Урок русского языка в 5 классе "Знаки препинания внутри простого предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе "Знаки препинания внутри простого предложения" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_znaki_prepinaniya_vnutri_prostogo_predlozheniya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме

 «Знаки препинания внутри простого предложения»

1. Предмет:   Русский язык

2. Класс:   5

3. Автор УМК:    С.И.Львова, В.В. Львов

4. Тема урока:  Знаки препинания внутри простого предложения

5. Тип урока:  Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

6. Цель урока:   Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация».  

7. Задачи урока:

образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация» (основные понятия синтаксиса:  простое  предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения,  обращение; постановка знаков препинания на  письме);

развивающие: развивать интерес к предмету; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное (составление схем предложений); развивать речь (учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему); учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки;

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания; формировать правильное отношение к слову.

8. Планируемые результаты:

Предметные:

   Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, при вводных словах;

  Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение, определять однородные члены предложения, обращения, вводные слова; ставить знаки препинания при письме; выполнять   пунктуационный разбор.

Личностные:   Уважительное отношение к родному языку;  самооценка учебной деятельности, умение связывать  цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:  Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь других; учиться работать в паре, в малой группе; формулировать собственное мнение и позицию,  строить логическую цепь рассуждения;   использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные понятия темы:   Синтаксис, пунктуация,   простое предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, вводные слова; знаки препинания;   пунктуационный разбор.  

10. Межпредметные связи:      Литература

11. Ресурсы:  

основные   Учебник «Русский язык», 5 класс.  Авторы С.И.Львова, В.В. Львов;

дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук;   карточки со знаками препинания, индивидуальные карточки с   заданиями; электронная физкультминутка.

12. Организация пространства:      Работа фронтальная Ф, индивидуальная И, групповая Г.

Технологическая карта урока русского языка «О пользе знаков препинания»

п/п

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный этап

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Действие смыслообразования (Л).

2

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

  Предлагает обучающимся  выполнить задание (Слайд №1). Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока.

(Слайд №2)

Обучающиеся выполняют задания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях; составляют схемы предложений в тетрадях (один ученик составляет схемы предложений у доски). Делают выводы о необходимости знаков препинания в тексте. Называют тему урока «Знаки препинания внутри простого предложения».

Целеполагание, планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция  (Р). Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П).

Умение оформлять свои мысли в устной форме (К).

3

Актуализация знаний.

 Учитель предлагает еще раз вспомнить, в каких случаях ставятся знаки препинания внутри простого предложения.

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

 Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К).

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П).

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

4

Обобщение и систематизация знаний.

Предлагает учащимся исправить пунктуационные ошибки ( работа в рабочих листах). Организовывает работу по взаимопроверке (слайд 3)

Находят и исправляют ошибки в постановке знаков препинания, обмениваются рабочими листами, проверяют, опираясь на образец, объясняют постановку знаков препинания, составляют схемы.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция

Организует работу по рядам.

Составьте и запишите предложения, графически объясните знаки препинания, составьте схемы. ( слайд 4)

 

 

Работают по рядам, составляют и записывают предложения, подчеркивают грамматические основы, составляют схемы.

Контроль, коррекция прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Моделирование-преобразование объекта (предложения) в модель (схему) (П).

Организует работу в парах.  

- Какие слова вежливости или речевого этикета вы знаете?

-Какую роль в предложении они могут выполнять?

Составьте и запишите предложения, используя слова речевого этикета в роли вводных слов.

Работают в парах. Вспоминают слова речевого этикета. Составляют и записывают предложения, объясняя знаки препинания.

Контроль. Коррекция. Прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

5

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Организует работу в малых группах.

Составить и записать небольшой текст на заданную тему, включив в него предложения с однородными членами, с вводными словами, обращениями.

 

Работают в малых группах. Составляют небольшие тексы по заданиям на карточках.

 

Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П).

Умение оценивать действия одноклассников  (К).

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организует проверку работы в группах по критериям.

 

 Выслушивают полученные тексты. Обсуждают их. Оценивают по критериям.

  Оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р).

Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П).

Умение оценивать действия одноклассников  (К).

7

Домашнее задание (записано на доске).

Комментирует ДЗ  

Записывают ДЗ в дневниках.

8

Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд №11)

Оценивает работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Поднимают руку.

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П).

Умение выражать свои мысли (К).

Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р).

Приложение 1. Презентация «Знаки препинания внутри простого предложения».

Слайд №1.  Спишите, расставьте недостающие знаки препинания.

                      Пожелай нам ветер светлого пути.

                      Пляшут искорки рассвета на деревьях и кустах.

                      Чтение вот лучшее учение.

                      Мы конечно верим в чудеса.

Слайд №2. Знаки препинания внутри простого предложения.

Слайд №3. Охотник отправился в лес и взял с собой собаку.

                     Под глубоким снегом спят реки, озера, пруды.

                     И сад, и степь, и двор – все было в холодной тени.

Слайд №4. Продолжите предложения

  1. Фонетика это….
  2. Словосочетание это…
  3. Морфема это…

Слайд №5.  Составьте тексты, включив в них предложения  с однородными членами, с обращениями, с вводными словами.

 Слайд № 6. Рефлексия и итоги урока.

  • В каких случаях внутри простого предложения ставятся знаки препинания?
  •  Какие задачи ставили? Достигли цели?
  • Мне понравилось …, потому что...
  • Мне не понравилось..., потому что...

 

               

Приложение 2. Рабочие листы

 

Исправьте пунктуационные ошибки

Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку.

Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.

И сад, и степь, и двор все было в холодной тени.

Приложение 3. Карточки с заданиями.

 1 группа.

Составьте и запишите текст на тему «В цирке». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.

2 группа.

Составьте и запишите текст на тему «Прогулка по зимнему лесу». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.

 3 группа

Составьте и запишите текст на тему «Экскурсия в музей». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.

4 группа

Составьте и запишите текст на тему «Новый год». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.

5 группа

Составьте и запишите текст на тему «Наступили каникулы».  Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.

6 группа

Составьте и запишите текст на тему «На уроке». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе (конспект)" Простые и сложные предложения"

Урок проводится после изучения темы "Сложные предложения"...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Простое предложение и его грамматическая основа

Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Простое предложение и его грамматическая основа...

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Простое предложение»

Тема: Простое предложение Цели: 1.       систематизировать знания о простом осложнённом предложении собособленными однородными членами,  с обособленными определ...

Урок по русскому языку. 5 класс. Синтаксический разбор простого предложения.

Конспект урока и презентацмя по теме "Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"

Предмет: русский языкКласс: 5Учитель: Лопатина Лилия АнатольевнаТема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: Базовый учебник...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них».

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе:  «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них»....