  (5 мин)

    О каких видах предложений можно вспомнить, глядя на  весы? (В двусоставных грамматическая основа подобна весам: на двух чашах весов - подлежащее и сказуемое. У односоставных одна чаша весов -  пустая)

    Назовите виды односоставных предложений по составу грамматической основы. (После ответов учащихся  Слайд №3)

     

    Слайд№4 А теперь заполните  таблицу. Она у вас дана на листах.

    Слайд №5 Проверим по желанию  

    Я вам предлагаю поработать в парах.  

    Заполните лист "Алгоритм определения видов односоставных предложений"

    Проверим слайд №6      (5 мин)

    Слайд № 7 Практическая работа на оценку (нет ошибок - "5", 1,2 ошибки - "4", 3 ошибки - "3")

    2 человека у доски (На обороте доски)

    на слайдах примеры предложений.

    Задание: подчеркнуть гр основу, начертить схему, определить по алгоритму вид односоставного предложения:

    1. В одну минуту дорогу занесло, и окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой.

                                   [безл.], и [двусост.].

    1. Еще напор, и враг бежит.  

                                [наз.], и [ двусост.].

     

    1. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали.

                                 [двусост.], и [ н.-л.].

     

    4.Дубрав не видно, и степь нагая над морем стелется одна.

                                 [безл. ], и  [ двусост. ].  (5 мин)

    Графический диктант

      Учитель диктует предложения, а ученики записывают только вид предложения и сразу показывают ответ учителю. Ошибки должны быть прокомментированы сразу:

    1. Сердца жаркого не залить вином.–б.л.
    2. Утро туманное, утро седое. – н.л.
    3. Гляжу на будущность с боязнью. - о.л.

    4. Мне надо действовать. - б.л.
    5. Каких предложений не было?- н.л.

    Самооценка по определённой шкале:

    нет ошибок – «5»; 1ошибка – «4»; 2 ошибки - «3».

    Оценки сразу выставляются в журнал

      Построить предложения по схемам. (схемы начерчены на доске)

    безл.

    назыв.

    1.                     , и

    двусост.

    назыв.

    2.                     , и

    3.                     , и

    н/л

    назыв.

                                            

    РАБОТА В ГРУППАХ

    Теперь вы знаете виды односоставных предложений, умеете строить предложения по схемам. И я  вам предлагаю исследовательскую работу по тексту  А.С.Пушкина "Капитанская  дочка". Вам даны отрывки диалогов.

    Задание:

    назвать героев диалога

    подчеркнуть односоставное предложение и определить его вид.

    ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП

    ВЫВОД: кто и с какой целью использует односоставные  предложения  в речи? (Поэты - выражают чувства

    писатели  в диалогах при помощи односоставных предложений создают характер героя, в разговорной речи используютя опр -личн)

    И вам я предлагаю свою речь делать яркой, выразительной, используя односоставные  предложения.    

           Посмотрите на иллюстрации  зимнего леса

      Сочинение – миниатюра (5 предложений):

    «Зимний лес». Обязательно должны быть употреблены односоставные предложения

    Например, назывные: Зимнее морозное утро.

    безличное  Хорошо зимой в лесу, в царстве покоя и беззвучия.

    А дальше описание жизни в зимнем лесу (снегири, белка, заяц), а может состояние человека, попавшего в зимний лес (5 мин)

    Тихо зимой в лесу, в царстве покоя и беззвучия. Замерли травы, кусты и деревья.

    Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая.

    А птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Помогайте маленьким пернатым друзьям зимой!

     Использовать как назывные, так и другие типы односоставных предложений.

    Чтение работ

    На столе записки:

     При изучении темы "Односоставные предложения"

    1. Хорошо понял.....
    2. Плохо разобрался в.......
    3. Мне было интересно .....
    4. Хочу предложить ....


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

    Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

    Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения"  ФГОС...

    Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

    Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....