Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
    план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

    Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 11 классе

    Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

    Цели: систематизация знаний о сложном предложении; отработка навыка постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;

    развитие речемыслительных умений; орфографической и пунктуационной грамотности;

    воспитание нравственно-эстетических представлений обучающихся.

    Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.

    Оборудование: учебник, дидактический материал, тест.

    Ход урока

    . Оргмомент

    . Актуализация знаний

          1) Монологическое высказывание:

    - «Функции знаков препинания» (с приведением примеров);

    -«Виды сочинительных союзов».

          2)  Языковые разборы (знаки препинания не расставлены):

    Вечером в саду тепло и уютно. – Солнышко согревает первым весенним теплом  и птички услаждают слух.

                                 - Найдите союз в предложениях. Определите его функцию. Выполните

                                   его морфологический разбор.

                                 - Выполните синтаксический разбор предложений. Выявите их различие.

    . Работа по теме. Практикум.

    1. Работа с учебником в группах по повторению пунктуации в ССП:

    1 группа – изучите параграф, преобразуйте данную информацию в таблицу.

    2 группа – изучите параграф, заполните таблицу собственными примерами.

    1. Работа в группах (выборочно-распределительный диктант)

    1 группа - расставьте знаки препинания, запишите номера предложений в соответствующую графу таблицы.

    Сложносочиненные предложения с

    общим второстепенным членом

    общим придаточным

    общей вводной конструкцией

     общей ограничительной, выделительной

    или усилительной частицей

    1) Но скоро там венцом червонным заплетутся розы и голоса незримых прозвучат. 2) Мы знаем что ныне лежит на весах и что совершается ныне. 3) Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье. (А. Ахматова) 4) Может быть не хватит мне свечи и средь бела дня останусь я в ночи. 5) Когда мозаик никнут травы и церковь гулкая пуста я в темноте как зверь лукавый влачусь к подножию креста. 6) Может быть века пройдут и блаженных жён родные руки лёгкий пепел соберут. 7) А в Угличе играют дети в бабки и пахнет хлеб оставленный в печи. (О. Мандельштам) 8) Уж небо осенью дышало да реже солнышко блистало короче становился день. (А. Пушкин) 9) Как птице мне ответит эхо и целый мир дорогу даст. (Б. Пастернак) 10) Когда же медленно слабея дождь зашумел и грянул гром ночь переполнила аллеи благоуханьем и теплом. (И. Бунин) 11) Только берёзы мерцают в небе да месяц отражается в реке. (П. Галин)

    2 группа - расставьте знаки препинания. Выпишите предложения, части которых являются:

    а) назывными, б) вопросительными, в) побудительными, г) безличными.

    Сложносочиненные предложения ,части которых являются

    назывными

    предложениями

    вопросительными предложениями

    побудительными предложениями

     безличными предложениями

    1) Зачем угасла память и так томительно лаская слух ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) 2) Пусть безумствует море и ветер хлещет гребни волн подняв в небеса. (П. Галин) 3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 4) Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) 5) Кто рассказал ей мои стихи и зачем она меня прощает? (А. Ахматова) 6) Трубачи играйте сбор и в строй вставайте новобранцы! 7) В лесу сыро и на опушке прохладно. 8) Железнодорожный вокзал... Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы. 9) Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин) 10) Не нужно злоупотреблять иностранными словами или же следует объяснять их значение.

    1. Графический диктант.

    Очевидно поезд ушел и мы опоздали.

    От кого письмо и что в нем сообщается?

    Когда мы подъезжали к городу вдруг открылся вид на реку и справа от нее показались многоэтажки.

    Прошло пять лет и залечила раны нанесенные войной.

    Только взглянешь и на душе становится легко.

    В полдень поднялся сильный ветер да началась гроза.

    Есть определенная иерархия ценностей и человеческая жизнь – на самой вершине.

           4) Р.р. Практикум по подготовке к написанию сочинения (подготовка к ЕГЭ).

    - Объясните смысл последнего предложения.

    - Кто из писателей в своем творчестве утверждал подобное? Какие литературные герои ярко подтверждают данную мысль Л.Улицкой?

    - Запишите предложение в тетрадь в качестве тезиса, который вам нужно доказать или опровергнуть.

       

    1. Пунктуационный анализ предложений (знаки не расставлены)

    А тут и в самом деле жарко да еще и снился жар.

    Вода в пруде почернела и легкая лодочка скользила по ней и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке.

    И тут знойный воздух сгустился перед ним и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида.

    Солнце все еще сияло и было еще лето но место показалось ей совершенно незнакомым и она испытала дикий страх.

             

           6) Работа с текстом

    (1) Многие люди стремятся к личной выгоде, к обогащению. (2) Однако при преследовании личных, корыстных, эгоистических целей жизнь легко может разбиться: хотел быть знаменитым — и не получилось; хотел преумножить своё  состояние — и потерял всё. (3) Таких и жалеть нечего: вольно же выбрать то временное, преходящее счастье, которое всякая роковая случайность может шутя  разбить вдребезги.

    (4) Есть другое счастье на земле в той сфере, которая недоступна ни грязным  рукам проходимца, ни роковым случайностям: это счастье заключается в  способности жить для других. (5) Надо сказать, что альтруизм изначально присущ  человеческой натуре. (6) Не глуши его — и он явится источником истинного  счастья, с которым не может сравниться то эфемерное, которое под красивой  оболочкой таит постоянную утрату доброты и человечности, так как благополучие  часто приобретается путём лжи и обмана.

    (7) В альтруистической жизни, напротив, у человека нет необходимости  прибегать к фальши и преступным деяниям, ибо ему нужен минимум. (8) Десятирублёвый сюртук для него так же хорош, как и сторублёвый; одна комната  для него то же, что для другого роскошный особняк. (9) В этом его сила и его  преимущество. (10) В погоне за богатством и высоким положением в обществе человек теряет массу времени и сил — альтруист же живёт богатой духовной  жизнью, наблюдает и изучает великий мир, одинаковый в своих проявлениях и в  океане, и в капле воды.  (По Н. Гарину-Михайловскому)

    - Текстоведческий анализ.

    - Как соотносится содержание текста с высказыванием Л.Улицкой?

    - Какова проблема данного текста и авторская позиция?

    - Укажите номер ССП или СП с разными видами связи, в том числе и сочинительной. Постройте их схемы.

             7) Тест (подготовка к ЕГЭ)

    Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
    1.

     1) В собрании музея были представлены коллекции древних монет византийских икон и мозаик изделий ювелирного искусства.

    2) В нижнем этаже располагались парадные комнаты библиотека и портретная галерея владельцев имения.

    3) Ливень не прекращался и небо оставалось низким и тяжёлым.

    4) Для обороны городов копали глубокие рвы строили высокие валы и деревянные оборонительные сооружения.

    5) При новом хозяине был перестроен дом возведены флигели расширен и реконструирован парк.

    2.

     1) Гора покрыта потрескавшейся серой глиной с белёсыми следами солей и кое-где на поверхности попадаются мелкие кристаллики гипса.

    2) Степь в этом районе холмистая и привычные вулканические конусы издалека не видны.

    3) Арт-фехтовальщики выходят на сцену и показывают зрителям зрелищный поединок.

    4) Сорбит в природе содержится в плодах рябины калины шиповника и других растений.

    5) Аспартам сахарин цикломат дульцин и многочисленные другие вещества получены синтетическим путём.

    3.

    1) Культура сахарного тростника и способ получения из него сахара пришли в Китай из Индии.

    2) С середины XVII века в связи с ростом употребления чая кофе и кондитерских изделий в России увеличился спрос на сахар.

    3) Сок калины понижает кровяное давление снимает головокружения укрепляет стенки кровеносных сосудов и успокаивает нервную систему.

    4) Внизу, около самой земли, горело всё: и сухая трава и опавшая листва и валежник.

    5) Изучением управлением и оптимизаций пассажиропотоков в метро занимаются с первых дней его существования.

    . Обобщение

    . Итоги

    . Рефлексия

    . Д/з: упр.267; написать сочинение по тексту Гарина-Михайловского; * составить web- страничку «Трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении».

    Приложения

    Задания для работы в группах

    1 группа

    1. Работа с учебником

    - Изучите параграф, преобразуйте данную информацию в таблицу.

    1. Выборочно-распределительный диктант)

    - Расставьте знаки препинания, запишите номера предложений в соответствующую графу таблицы.

    Сложносочиненные предложения с

    общим второстепенным членом

    общим придаточным

    общей вводной конструкцией

     общей ограничительной, выделительной

    или усилительной частицей

    1) Но скоро там венцом червонным заплетутся розы и голоса незримых прозвучат. 2) Мы знаем что ныне лежит на весах и что совершается ныне. 3) Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье. (А. Ахматова) 4) Может быть не хватит мне свечи и средь бела дня останусь я в ночи. 5) Когда мозаик никнут травы и церковь гулкая пуста я в темноте как зверь лукавый влачусь к подножию креста. 6) Может быть века пройдут и блаженных жён родные руки лёгкий пепел соберут. 7) А в Угличе играют дети в бабки и пахнет хлеб оставленный в печи. (О. Мандельштам) 8) Уж небо осенью дышало да реже солнышко блистало короче становился день. (А. Пушкин) 9) Как птице мне ответит эхо и целый мир дорогу даст. (Б. Пастернак) 10) Когда же медленно слабея дождь зашумел и грянул гром ночь переполнила аллеи благоуханьем и теплом. (И. Бунин) 11) Только берёзы мерцают в небе да месяц отражается в реке. (П. Галин)

    2 группа

    1. Работа с учебником

     - Изучите параграф, заполните таблицу собственными примерами.

    1. Выборочно-распределительный диктант)

    - Расставьте знаки препинания. Выпишите предложения, части которых являются:

    а) назывными, б) вопросительными, в) побудительными, г) безличными.

    Сложносочиненные предложения ,части которых являются

    назывными

    предложениями

    вопросительными предложениями

    побудительными предложениями

     безличными предложениями

    1) Зачем угасла память и так томительно лаская слух ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) 2) Пусть безумствует море и ветер хлещет гребни волн подняв в небеса. (П. Галин) 3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 4) Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) 5) Кто рассказал ей мои стихи и зачем она меня прощает? (А. Ахматова) 6) Трубачи играйте сбор и в строй вставайте новобранцы! 7) В лесу сыро и на опушке прохладно. 8) Железнодорожный вокзал... Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы. 9) Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин) 10) Не нужно злоупотреблять иностранными словами или же следует объяснять их значение.

    Работа с текстом

    (1) Многие люди стремятся к личной выгоде, к обогащению. (2) Однако при преследовании личных, корыстных, эгоистических целей жизнь легко может разбиться: хотел быть знаменитым — и не получилось; хотел преумножить своё  состояние — и потерял всё. (3) Таких и жалеть нечего: вольно же выбрать то временное, преходящее счастье, которое всякая роковая случайность может шутя  разбить вдребезги.

    (4) Есть другое счастье на земле в той сфере, которая недоступна ни грязным  рукам проходимца, ни роковым случайностям: это счастье заключается в  способности жить для других. (5) Надо сказать, что альтруизм изначально присущ  человеческой натуре. (6) Не глуши его — и он явится источником истинного  счастья, с которым не может сравниться то эфемерное, которое под красивой  оболочкой таит постоянную утрату доброты и человечности, так как благополучие  часто приобретается путём лжи и обмана.

    (7) В альтруистической жизни, напротив, у человека нет необходимости  прибегать к фальши и преступным деяниям, ибо ему нужен минимум. (8) Десятирублёвый сюртук для него так же хорош, как и сторублёвый; одна комната  для него то же, что для другого роскошный особняк. (9) В этом его сила и его  преимущество. (10) В погоне за богатством и высоким положением в обществе человек теряет массу времени и сил — альтруист же живёт богатой духовной  жизнью, наблюдает и изучает великий мир, одинаковый в своих проявлениях и в  океане, и в капле воды.  (По Н. Гарину-Михайловскому)

    - Текстоведческий анализ.

    - Как соотносится содержание текста с высказыванием Л.Улицкой?

    - Какова проблема данного текста и авторская позиция?

    - Укажите номер ССП или СП с разными видами связи, в том числе и сочинительной. Постройте их схемы.

             

     Тест 

    Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
    1.

     1) В собрании музея были представлены коллекции древних монет византийских икон и мозаик изделий ювелирного искусства.

    2) В нижнем этаже располагались парадные комнаты библиотека и портретная галерея владельцев имения.

    3) Ливень не прекращался и небо оставалось низким и тяжёлым.

    4) Для обороны городов копали глубокие рвы строили высокие валы и деревянные оборонительные сооружения.

    5) При новом хозяине был перестроен дом возведены флигели расширен и реконструирован парк.

    2.

     1) Гора покрыта потрескавшейся серой глиной с белёсыми следами солей и кое-где на поверхности попадаются мелкие кристаллики гипса.

    2) Степь в этом районе холмистая и привычные вулканические конусы издалека не видны.

    3) Арт-фехтовальщики выходят на сцену и показывают зрителям зрелищный поединок.

    4) Сорбит в природе содержится в плодах рябины калины шиповника и других растений.

    5) Аспартам сахарин цикломат дульцин и многочисленные другие вещества получены синтетическим путём.

    3.

    1) Культура сахарного тростника и способ получения из него сахара пришли в Китай из Индии.

    2) С середины XVII века в связи с ростом употребления чая кофе и кондитерских изделий в России увеличился спрос на сахар.

    3) Сок калины понижает кровяное давление снимает головокружения укрепляет стенки кровеносных сосудов и успокаивает нервную систему.

    4) Внизу, около самой земли, горело всё: и сухая трава и опавшая листва и валежник.

    5) Изучением управлением и оптимизаций пассажиропотоков в метро занимаются с первых дней его существования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

    Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

    Урок русского языка в 9 классе. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

    Особенности постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.Актуализация полученных знаний при выполнении задания В7 в формате ГИА...

    Урок русского языка в 5 классе "Знаки препинания внутри простого предложения"

    Урок русского языка в 5 классе "Знаки препинания внутри простого предложения"...

    Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."

    Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...

    Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

    Урок по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» разработан для учащихся 9  класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной р...

    Урок русского языка в 8 классе "Знаки препинания в сложном предложении".

    Конспект урока русского языка в 8 классе "Знаки препинания в сложном предложении" из раздела "Повторение изученного в 5-7 классах"....