Урок русского языка в 5 классе."Данное" и "новое". Способы связи предложений в тексте.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Праздничных Т.Б.

Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dannoe_i_novoe_5_klass_.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Учитель русского языка и литературы

 МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» г. Перми

                        Праздничных Татьяна Борисовна

Урок русского языка в 5 классе."Данное" и "новое". Способы связи предложений в тексте.

Урок развития речи.

Класс:5

Тип урока: изучение нового материала.

Учебник М.М.Разумовской "Русский язык.5 класс"- М.: Дрофа,2012

Цели:

I  Познакомить с понятиями "Данное" и "новое".Помочь открыть способы связи предложений- последовательный и параллельный-и определять их в текстах.

II Создать условия для поиска решения проблемы; развивать умение анализировать, сравнивать работать по аналогии; развивать навыки работы с текстом

III Воспитывать интерес к предмету с помощью решения проблемных заданий; воспитывать умение слушать и грамотно говорить

Задачи:

1. Формировать умение находить текст по определённым признакам.

2.Сформировать понятия "данное" и "новое", научить определять  их в тексте.

3.Познакомить с 2 способами связи предложений в тексте через сопоставление схем.

4. Закрепить изученный материал с помощью упражнений

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.

Ребята работают с карточкой.

 Задание: найдите текст и объясните свой выбор. (Окажется, что напечатано 2 текста). Работа с первым текстом:

 -Проследим за развитием мысли. Определим данное и новое.(...). Разве не знаете? Тогда назовите способы связи предложений в этих текстах. Почему не справились с заданием? -Определите тему урока. -Поставьте цель: чему должны научиться на уроке?

3. Формирование новых понятий и способов действий

Коллективная работа с 1 текстом:

 -О чем говорится в 1 предложении?(ответы детей) Мы об этом узнаём от автора.

-Читаем 2 предложение. Есть ли знакомая информация? Откуда известна? Что нового узнаем о ней?

Анализ следующего предложения(по аналогии)

-Итак, что хранится в данном?( В данном хранится то, о чем говорится  в предыдущем предложении)

 -Я получила ответ на заданный мной вопрос. Какой вопрос вы бы задали?( Что хранится в "новом"?) -Ответьте на заданный вопрос.

 -Соотнесите наши выводы с правилом в учебнике(стр.220)

 - Можно ли иначе записать первый текст?(Да, схемой)

 Самостоятельная работа над созданием схемы. Записи у доски выполняют 2 человека , объясняют написанное.

-Кто так же рассуждал? А кто иначе?

 -Как называется этот способ связи?( ...)

-Почему вы не дали ответ?(не знаем тему)

 -Определим работает ли схема 1 текста на 2 тексте?

 Самостоятельная работа в группах (по аналогии) : определение данного и нового.

Вывод(схема не подходит, т.к. данное одно и то же)

-Запишите этот текст с помощью схем.

Что заметили?

Итак, схемы показали нам 2 способа связи предложений в тексте. Как их можно назвать?(предположения детей)

-Итак, сколько способов существует? Как назвали?(познакомились с последовательной и параллельной связями).

4. Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях

-упр. 649,650- схемы

5. Итог  урока. Рефлексия

-Восстановить деформированный текст и определить способ связи (карточка 2)

Нарисуйте 100-балльную шкалу и отметьте уровень усвоения материала: 0%- не понял тему,  50%-80%-тема усвоена, но объяснить не  смогу, 90-100%- тема понятна,могу объяснить другим.

Приложение

Карточка №1 

Задание: из данных записей найдите текст. Определите «новое» и «данное».

1.                        Бобровый заповедник.

Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.(Г.Снегирёв)

2.  Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрыта земля. Далеко видны во ржи голубые и синие васильки.  

         

3.Нам с Сережей папа привёз из пустыни черепашонка. Назвали черепашонка Кроха. Панцирь у него был мягкий, коготки на запятые похожи. Голова, лапы и хвост- в чешуйках. И весь он на Сережиной ладони помещается.

Карточка № 2

Задание: из данных предложений составьте текст, определите способ связи.

  1. И песок в пустыне как волны.
  2. Пустыня как море, только вместо воды песок.
  3. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
  4. Волны песка называются барханами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...