Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_svyazat_predlozheniya_v_tekste.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку по теме: «Как связать предложения в тексте» (5 кл.).

Цели: 1) Познакомить учащихся с видами связи предложений в тексте, помочь усвоить понятия «цепная» и «параллельная» связь, сцепляющие слова;

2) развить навыки работы с текстом, навыки выразительного чтения, развить наглядно-образное и логическое мышление;

3) воспитать внимательное отношение к родному языку, умение работать в группе, слушать своего товарища.

Оборудование: корзинка с надписью «Корзина идей», карточки с понятиями «Текст»,  «Тема», «Идея», «Заглавие», «Интонация», «Цепная связь», «Параллельная связь», приклеенные на доске, желтые карточки с номерами предложений для составления схем определенных видов связи, тексты на партах.

(Тема урока на доске не написана).

Ход урока

1.Определение цели урока самими учащимися.

Беседа:

- Ребята, сегодня на урок я принесла вам что-то интересное ( учитель достает и показывает корзинку с надписью «Корзина идей»).Это корзина идей, и нам нужно будет ее наполнить, а для этого вам пригодятся знания и умения, которые вы получили на предыдущих уроках по «Русской речи». Прочитайте то , что написано на доске.(На доске записан текст «Диалог», взятый из учебника «Русская речь» упр.№59, один подготовленный ученик читает его выразительно).

 - Скажите, то, что записано на доске – это разрозненные предложения или это единое целое? Каким одним словом можно это назвать? Найдите это слово на доске (Ученики находят понятие «Текст»).

 - Докажите, что это действительно текст. Какие понятия на доске характеризуют текст? Давайте положим их в нашу корзину. (Учащиеся выбирают из списка слова «Тема», «Идея», «Заглавие», «Интонация» и объясняют их значения)

 - Ребята, какие понятия остались?( На доске остались слова «Цепная связь», « Параллельная связь»).Вам интересно узнать, что это? Это способы связи предложений в тексте. Так что же мы должны узнать сегодня на уроке? (Учащиеся записывают тему в тетрадь, а учитель на доску)

2.Знакомство с понятием «Цепная связь».

Работа с упражнением №59 по учебнику « Русская речь»:

 - Ребята, с этим текстом мы уже немного поработали в начале урока и доказали, что перед нами текст. А что такое диалог и монолог? Давайте и мы с вами поиграем в диалог с текстом, запишите вместо галочек вопросы к каждому предложению, а ответим мы на эти вопросы предложениями из текста.

(Учащиеся зачитывают вопросы: « Как называется разговор двух или нескольких лиц?», «Из чего состоит диалог?», « Что называется репликой?»)

 - Пронаблюдайте, как связаны предложения в тексте? (ребята замечают, что предложения связаны повторяющимися словами ).

 - Может быть, кто-нибудь догадался, каким способом связаны предложения? (цепным)

 - Как вы думаете, почему такая связь называется цепной? (доказывают)

1

2

3

 - Давайте с помощью желтых карточек попробуем составить схему этого текста, расположив их в соответствии с порядком предложений в тексте(ребята располагают карточки в следующем порядке:  

 - Вы правы, именно так и выглядит схема текста с цепной связью. Можете проверить себя по учебнику , стр. 38.

 - Итак ,кладем в корзину новое понятие «Цепная связь».

3.Знакомство с понятием « Сцепляющие слова»:

 - Ребята, подумайте, а как можно было бы назвать слова, которые связывают предложения (возможные версии, мозговой штурм)

 - Такие слова называются «Сцепляющими» (повесить понятие на доску)

4. Закрепление. Работа в группах.

 - Давайте проведем эксперимент: у вас на столах лежат небольшие тексты. Посовещайтесь, найдите сцепляющие слова, но будьте внимательны, сцепляющими могут быть не только повторяющиеся слова (учащиеся убеждаются, что в качестве сцепляющих могут быть повторы, однокоренные слова, местоимения).

 - Прочитайте вывод в учебнике на стр.39

 - Можем мы положить в нашу корзину и этот новый термин?

5. Знакомство с понятием «Параллельная связь».

 - Ребята, какое понятие осталось на доске? ( «Параллельная связь»)

 - Значит, есть другой способ связи предложений

(Учитель читает текст упр.№70 «Весна в лесу»)

 - Ребята, посчитайте, сколько предложений в этом тексте? (4)

 - Можно ли назвать связь таких предложений цепной?(внимательно наблюдают, что нет сцепляющих слов, первое предложение главное, остальные подчиняются ему)

 - Подумайте, какова могла бы быть схема такого текста?

 6. Закрепление.

 - Запишите предложения:

Подули холодные ветры. Начался листопад. Птицы устремились к югу.

 - Можно ли назвать текстом эти три предложения, чего  нам не хватает? Проявите волшебство, составьте текст из этих предложений, придумайте главное предложение, которое объединило бы их   (Наступила осень)

 - Как связаны предложения, каким способом ? (параллельным)

 - Кладем в корзину наше последнее понятие.

7.Итог урока:

 - Итак, у нас полная корзина. Давайте заглянем туда, посмотрим, какими новыми понятиями мы ее заполнили, что нового вы узнали?(учитель достает понятия, уч-ся еще раз их называют)

 - Урок закончен. Запишите домашнее задание п.9, упр.№76