Разработка урока русского языка по теме "Односоставные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Бобырева Елена Павловна

Обобщающий урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnosostavnye_predlozheniya.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

  Открытый урок  русского языка в 8 классе на тему  

                 «Односоставные предложения»

                             

                                                                 Выполнила Бобырева Елена Павловна

                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                                МКОУ «Малобичинская СОШ»

                                                                Омская область, Усть-Ишимский район

                                                                 ул. Железнодорожная, д.38/1

                                                                    тел. 8- 38150- 2-82-12

                                                                  2010 год

 

 

                                     

                           Открытый урок  русского языка в 8 классе

Тема  «Односоставные предложения»

Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов  

            деятельности в рамках темы «Односоставные предложения»

Задачи:

- образовательные:  формировать умение создавать и использовать классификационные  

                                     и систематизирующие схемы и таблицы по теме «Односоставные                                              

                                                                                                                                  предложения»;

                                      обеспечить формулирование учащимися выводов по изученному            

                                                                                                                                         материалу;

                                      совершенствовать умение определять вид односоставного    

                                                                                                                                  предложения;

                                     обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным  

                                                                                                                         опытом учащихся;

- развивающие:        развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять,

                                     систематизировать, делать вывод;

                                     развивать способность учащихся  к рефлексии своей деятельности,                    

                                                                                                                                         поведения;

                                     развивать коммуникативную культуру учащихся;

                                       

- воспитательные:    воспитывать культуру речевого поведения;

                                      воспитывать доброе отношение друг к другу;

                                      воспитывать потребность правильно оценивать собственную  

                                                                                                                            деятельность;

 

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

Форма урока: учебная мастерская

Оборудование:   учебник «Русский язык» 8 класс (автор М.М. Разумовская), карточки,          

                              листы ватмана, фломастеры.

   

Технологические этапы урока:

    - «индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика;

    - «самоконструкция»  - индивидуальное создание решения, текста (задание по  

                                               определению признаков понятия, проблемы);

   - «социоконструкция»  - работа учащихся в группах по созданию классификационных  

                                               и систематизирующих схем;

   - «социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка,  

                                                                                                                                      коррекция);  

  - «афиширование» - вывешивание схем, таблиц в классе и ознакомление с ними;

  - «разрыв» -  внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего  

                                                                                                               прежнего знания новому;

  - «рефлексия» - самореализация учащегося на учебном занятии.

                                               Ход урока  

1. Индукция   

   Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах»

               Когда ты хочешь молвить слово,

               Мой друг, подумай – не спеши.

               Оно бывает то сурово,

               То рождено теплом души.

               Оно то жаворонком вьется,

               То медью траурной поет.

               Покуда слово сам не взвесишь,

               Не выпускай его в полет.

               Им можно радости прибавить.

               И радость людям отравить.

               Им можно лед зимой расплавить

               И камень в крошку раздолбить.

               Оно одарит иль ограбит,

               Пусть ненароком, пусть шутя.

               Подумай, как бы им не ранить

               Того, кто слушает тебя.                     

 О чем  это стихотворение? Предложите свой вариант названия (учащиеся отвечают по цепочке). Какова основная мысль этого стихотворения?

 

2. Самоконструкция

 Задание для  индивидуальной работы:

- найти в тексте стихотворения односоставные предложения (отметить карандашом,  

   карточка №1);

- в тетрадь запишите все, что знаете об односоставных предложениях;

- сформулируйте цели учебного занятия;

 

3. Социоконструкция

  Работа в парах.

  Задание:

 - поменяйтесь тетрадями, посмотрите записи;

 - все ли виды односоставных предложений встретились в стихотворении?

- могут ли односоставные предложения входить в состав сложных предложений?

 - дополните записи;

4. Социализация

     Работа в группе (задание выполняется на листах ватмана, цветными фломастерами)

Задание:

- попробуйте составить схему «Виды односоставных предложений»;

- 1 учащийся в каждой группе «озвучивает» схему, остальные – оценивают, корректируют  

   выступление;

5. Афиширование

  Вывешивание схем на доску, ознакомление с ними. Обсуждение полученных результатов. Учитель дает необходимые пояснения. Учащиеся задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий (схема №1).

6. Социоконструкция

  Работа в группе (карточки № 2, №3, № 4)

Задание:

- определите вид односоставных предложений;

- укажите, чем выражен главный член односоставного предложения;

- попробуйте составить алгоритм для определения вида односоставного предложения  

  (задание выполняется на листах ватмана, цветными фломастерами);

7. Афиширование

 Листы с результатами групповой работы вывешиваются на доске для обсуждения

                                                                                                                          (схема №2).

Учащиеся делают необходимые дополнения, правку.

8. Разрыв

   Работа в паре (карточка № 5)

Задание:

- определите, какие предложения не являются односоставными, аргументируйте ответ;

- подумайте, как могут называться такие предложения;

- необходимо ли дополнить алгоритм?

- укажите виды односоставных предложений текста №1 и № 2

9. Социоконструкция и социализация

Задание:

- составить таблицу «Способы выражения главного члена односоставного предложения»  

   (работа с учебником, параграфы №17-22)

Виды односоставных предложений

Способы выражения главного члена односоставного предложения

- обсудите в группе полученные результаты;

- сверьте свою таблицу с таблицей учителя, внесите необходимые исправления

                                                                                                                                   (схема № 3);

 

10. Рефлексия

  1. Как Вам сегодня работалось? (учащиеся рисуют на отдельных подписанных листочках        

   смайлики).

2. Закончите предложения:

   Сегодня на занятии мне удалось….

   Самым интересным для меня было….

   Особенно трудным мне показалось….

11. Итоги урока

Оцените свою работу и работу участников вашей группы.

Домашнее задание: составить памятку «Как правильно вести спор» (использовать односоставные предложения)

                     

                                  Литература

  1. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии,            

                                                                                                         Мурманск,   1997

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М., 1998

                           Дидактический материал к уроку

Карточка №1

              Когда ты хочешь молвить слово,

               Мой друг, подумай – не спеши.

               Оно бывает то сурово,

               То рождено теплом души.

               Оно то жаворонком вьется,

               То медью траурной поет.

               Покуда слово сам не взвесишь,

               Не выпускай его в полет.

               Им можно радости прибавить.

               И радость людям отравить.

               Им можно лед зимой расплавить

               И камень в крошку раздолбить.

               Оно одарит иль ограбит,

               Пусть ненароком, пусть шутя.

               Подумай, как бы им не ранить

               Того, кто слушает тебя.                     

Карточка № 2

   Равнодушие…  Как часто, к сожалению, в современном мире приходится сталкиваться с этим отнюдь не лучшим человеческим качеством. Равнодушие к близким, к тем, кто нуждается в твоей помощи, к природе, к языку…

    Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, состраданием, непримиримостью к злу, умением отличать безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.

                                                                                  (В. Сухомлинский)

    Карточка № 3

    Как правильно вести дискуссию? Включаясь в дискуссию, уточните, одинаковые ли представления у вас и вашего оппонента о тех или иных понятиях, ставших предметами обсуждения. Отстаивайте свою позицию только с помощью объективных фактов, которых не знал или забыл собеседник. Не употребляйте таких весомых аргументов, как «ну и эгоист же ты», «и, вообще, ничего ты не понимаешь». В любой дискуссии следует избегать обобщений.
   
Повышенный или иронический тон не допустим. Дискуссия даже на самую острую тему не превратится в ссору, если собеседники будут только защищать свою точку зрения, а не критически оценивать позицию противника.

                                                                            (Энциклопедия «Общий этикет»)

Карточка  № 4

1. Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его. (И. Крылов)

2. По одежке встречают, по уму провожают.

3. С разбором выбирай друзей. (И. Крылов)

4. Хочешь иметь друга – будь им. Будь хорошим другом, научись говорить с друзьями и  

    родителями выслушивать их.

Карточка  №5

1.  Во время чтения думают только о том, что читают, мысленно задают себе вопросы о    

    прочитанном, представляют себя на месте автора или персонажа произведения. Во  

    время работы с книгой приучают себя к определенной последовательности, которую  

    стараются соблюдать: определяют цель чтения, обдумывают прочитанное, делают  

    необходимые выписки.

                                                                                         (И. Фогельсон)

  2. Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думая о нем, изучайте его, и    

     вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского    

     языка.                                      

                                                                                                      (В. Луговской)                

  1. Река узнается в плавании, человек – в беде.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

Он учился в университете. Изучал языки.

                      Схема № 1 «Виды односоставных предложений»

                                     Односоставные предложения

с главным членом в форме                                              с главным членом в форме подлежащего                                                                                                  сказуемого

        

                                                                                           личные                          безличные

назывные             

                                                                           

                                                         определенно-личные        обобщенно-личные

                                                             

                                                                            неопределенно-личные

                                                       Схема № 2

          Алгоритм определения вида односоставного предложения

          Грамматическая основа представлена одним главным членом

              нет           да

предложение                                                                     является ли предложение полным

двусоставное                                                              да        нет

                                                                   односоставное                                           неполное

                                   главный член совпадает по форме с подлежащим  

                                         да                        нет

         

                                                     Схема № 3

                 Способы выражения главного члена односоставного предложения

Виды односоставных предложений

Способы выражения главного члена односоставного предложения

Назывные

Существительное в Им. п.

Определенно-личные предложения

Глагол в форме 1-го или 2-го лица, единственного или множественного числа

Неопределенно-личные предложения

Глагол в форме 3-го лица, множественного числа или в форме прошедшего времени множественного числа

Обобщенно-личные предложения

Глагол в форме 2-го лица единственного числа, 3-го лица, множественного числа с обобщенным значением

Безличные предложения

Безличный глагол;

Личный глагол в безличной форме;

Неопределенная форма глагола;

Наречия, краткие страдательные причастиями, категория состояния со словом быть или без него, с зависимым инфинитивом или без него;

Отрицательные конструкции, например,

 Друзей нет. Мне некуда пойти. Мне не до смеха. Кругом ни души.

назывные

      глагольные,

есть синтаксическая позиция для подлежащего

             да

нет

            личные

безличные

главный член выражен глаголом

1-го или 2-го лица, единственного или множественного числа (без обобщенного значения)

              да

определенно-личное

нет

главный член выражен глаголом в форме 3-го лица, множественного числа или формой прошедшего времени мн. числа

               да

неопределенно-личные

нет

обобщенно-личные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП"

Данный конспект урока поможет учащимся повторить тему " Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП" и подготовиться к ЕГЭ....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...