Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Сырых Наталья Михайловна

 

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знаков препинания в ССП и предложениях с однородными членами, закреплять умение   составлять схемы предложений;
     - развивать творческие способности,внимание, память, такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение;
     - воспитывать интерес к предмету. 
              
Оборудование: учебник С. И Львовой, В. В. Львова «Русский язык.     9 класс», карточки с поэтическими текстами, мультимедийная установка, доска, мел. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_kl_razlichenie.odt11.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

   

«Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами»

   

9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знаков препинания в ССП и предложениях с однородными членами, закреплять умение   составлять схемы предложений;

     - развивать творческие способности,внимание, память, такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение;

     - воспитывать интерес к предмету.

             

Оборудование: учебник С. И Львовой, В. В. Львова «Русский язык.     9 класс», карточки с поэтическими текстами, мультимедийная установка, доска, мел.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок русского языка. Запишите в тетрадях число.

2. Разминка.

- Урок начнём с теоретической   разминки.

- Итак, как называется наука о языке? (Лингвистика).

- Раздел науки о языке, изучающий состав слова. (Морфемика).

-Этот раздел языкознания изучает способы образования слов. (Словообразование).

- Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. (Лексикология).

- Правильное написание слов изучает... (Орфография).

- Знаки препинания и их постановку в предложениях изучает... (Пунктуация).

-Без этого раздела языкознания мы ничего не узнали бы о текстах. (Текстоведение).

- А что изучает грамматика?

-Какие единицы языка являются предметом изучения синтаксиса? (Словосочетание и предложение).

3. Формулировка темы и целей урока.                  

- Сегодня мы продолжим работу со сложными предложениями.

- Какие предложения называются сложными?

- Какими бывают сложные предложения?

- Что вы можете сказать о союзных предложениях?

- С какими из них мы начали работать?

- Дайте определение сложносочинённого предложения.

- Ребята, что ещё могут связывать сочинительные союзы? (Однородные члены предложения).

- Какая возникает проблема? (Как различить сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами).

- А зачем их нужно различать? (Чтобы правильно ставить знаки препинания).

- Сформулируйте тему урока.

- Запишите в тетрадь.

- Каковы цели нашего урока?

4. Работа над темой урока.

СЛАЙД

- Перед вами два предложения. Это поэтические строчки, принадлежащие       А. Фету.

 

1. Сбирались умирать последние цветы

    И ждали с грустию дыхания мороза.

                                                      А. Фет

2. Опять осенний блеск денницы

    Дрожит обманчивым огнём

    И уговор заводят птицы

    Умчаться стаей за теплом.

                                                  А. Фет

- Каково значение слова «денница»?

- К какому словарю следует обратиться?

- В каком значении слово «денница» употреблено в данном контексте?

- Ещё раз посмотрите на эти предложения. Чем они похожи? Чем отличаются? ( 1-ое простое, 2-ое сложное).

- Как определили?

- Нужны ли в этих предложениях знаки препинания? (Только во втором предложении).

- Эти предложения я выбирала специально, чтобы вы их сравнили.

Гораздо труднее сориентироваться в тексте, найти и различить сложносочинённые  и простые предложения с однородными членами, расставить знаки препинания.

Работа с текстом.

- Обратимся к тексту. Откройте упражнение 207.

- Прочитайте текст про себя.

- Читаем текст вслух.

- Озаглавьте текст. (Хрустальный день осени).

- Какое настроение передаёт текст?

- Посмотрите на фотографию, отражает ли она настроение данного текста?

- Определите стиль текста. Докажите.

- Какие знаменитые поэтические строчки цитируются в тексте? Кто автор этих строк? Ф. Тютчев).

- Отсылка к известному произведению искусства называется реминисценцией.

- В тексте есть слова с пропущенными орфограммами. Выпишем эти слова, сгруппировав орфограммы. (1 учащийся работает у доски).

- Проверяем.

-Какие знаки препинания пропущены в тексте? Объясните. Составьте схемы предложений с пропущенными знаками препинания.

-Посмотрите на все предложения текста. Найдите среди них предложения с союзом и. Определите, что он связывает.

5. Закрепление.

- А сейчас посмотрим, насколько хорошо вы справитесь со следующим заданием.

Перед вами поэтические строчки Ф. Тютчева. В каждом из предложенных вам предложений есть союз и, знаки препинания перед ним не расставлены. Ваша задача — определить, что  он связывает.

Под цифрой 1 запишите номера предложений, где союз и  связывает части сложносочинённого предложения, под цифрой 2 — номера предложений с однородными членами, под цифрой 3 — номера предложений,  где союз и  связывает и части сложносочинённого предложения,  и однородные члены.

СЛАЙД

1. Гроза, нахлынувшая тучей,

    Смутит небесную лазурь

    И опрометчиво-безумно

    Вдруг на дубраву набежит

    И вся дубрава задрожит

    Широколиственно и шумно.

2. Весь день стоит как бы хрустальный

    И лучезарны вечера.

3. Уж солнца раскалённый шар

    С главы своей земля скатила

    И мирный вечера пожар

    Волна морская поглотила.

4. Уж звёзды светлые взошли

    И тяготеющий над нами

    Небесный свод приподняли

    Своими влажными главами.

5. Зима ещё хлопочет

    И на Весну ворчит.

6. Поток сгустился и тускнеет

    И прячется под твёрдым льдом.

- Проверяем. (Ответы на  следующем слайде).

Ответы

1) 2, 3

2) 4, 5, 6

3) 1

6. Творческое задание.

- А сейчас задание творческое.

Осень может нравиться и не нравиться, у каждого своё отношение к этому времени года. М. Пришвин описал хрустальный день осени (текст упр. 207). Я вам предлагаю написать небольшой текст об осени, выразив своё отношение к ней. При описании используйте сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами. Если трудно составить текст, запишите отдельные предложения об осени.  Кому-то, может, помогут эти иллюстрации.

 

СЛАЙД

(2 разные картинки с изображением осени)

- Прочитайте свои тексты или предложения.

7. Рефлексия.

- Запишите начало предложения.

Сегодня на уроке я...

Закончите самостоятельно.

8. Домашнее задание.

Упр. 212. Кто желает, допишите 2-3 своих примера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Различение частиц не и ни"

Цели урока:Образовательные:Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания....

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...

Информационные технологии на уроках русского языка «Виды сложносочинённого предложения» 9 класс.

1.     Отработать навыки сбора материала к сочинению по картине.2.     Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас.3.     ...

Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....

Конспект урока русского языка "Различение названий предметов по вопросу кто это?"

Материал урока предназначен для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....