Главные вкладки

    Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

    Ермолаева Светлана Сергеевна

    Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ermolaeva_s.s.doc193.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий проблемно-эвристического урока

    Автор: Ермолаева Светлана Сергеевна

    Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 85 с углублённым изучением отдельных предметов города Нижнего Новгорода

    Предмет: русский язык

    Программа: Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.   5-9 классы. К учебно-методическому комплексу "Русский язык. 5-9 классы" под редакцией Е.А. Быстровой

    Учебно-методическое обеспечение: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ под ред. Е.А Быстровой.- М.: ООО "Русское слово-учебник", 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

    Класс: 5        

    Раздел программы: Раздел 2. Текст.

    Тема урока:  Урок №13. Средства связи предложений в тексте.

    Тип урока:  урок изучения нового материала

    Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе Power Point

    Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации

    Время реализации занятия: 45 минут

    Цели урока: 

    1) углубить понятие об основных признаках текста;

    2) изучить способы связи предложений в тексте;

    3) сформировать умение находить средства связи предложений в тексте.

    Задачи:

    1. Образовательные

    1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

    2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

    3) сформировать способность определять тему, основную мысль текста  и его микротемы;

    4) обучить самостоятельному  и коллективному поиску средств связи предложений в тексте.

    1. Развивающие

    1) развивать коммуникативную компетенцию;

    2) развивать аналитические и творческие способности;

    3) развивать мыслительную деятельность.

    1. Воспитательные

          1) показать богатство родного языка;

          2) прививать уважение к языку и его истории;

          3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.

    Методы работы

    1. проблемно-эвристические;
    2. частично-поисковые;
    3. объяснительно-иллюстративные.

    Приемы работы:  сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

    Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная

    Структура урока

    Этапы урока

    Время

    Слайд презентации

    I. Приветствие, активизация внимания

    1 мин.

    Слайд №1

    II. Словарно - орфографическая работа.

    8 мин.

    Слайды №2-4

    III. Изучение нового материала (этап включает в себя здоровьесберегающий элемент урока)

    20 мин.

    (16+4)

    Слайды №5-8


    Слайды №9-10


    Слайды №11-12

    IV. Закрепление полученных знаний и отработка умений.  

    10 мин.


    Слайды №12

    V. Итоговый вывод

    2 мин.

    VI. Домашнее задание.

    2 мин.

    Слайд №13

    VI I. Рефлексия.

    2 мин.

    Слайд № 14

    Слайд № 15

    Ход урока

    I. Приветствие, активизация внимания (Слайд №1)

    II. Словарно - орфографическая работа.   Чтение стихотворения учителем (Слайд №2).

    Ты мой сверстник, я твой тоже,

    Мы по возрасту похожи.

    Я не сразу смог понять,

    Это слово как писать.

    Мне словарь попался в руки,

    Я открыл его от скуки...

    И узнал, что буква "т"

    Сначала встретилась в "версте".

    Так все трудные слова

    Станут легче "дважды два"

    1. Какой словарь помог нам объяснить правописание словарного слова "сверстник"?

    (этимологический).

    1. Класс записывает новое слово в справочно-словарные тетради "Помощницы", где дома дети составляют с ним 2 предложения (простое и сложное) и по желанию рисуют иллюстрации (это задание привычное для учеников, так как словарная работа проводится на уроках регулярно)
    2. Проблемные вопросы и задания

    1) Мы узнали, что слово "сверстник" произошло от слова "верста", а что оно обозначает? Каким словарём мы воспользуемся, чтобы узнать лексическое значение слова? (толковым словарём)

    2) Какое слово в русском языке является синонимом к слову "сверстник"? (ровесник)

    Какой словарь поможет нам решить эту проблему? ( словарём синонимов)

    3) Может ли нам помочь словарь объяснить правописание слова "ровесник"? Каким словарём мы воспользуемся? (этимологическим словарём)

    1. Три группы учеников работают со словарями: в толковом словаре ищут ответ на вопрос №1 (Слайд №3);  в словаре синонимов - на вопрос №2 (Слайд №4); в этимологическом - на вопрос №3

    III. Изучение нового материала.  Прочитаем запись и поиграем с предложениями.

    (Слайд №5).

    Их связывают  одинаковые взгляды на жизнь. Поэтому  я дружу с ребятами из моего класса. Дружба объединяет людей с  похожими  интересами  и увлечениями. И мне легче найти общий язык со сверстниками. Друзьями обычно становятся ровесники.

    1. Проблемные вопросы и задания: 

    1) Можно ли назвать эту запись текстом? Почему?

    2) Какие отличительные признаки текста вы помните?

    3) Сравните свои ответы с теорией I на странице учебника 35, § 8 (Слайд №6)

    4) Если вы уже знаете, что такое текст, то какова, по вашему мнению, основная цель сегодняшнего урока? Какие задания были бы вам интересны?

    5) Продолжим игру. Запишите в тетради предложения в таком порядке, чтобы они образовали единый текст. Не забудьте пропустить строчку для заголовка. (Слайд № 7)

                                             Дружба, или Как мы находим друзей?        

    (1) Дружба объединяет людей с  похожими  интересами  и увлечениями. (2) Друзьями обычно становятся ровесники. (3) Их связывают  одинаковые взгляды на жизнь. (4) И мне легче найти общий язык со сверстниками. (5) Поэтому  я дружу с ребятами из моего класса.

    6) Какие заголовки у вас получились? Что они выражают? Тему? Идею? Основную мысль? Прокомментируйте заголовок на слайде.

    7) Есть ли в вашем тексте деление на абзацы? Всегда ли оно должно быть в тексте? Почему?

    8) Снова обратимся к учебнику. (Слайд №8) Выполните задания 1,2 упражнения 44.

    По вашему желанию, вы можете дома выполнить творческое задание 3.

    1. Здоровьесберегающий элемент урока - упражнения для позвоночника и зарядка для глаз (Слайды №9-10)

    9) Прочитайте теоретический материал V—VII  и перечислите  названные в нем способы и средства связи предложений в тексте (Слайды № 11-12). Дома нужно будет составить обобщающую таблицу в "Помощницах" на тему "Связь предложений в тексте".

     

    Пока класс самостоятельно знакомится с новым материалом,  два ученика работают у доски: один выписывает средства связи при последовательной (цепной) связи (с. 38), второй — при параллельной связи (с. 39).

                                                          Возможная запись на доске:

    — местоимения

    — повтор одного и того же слова

    — однокоренные слова

    — синонимы

    — антонимы

    — одинаковые глагольные формы

    — одинаковый порядок слов

    10)  Сравните свои  наблюдения с теми, что сделали ваши одноклассники на доске.

    Все ли средства перечислены? Всё ли названное вам понятно?

     IV. Закрепление полученных знаний и отработка умений.  

    Упр. 48. Ученики работают самостоятельно, а затем следует коллективное обсуждение результатов анализа текста. Пятиклассники аргументированно доказывают наличие в тексте последовательной связи предложений. (Слайд №12)

    Упр. 49. Выполняется в  устной форме. Ученики находят признаки параллельной связи предложений в тексте.

     V. Итоговый вывод  о способах и средствах связи предложений в тексте формулируют сами ученики.

    VI. Домашнее задание. (Слайд № 13)
    1. Составить 2 предложения (простое  и  сложное) со словом «сверстник» (иллюстрации по желанию)
    2. Составить обобщающую таблицу в "Помощницах" на тему "Связь предложений в тексте".
    3. Творческое задание №3, упр. 44 (по желанию)

     VI I. Рефлексия. Осуществляется оценка и самооценка работы пятиклассников на уроке.

    Ученикам предлагается дать оценку своей работы на уроке («да» «нет») (Слайд № 14)

    1. Было ли тебе интересно на уроке?______
    2. Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?______
    3. Сумел ли ты применить свои знания?______
    4. Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____

    (Слайд №15)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

    Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

    Урок русского языка в 5 классе."Данное" и "новое". Способы связи предложений в тексте.

    Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения...

    Урок развития речи. Связь предложений в тексте

    Цели урока: Ознакомление с видами связи предложений в тексте; Развитие речевой культуры и словарного запаса обучающихся. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Краткое опи...

    Урок русского языка в 6 классе по теме "Способы связи предложений в тексте"

    Урок "Способы связи предложений   в тексте"  адресован учителям, работающим по УМК М.М.Разумовской. Урок разработан в технологии Lesson study. Предлагается  технологическ...