Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_kl_razlichenie.odt | 11.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
«Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами»
9 класс
Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, постановку знаков препинания в ССП и предложениях с однородными членами, закреплять умение составлять схемы предложений;
- развивать творческие способности,внимание, память, такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник С. И Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 9 класс», карточки с поэтическими текстами, мультимедийная установка, доска, мел.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок русского языка. Запишите в тетрадях число.
2. Разминка.
- Урок начнём с теоретической разминки.
- Итак, как называется наука о языке? (Лингвистика).
- Раздел науки о языке, изучающий состав слова. (Морфемика).
-Этот раздел языкознания изучает способы образования слов. (Словообразование).
- Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. (Лексикология).
- Правильное написание слов изучает... (Орфография).
- Знаки препинания и их постановку в предложениях изучает... (Пунктуация).
-Без этого раздела языкознания мы ничего не узнали бы о текстах. (Текстоведение).
- А что изучает грамматика?
-Какие единицы языка являются предметом изучения синтаксиса? (Словосочетание и предложение).
3. Формулировка темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим работу со сложными предложениями.
- Какие предложения называются сложными?
- Какими бывают сложные предложения?
- Что вы можете сказать о союзных предложениях?
- С какими из них мы начали работать?
- Дайте определение сложносочинённого предложения.
- Ребята, что ещё могут связывать сочинительные союзы? (Однородные члены предложения).
- Какая возникает проблема? (Как различить сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами).
- А зачем их нужно различать? (Чтобы правильно ставить знаки препинания).
- Сформулируйте тему урока.
- Запишите в тетрадь.
- Каковы цели нашего урока?
4. Работа над темой урока.
СЛАЙД
- Перед вами два предложения. Это поэтические строчки, принадлежащие А. Фету.
1. Сбирались умирать последние цветы
И ждали с грустию дыхания мороза.
А. Фет
2. Опять осенний блеск денницы
Дрожит обманчивым огнём
И уговор заводят птицы
Умчаться стаей за теплом.
А. Фет
- Каково значение слова «денница»?
- К какому словарю следует обратиться?
- В каком значении слово «денница» употреблено в данном контексте?
- Ещё раз посмотрите на эти предложения. Чем они похожи? Чем отличаются? ( 1-ое простое, 2-ое сложное).
- Как определили?
- Нужны ли в этих предложениях знаки препинания? (Только во втором предложении).
- Эти предложения я выбирала специально, чтобы вы их сравнили.
Гораздо труднее сориентироваться в тексте, найти и различить сложносочинённые и простые предложения с однородными членами, расставить знаки препинания.
Работа с текстом.
- Обратимся к тексту. Откройте упражнение 207.
- Прочитайте текст про себя.
- Читаем текст вслух.
- Озаглавьте текст. (Хрустальный день осени).
- Какое настроение передаёт текст?
- Посмотрите на фотографию, отражает ли она настроение данного текста?
- Определите стиль текста. Докажите.
- Какие знаменитые поэтические строчки цитируются в тексте? Кто автор этих строк? Ф. Тютчев).
- Отсылка к известному произведению искусства называется реминисценцией.
- В тексте есть слова с пропущенными орфограммами. Выпишем эти слова, сгруппировав орфограммы. (1 учащийся работает у доски).
- Проверяем.
-Какие знаки препинания пропущены в тексте? Объясните. Составьте схемы предложений с пропущенными знаками препинания.
-Посмотрите на все предложения текста. Найдите среди них предложения с союзом и. Определите, что он связывает.
5. Закрепление.
- А сейчас посмотрим, насколько хорошо вы справитесь со следующим заданием.
Перед вами поэтические строчки Ф. Тютчева. В каждом из предложенных вам предложений есть союз и, знаки препинания перед ним не расставлены. Ваша задача — определить, что он связывает.
Под цифрой 1 запишите номера предложений, где союз и связывает части сложносочинённого предложения, под цифрой 2 — номера предложений с однородными членами, под цифрой 3 — номера предложений, где союз и связывает и части сложносочинённого предложения, и однородные члены.
СЛАЙД
1. Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно.
2. Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
3. Уж солнца раскалённый шар
С главы своей земля скатила
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
4. Уж звёзды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
5. Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
6. Поток сгустился и тускнеет
И прячется под твёрдым льдом.
- Проверяем. (Ответы на следующем слайде).
Ответы
1) 2, 3
2) 4, 5, 6
3) 1
6. Творческое задание.
- А сейчас задание творческое.
Осень может нравиться и не нравиться, у каждого своё отношение к этому времени года. М. Пришвин описал хрустальный день осени (текст упр. 207). Я вам предлагаю написать небольшой текст об осени, выразив своё отношение к ней. При описании используйте сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами. Если трудно составить текст, запишите отдельные предложения об осени. Кому-то, может, помогут эти иллюстрации.
СЛАЙД
(2 разные картинки с изображением осени)
- Прочитайте свои тексты или предложения.
7. Рефлексия.
- Запишите начало предложения.
Сегодня на уроке я...
Закончите самостоятельно.
8. Домашнее задание.
Упр. 212. Кто желает, допишите 2-3 своих примера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Различение частиц не и ни"
Цели урока:Образовательные:Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания....
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...
Презентация к уроку русского языка "Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени"
Презентация к уроку...
Информационные технологии на уроках русского языка «Виды сложносочинённого предложения» 9 класс.
1. Отработать навыки сбора материала к сочинению по картине.2. Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас.3. ...
Информационные технологии на уроках русского языка "Виды сложносочинённого предложения" 9 класс.
конспект урока , презентация, тест...
Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.
Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....
Конспект урока русского языка "Различение названий предметов по вопросу кто это?"
Материал урока предназначен для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....