Урок русского языка в 6 классе по теме "Способы связи предложений в тексте"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Коробейникова-Макарова Ольга Владимировна

Урок "Способы связи предложений   в тексте"  адресован учителям, работающим по УМК М.М.Разумовской. Урок разработан в технологии Lesson study. Предлагается  технологическая карта  урока и полный  конспект занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: Способы  связи  предложений  в тексте.

Цель: закрепить умение  находить «данное» и «новое» в предложениях текста;

   формировать умение определять способы  связи предложений  в тексте  с заданиями исследовательского характера

Планируемые результаты:

Предметные:           знать основные признаки текста, составлять связный текст из разрозненных предложений,       уместно

                              использовать способы и средства связи

                              предложений в тексте , читать и пересказывать лингвистический текст,

Метапредметные:   разграничивать и преобразовывать информацию, владение разными видами чтения, умение определять

                                  основную мысль текста, ключевые слова,            

                                  организация  и планирование  учебной деятельности, уметь «вычитывать» ситуацию из текста и    

                                  фиксировать ее в виде схемы

Личностные:           определять признаки текста, применять полученные умения на практике, составлять связный текст из                      

                              разрозненных предложений, анализировать текст с точки   зрения его строения

Этап урока/ время

Исследуемый ученикА.............

Исследуемый ученикВ...........

Исследуемый ученикС........

Используемые методы и приёмы/ примеры/ вопросы

Деятельность учителя

Каким Вы

Ожидаете ответ

ученика(ов)А

Каким Вы

Ожидаете ответ

ученика(ов)В

Каким Вы

Ожидаете ответ

ученика(ов)С

Вызов (постановка поблемы)

Участвует в подводящем диалоге, формулирует  проблему

Участвует в подводящем диалоге ( возможно, участвует в формулировке  проблемы)

Не участвует  в подводящем диалоге

Подводящий  диалог

Предлагаю обозначить проблемную  ситуацию

Целеполагание

Формулировка темы и целей  урока

Называет  тему  урока, формулирует  цель  и задачи  урока

Называет  тему  урока, пытается  формулировать цель и задачи урока

Не может сформулировать тему , цели и здачи  урока.

Мозговой  штурм

Прошу назвать тему  урока, сформулировать  цель и задачи  урока У вас на столах лежит  лист, на котором  нарисована  Лесенка успеха. Подпишите  листочки.В начале урока отметьте себя, на какой ступеньке предположительно вы  находитесь по этой теме. В конце  урока  по итогам  работы  я  предложу вам оценить  свои знания и умения.

Актуализация знаний

Активно  отвечает  на вопросы  о строении текста,  о «данном»   и «новом»,  работает  с  упражнением 311.

Участвует  в  выполнении  упражнения 311

Выполняет  упражнение 311 по образцу

Приемы: Чтение со стопами

                  Незаконченное  предложение

Предлагаю выполнить  упражнение 311.

Изучение  новой  темы

Активно участвует в оформлении схемы  фиш боуш

-

Участвует в оформлении схемы  фиш боун

Работает по образцу

Прием: Фиш боун

Предлагаю  оформить наши умозаключения  в схему  фиш боун

Закрепление

Самостоятельно заполняет хронокарту, выполняет упражнение, чертит схему

Требуется повторное объяснение  учителем задания

При выполнении задания  требуется  помощь учителя

Прием: хронокарта, перевод сплошного  текста  в схему

Предлагаю, пользуясь этой схемой,    выполнить  упр. 313  самостоятельно,  и  прежде    поработать с перфокартой.

Подведение итогов:

Отвечает на вопросы по итогам урока, отмечает себя на лесенке успеха

Отмечает себя на лесенке успеха

Отмечает  себя на лесенке успеха

Прием: Лесенка успеха

Предлагаю отметить себя на лесенке успеха

Завершение урока

Активно  работает с   деформированным  текстом.

Работает  с текстом.

Пытается  работать с текстом

Прием: деформированный  текст.

Предлагаю восстановить деформированный  текст.

Домашнее задание

Записывает домашнее задание

Записывает домашнее задание

Записывает домашнее задание

Перекидываю  мостик на следующий  урок. Задаю домашнее задание. Упр.314

Здравствуйте, ребята.   У меня затруднения, прошу  мне помочь. Дочь моей подруги попросила меня проверить   сочинение, но  у меня ничего  не получилось. Послушайте.

Постановка  проблемы

4.Но зимой он красив по -настоящему. . 9.Их коричневатый ствол, темная зелень хвои, белый снег на сучьях, голубизна неба сверху сливаются в неповторимую палитру. 10.Пойдешь в зимний лес и на сердце становится радостно и светло, так и хочется спеть какую-нибудь хорошую песню. 7.Как здорово смотреть на могучие ели, на вершинах которых висят гирлянды шишек! 2.Здесь хорошо проводить выходные. 11.Но несмотря на завораживающую красоту этого зимнего леса, мне почему-то стало в нем грустно. 8.Как легко они поддерживают снег своими ветвистыми руками. 6.Зима дарит пришедшим в лес людям радость и спокойствие. 5.Это красота природы, красота чистоты и тишины. 1.В зимнем лесу дышится легко. .3. Лес красив всегда.

*Как вы думаете, почему я не смогла проверить сочинение?

-Это не текст. Это набор предложений. Слова не связаны между собой по смыслу.

*А какие  признаки  текста  вы знаете?

У  текста  должно быть заглавие, тема, основная  мысль,  абзацы, микротемы,  присутствие  автора, связность предложений.

Целеполагание.

*Верно. Так какой будет сегодня тема нашего урока?

Способы  связи  предложений  в тексте.

*Правильно. Предлагаю  сформулировать   цель  урока.  (Записываю на доске)

*Научиться определять способы  связи  предложений  в тексте.

*Какие  задачи мы поставим для  себя на уроке?

Прочитать теоретический  материал

Выполнить тренировочные  упражнения.

У вас на столах лежит  лист, на котором  нарисована  Лесенка успеха. Подпишите  листочки.  В НАЧАЛЕ УРОКА ОТМЕТЬТЕ   СЕБЯ, НА КАКОЙ  СТУПЕНЬКЕ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО  ВЫ НАХОДИТЕСЬ  ПО ЭТОЙ  ТЕМЕ.Обратите  внимание, там написано: знаю способы связи предложений  в тексте, умею  определять способы связи предложений  в тексте. В конце  урока  по итогам  работы  я  предложу вам оценить  свои  знания  и умения.лесенка  успеха.jpg

Актуализация  материала.

Предлагаю выполнить  упражнение 311.

В ходе выполнения  данного  упражнения  учащиеся  вспоминают структуру  текста – «данное»------«новое».

Прием:   дополни   предложение.

В тексте  каждое предложение( кроме первого) распадается на  две части   - «данное» и «новое». Предложение  начинается  с «данного». В  нем в  сжатом, свернутом  виде   повторяется  информация, известная  из    предыдущего   предложения.    К  «данному» добавляется «новое», в котором  сообщаются  новые  сведения  о предмете  речи.  «Данное» скрепляет  предложения, «новое»  развивает  мысль, продвигая  высказывание   вперед.   Так   происходит развертывание  текста.

*Мы вспомнили, как строится  текст.  Предлагаю  прочитать теоретический  материал  на  странице 116. ( Прием  чтение  с остановками) .

Следует различать два способа  связи  предложений в тексте: последовательный  , или цепной и параллельный.

*Как вы думаете, последовательный  - это как?

 Предложения цепляются  друг за друга.

*А параллельный?

  Действие разворачивается  одновременно, предложения не связаны  друг  с другом по смыслу.

Продолжаем  чтение.

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ СОЕДИНЕНИИ  предложений «данным»  каждого  следующего  предложения  становится «новое»  предыдущего предложения( см. текст 1 в предыдущем   упражнении).

*Обратимся  к тексту  номер 1.  О чем мы узнаем из первого  предложения. 

О Грозе.

*Это новая информация. Во втором предложении Гроза    становится  «данным».

*Где появляется «новое»?

В конце второго предложения  появляется  «новое»- широкие раскаты.

*Что становится  «данным»  в третьем  предложении?

Широкие  раскаты  становятся  «данным».

*Где «новое» в третьем  предложении?

Оживлялся под крышей, бродил по чердаку –«новое» в третьем  предложении.  

*Мы высказали правильное  предположение  по поводу  последовательного  соединения  предложений?

Да.

*Продолжаем  чтение.

При  ПАРАЛЛЕЛЬНОМ СОЕДИНЕНИИ  во всех  предложениях  текста  повторяется  одно и то же «данное» ( см. текст  2  там же)

*Обратимся  ко второму тексту.

*Что является  данным в этом тексте.

Молния.

*А   какая информация является «новым»?

Висела  низко, излучала свет,  выбрасывала  искры.

*И в данном  случае наше предположение  оказалось  верно.

Предлагаю  оформить наши умозаключения  в схему  фиш боун

                                                                                 Последовательный                       Параллельный

                                                                                   Предложения цепляются                                 Действие развивается

                                                                                  одно за другое                                                      одновременно

Физминутка:

В нашей школе старшеклассниками разработан  проект «Вдох жизни». Предлагаю  сделать упражнения на дыхание.

Благодарю.

*Предлагаю, пользуясь этой схемой,    выполнить  упр. 313  самостоятельно,  и  прежде    поработать с перфокартой.

Хронокарта

Планирование

Распределение времени на   выполнение задания (предполагается)

Выполнение задания в соответствии с планом (сколько времени потрачено на самом деле)

Примечание

Дети записывают:

  1. Прочитать текст
  2. Определить способ связи предложений  в тексте
  3. Составить схему «Способы связи предложений  в тексте»

Представление результатов выполненного задания

Прочитаем  задание.

*Что вы напишите  в планировании?

-Прочитать текст.

-Определить способ связи предложений  в тексте.

*Прошу добавить еще один пункт в планирование :

 -составить схему  способа  связи  предложений  в тексте, т.е.  перевести сплошной  текст  в схематический.

*Для этого   у вас на столах лежит чистый лист бумаги.  

По  готовности  проверяем  выполнение упражнения,  анализируем  ответы и рассматриваем  схемы, показываю свою  схему.

*Кто выполнил все задания, прошу, проверьте  себя  по хронокарте, уложились  ли  вы   в  отведенное  время.

Ученики  проверяют себя  по хронокарте.

*Предлагаю  вложить  лист  со схемой  в  вашу  опорную тетрадь  и дома  ее вклеить.

*Итак, о чем вы узнали на сегодняшнем  уроке? чему   научились?

-Узнали, что   есть 2 способа  связи предложений  в тексте.

-Научились  определять способ связи  предложений  в тексте.

-Научились работать с приемом фиш боун

-Научились  переводить сплошной  текст в схему.

Обратимся  к Лесенке  Успеха. Посмотрите  и обозначьте  себя, на какой ступеньке знаний и умений по теме сегодняшнего  урока  вы находитесь теперь. Те ребята, которые обозначат  себя на верхних  ступеньках лестницы  и знаю способы связи  и умею их определять,  могут  поставить себе  оценку 5.  Если знаю, но не очень  умею- 4.  

*Тогда  предлагаю  это проверить. Помогите  восстановить текст девочки, который  я читала  вам в начале  урока.

 1.В зимнем лесу дышится легко. 2.Здесь хорошо проводить выходные.3. Лес красив всегда. 4.Но зимой он красив по настоящему. 5.Это красота природы, красота чистоты и тишины.6.Зима дарит пришедшим в лес людям радость и спокойствие. 7.Как здорово смотреть на могучие ели, на вершинах которых висят гирлянды шишек! 8.Как легко они поддерживают снег своими ветвистыми руками. 9.Их коричневатый ствол, темная зелень хвои, белый снег на сучьях, голубизна неба сверху сливаются в неповторимую палитру.10.Пойдешь в зимний лес и на сердце становится радостно и светло, так и хочется спеть какую-нибудь хорошую песню. 11.Но несмотря на завораживающую красоту этого зимнего леса, мне почему-то стало в нем грустно.

Получилось,  но не совсем? Не огорчайтесь. Не получилось, потому что вы еще не знаете  про средства  связи  предложений  в тексте.  Мы узнаем  об этом  завтра. Это  тема   нашего следующего  урока.

Домашнее Задание  упр. 314.  Вы создадите  свой  текст,  уверенна,  у вас все получится.

Благодарю за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.

На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...